Техника заучивания наизусть
В первую очередь, учащийся должен подготовить себя к изучению Корана. Для этого следует сесть, повернувшись лицом к кибле, ощутить свою нужду в помощи Аллаха, обратиться к Нему за помощью и степенно прочесть несколько аятов, которые человек уже знает наизусть. При этом учащийся должен избегать обольщения собственным голосом. Не следует придавать большое значение мелодичности голоса и подражать кому-либо из известных чтецов Корана, потому что это мешает уделять должное внимание соблюдению правил чтения. Эта подготовка очень важна для учащегося, потому что через 10-15 минут чтения Корана искренний мусульманин ощутит сильное желание выучить коранические аяты наизусть, чтобы они стали неотъемлемой частью его души. После этого следует приступить к следующему, очень важному этапу процесса обучения. Учащийся должен сосредоточиться, внимательно посмотреть на аяты и представить, что его глаза и уши – это универсальный аппарат, с помощью которого он намерен запечатлеть эти аяты в своей памяти зрительно и на слух. Затем следует медленно, внимательно, соблюдая правила чтения Корана, прочесть один длинный или несколько коротких аятов, обращая внимание на места, которые слова занимают на странице. После этого следует закрыть глаза и воспроизвести в памяти прочитанное, представляя себе, что страница с текстом аятов находится перед глазами. Затем надо внимательно прочесть этот отрывок еще раз и убедиться в том, что его удалось запомнить надлежащим образом, и повторить весь этот процесс еще раз. При необходимости его можно повторить еще несколько раз для того, чтобы заучиваемый текст укоренился в памяти. Особое внимание надо уделять созданию связей как между аятами, так и между заучиваемыми отрывками. Для этого необходимо по несколько раз перечитывать и пересказывать по памяти конец одного отрывка и начало следующего. Практика показывает, что целесообразно запоминать, какими словами начинаются страницы, части, хизбы, рубы и т.д.
Желательно, чтобы учащийся поделился своим опытом с другими мусульманами и убедил их поступать таким же образом. По мнению психологов, если человек совершает какой-либо поступок и убеждает других людей в его необходимости, то этот поступок со временем становится для него образом жизни, с которым он расстается с большим трудом. Особого отношения заслуживают и похожие по смыслу и звучанию аяты. Известно, что некоторые выражения и даже целые истории повторяются в Коране более одного раза, и желающий изучить Коран должен проявить к ним особое внимание, чтобы не путаться и не ошибаться. Помимо этого наиболее распространенного метода существуют и другие методы изучения Корана. Одни предпочитают запоминать аяты, когда их читают искусные чтецы. Другие пользуются магнитофоном для того, чтобы записывать свое собственное чтение. Третьи записывают заучиваемый отрывок на бумаге или доске и периодически перечитывают его. Все эти методы являются полезными, и, если на то будет воля Аллаха, учащийся сможет достичь хороших результатов, если будет совмещать их. Следует помнить, что закреплению выученного текста помогает изучение смысла аятов и ознакомление с их толкованием. Всевышний сказал: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» [31]Это значит, что для того, чтобы снять замок со своего сердца и распахнуть его для писания Аллаха, человек должен задуматься над его смыслом. Безусловно, наилучшим способом для этого является изучение комментариев и толкований священного Корана. При этом желательно обращать особое внимание на общий смысл коранических отрывков, имена собственные, значения редких слов.
Способы изучения Корана Существует несколько распространенных способов повторения и закрепления в памяти выученных наизусть сур и аятов. Первый способ – это изучение Корана в одиночку. Любой человек способен выучить наизусть текст, если он поставил перед собой такую задачу. Однако, как мы уже не раз отмечали, священный Коран отличается от других книг. Изучающий Коран нуждается в том, чтобы кто-либо регулярно проверял его знания и исправлял ошибки, которые он допускает во время чтения. Поэтому для изучения Корана человек нуждается в знающем и опытном преподавателе. На частных занятиях преподаватель может учитывать наклонности ученика, полностью использовать его способности, развивать в нем необходимые качества. Недостатком этого способа является то, что ученики, не ощущая духа соперничества с товарищами, не всегда уделяют должное внимание правильному произношению аятов, а ленивые учащиеся имеют возможность небрежно относиться к занятиям и не выполнять задания исправно. Второй способ – изучение Корана в группе. Групповое чтение Корана в мечети известно со времен пророка Мухаммада, e. В достоверном хадисе, переданном Абу Давудом, говорится: «Если люди собираются в одной из домов Аллаха, чтобы прочесть писание Аллаха и изучить его, то на них обязательно опускается спокойствие, их осеняет милость, окружают ангелы, и Аллах поминает их среди тех, кто находится возле Него».[32] Помимо того, что групповое чтение увеличивает награду и помогает заслужить благословение Аллаха, оно повышает уровень рецитации, побуждает учащихся следить за соблюдением правил чтения, удерживает их от невнимательности и небрежности и дает хорошие результаты даже тогда, когда некоторые из учеников имеют слабую память или ленивы. Не менее важно и то, что при групповом обучении ученики не только изучают Коран, но и соблюдают этикет чтения Корана и общения с преподавателем. Вне всякого сомнения, группы по изучению Корана являются прекрасной школой нравственности для мусульман, особенно, младшего возраста. Однако и этот способ имеет свои недостатки. Во-первых, преподаватель не имеет возможности уделять внимание индивидуальным наклонностям учащихся. Во-вторых, если один из учащихся пропускает хотя бы одно занятие, то от этого страдает вся группа. В-третьих, талантливые ученики не могут проявлять свои способности в группе, потому что преподаватель вынужден составлять программу с учетом средних возможностей учащихся. Что же касается слабых учеников, то они начинают все больше и больше отставать от группы и даже могут пасть духом. Во избежание этого целесообразно создавать группы из учащихся с приблизительно одинаковыми способностями.
Безусловно, все перечисленные нами недостатки не являются существенным препятствием на пути изучения Корана, и есть много способов их устранения. Кроме того, при необходимости учащийся может совмещать оба способа обучения. Преподаватель может назначать дополнительные частные занятия для учеников, посещающих групповые занятия, и приглашать на групповые занятия тех, кто занимается частным образом. В целом же, можно сказать, что частные занятия предпочтительнее для взрослых или для тех, кто уже знает наизусть много сур, тогда как групповые занятия лучше всего проводить с детьми младшего возраста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|