Принципы организации предматематической подготовки в современных программах для дошкольных учреждений
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Введение
Целостное развитие ребенка-дошкольника - многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального. Неоспорима роль предматематической подготовки к школе не только в формировании, развитии и пополнении математических знаний, умений и навыков дошкольника, но и в интеллектуальном развитии ребенка в целом. Математическое образование на ранних этапах развития - мощный инструмент становления личности, обладающей развитым логическим мышлением, навыками анализа и синтеза, классификации и систематизации. Эти навыки станут залогом успеха не только в школьной математике, но и в других предметах школьного цикла, и в дальнейшей профессиональной деятельности подрастающего гражданина. Следовательно, предматематическая подготовка должна занять важное место в программах дошкольного воспитания и обучения. Однако современные педагогические технологии позволяют, исходя из единой аксиомы о необходимости предматематической подготовки, решать эту проблему с использованием различных подходов, педагогических методов, дидактических средств. Особенно отчетливо прослеживается такая тенденция в конфликте традиционных программ образования с альтернативными. Таким образом, проблема представленности и реализации предматематической подготовки в дошкольном учреждении образования остается актуальной и по сей день. Именно этой проблеме и посвящена наша работа. Цель работы - изучить современные тенденции совершенствования содержания математического образования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: . Изучить теоретическую литературу по проблеме содержания математического образования в дошкольном учреждении; . Проанализировать специфику предматематической подготовки к школе в различных программах дошкольного воспитания и обучения; . Провести сравнительный анализ принципов организации предматематической подготовки к школе в различных программах дошкольного воспитания и обучения. Объект исследования - программы дошкольного воспитания и обучения: Пралеска, Радуга и другие. Предмет исследования - содержание и методы предматематической подготовки к школе в данных программах. Методы исследования: анализ и синтез, систематизация и классификация, сравнительный анализ. Методологической основой исследования явились фундаментальные работы в области дидактики и психологии (Л.В. Выготский, Л.С. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, Л.В. Занков, П.И. Пидкасистый, Н.Н. Поддъяков, М.Н. Скаткин, Ш.А. Амонашвили и др.), работы математиков и методистов по проблемам математического развития ребенка и организации математического образования в ДОУ и начальной школе (А.М. Леушина, А.А. Столяр и др.). Курсовая работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, двух глав, первая посвящена общим вопросам организации предматематической подготовки в школе на базе дошкольного учреждения образования, вопросам содержания и реализации математического образования в детском саду, вторая лава посвящена непосредственно сравнительному анализу математического компонента программ дошкольного воспитания и обучения, заключения, в котором подводятся итоги работы, библиографического списка, включающего 22 источника.
Глава 1. Содержание и методика предматематической подготовки к школе в современном дошкольном учреждении
Принципы организации предматематической подготовки в современных программах для дошкольных учреждений
Математическое развитие детей в дошкольном образовательном учреждении проектируется на основе концепции дошкольного воспитания и обучения, программы учреждения, целей и задач развития детей, данных диагностики, прогнозируемых результатов. Концепцией определяется соотношение предматематического и пред-логического компонентов в содержании образования. От этого соотношения зависят прогнозируемые результаты: развитие интеллектуальных способностей детей, их логического, творческого или критического мышления; формирование представлений о числах, вычислительных или комбинаторных навыках, способах преобразования объектов и т. д [22]. Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы («Пралеска» ― в Беларуси [14], «Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др. ― в России), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует развитию познавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей. Математическая подготовка в дошкольном учреждении является не основной и не ведущей в современной концепции дошкольного образования. На первое место там выходит развитие речи, формирование базовых общеучебных навыков, развитие познавательных способностей. В то же время нельзя сказать, что предматематическая подготовка в современной дошкольной педагогике сводится к нулю. Если обратиться к истории педагогики, то можно увидеть, что в начале 20 века математике в дошкольном возрасте уделялось большое внимание. Потом постепенно роль и, соответственно, место и доля математических занятий постепенно снижалась. В последние годы к предматематической подготовке снова отмечается повышенный интерес, и это правильно: осознание сущности математических понятий и закономерностей способствует не только повышению уровня математических знаний. Математика ― своего рода универсальный инструмент, который способствует развитию образного, абстрактного, логического мышления, формированию навыков анализа и синтеза, целостного развития личности.
Для современных программ математического развития детей характерны следующие особенности [1], [14], [22]: 1) Направленность осваиваемого детьми математического содержания на развитие их познавательно-творческих способностей и в аспекте приобщения к человеческой культуре. Дети осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего их мира во взаимосвязи. Овладевают способами самостоятельного познания: сравнением, измерением, преобразованием, счетом и др. Это создает условия для их социализации, вхождения в мир человеческой культуры. ) Обучение детей строится на основе включения активных форм и методов и реализуется как на специально организованных занятиях (через развивающие и игровые ситуации), так и в самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми (в играх, экспериментировании, игровых тренингах, упражнениях в рабочих тетрадях, учебно-игровых книгах и т. д.). ) Используются те технологии развития математических представлений у детей, которые реализуют воспитательную, развивающую направленность обучения и активность обучающегося (В.А. Ситаров). Это технологии поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. В силу этого современные технологии определяются как проблемно-игровые. ) Развитие детей зависит от созданных педагогических условий и психологической комфортности, при которых обеспечивается единство познавательно-творческого и личностного развития ребенка. Необходимо стимулирование проявлений субъектности ребенка (самостоятельности, инициативности, творческих начал, рефлексии) в играх, упражнениях, игровых обучающих ситуациях (В.И. Слободчиков). Важнейшее условие развития прежде всего заключается в организации обогащенной предметно-игровой среды (эффективные развивающие игры, учебно-игровые пособия и материалы) и положительном взаимодействии между взрослыми и воспитанниками.
) Развитие и воспитание детей, их продвижение в познании математического содержания проектируется через освоение средств и способов познания. ) Проектирование и конструирование процесса развития математических представлений осуществляется на диагностической основе. ) Стимулирование познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития на математическом содержании способствует накоплению детьми логико-математического опыта (Л.М. Кларина). Этот опыт является основой для свободного включения ребенка в предметную, игровую, исследовательскую деятельность: самопознание, разрешение проблемных ситуаций; решение творческих задач и их реконструирование и так далее. Достоянием субъектного опыта ребенка становятся ориентировка в свойствах и отношениях объектов, зависимостях; умение воспринимать одно и то же явление, действие с разных позиций. Когнитивное развитие ребенка становится более совершенным.
1.2 Общепрограммные взгляды на содержание предматематической подготовки в дошкольном учреждении
Анализ различных программ по математике в детском саду [1], [5], [14] позволяет заключить, что основным в их содержании является разнообразный круг представлений и понятий: количество, число, множество, подмножество, величина, мера, форма предмета и геометрические фигуры; представления и понятия о пространстве (направление, расстояние, взаимное расположение предметов в пространстве) и времени (единицы измерения времени, некоторые его особенности). При этом важно подчеркнуть, что каждое математическое понятие формируется постепенно, поэтапно, по линейно-концентрическому принципу. Разные математические понятия тесно связаны между собой. В дошкольном возрасте основные математические понятия вводятся описательно. Каждое понятие вводится наглядно, путем созерцания конкретных предметов или практического оперирования ими. Другим направлением в обучении дошкольников математике является ознакомление их с рядом математических зависимостей и отношений. Особо следует выделить требования к формированию у детей определенных математических действий: накладывание, прикладывание, пересчитывание, отсчитывание, измерение и т.д. Именно овладение действиями оказывает наибольшее влияние на развитие.
Итак, содержание «предматематической» подготовки в детском саду имеет свои особенности. Они объясняются: 1) спецификой математических понятий; ) традициями в обучении дошкольников; ) требованиями современной школы к математическому развитию детей (А.А. Столяр). Учебный материал запрограммирован так, чтобы на основе уже усвоенных более простых знаний и способов деятельности у детей формировались новые, которые в свою очередь будут выступать предпосылкой становления сложных знаний и умений, и т.д. В процессе обучения наряду с формированием у детей практических действий формируются также познавательные (умственные) действия, которыми без помощи взрослых ребенок овладеть не может. Именно умственным действиям принадлежит ведущая роль, так как объектом познания в математике являются скрытые количественные отношения, алгоритмы, взаимосвязи. Весь процесс формирования элементов математики непосредственно связан с усвоением специальной терминологии. Слово делает понятие осмысленным, подводит к обобщениям, к абстрагированию. Рассмотрим более пристально содержание современных программ обучения элементарным математическим понятиям на различных этапах развития дошкольника. А) Младшая группа Количества Работа с детьми трех лет по развитию элементарных математических представлений в основном направлена на развитие представлений о множестве. Ребят учат сравнивать два множества, сопоставлять элементы одного множества с элементами другого, различать равенство и неравенство групп предметов, составляющих множество. Программный материал младшей группы ограничен дочисловым периодом обучения. Дети этого возраста учатся составлять группы из отдельных предметов и выделять предметы по одному: различать понятия «много» и «один». При сравнении двух количественных групп с помощью приемов наложения и приложения определять их равенство и не равенство по числу входящих в них элементов [19, 8]. Дети учатся составлять группу однородных предметов и выделять из нее один предмет, правильно отвечать на вопрос «сколько?». Эта задача решается в основном в игровой и практической деятельности [8, 35]. Величина Этот раздел программы связан с развитием первоначальных представлений у дошкольников о величине предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине, объему (больше, меньше, одинаковые по величине). Дети учатся словом определять величину предметов: длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий, толстый - тонкий, больший - меньший [19, 9]. Занятия с малышами нужно построить так, чтобы отдельные признаки предметов, на которые надо обратить внимание, были значимы для детей. Во-первых, усваивать эти знания ребенок должен в процессе деятельности, действий с различными предметами: ведь источником знаний является непосредственное чувственное восприятие вещей. Следовательно, нужно создавать такие ситуации, при которых отдельные признаки предметов приобретают особую значимость. Занятия рекомендуется начинать с интересной игры или привлекательной для ребенка деятельности [8, 21]. При первом знакомстве с тем или иным признаком предмета остальные признаки исключаются. При сравнении предметов следует широко использовать приемы приложения и наложения. Необходимо научить дошкольников пользоваться выражениями: одинаковые (равные) по длине, равные по ширине, одинаковые (равные) по высоте, толщине, одинаковые (равные) по высоте [19,9]. Учитывая тот факт, что в процессе познания действия должны сопровождаться словом, необходимо называть обследуемые признаки величины. Первоначально это делает воспитатель, а затем требует осмысленного употребления детьми слов «длина», «ширина», «высота», «толщина» [21,202]. Геометрические фигуры Первые сведения о геометрических фигурах дети получают во время игры. На основе накопленного опыта детей знакомят с названиями плоскостных геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник). Учат выделять, различать и называть эти фигуры. Важно, чтобы ребята обследовали эти фигуры зрительным и двигательно-осязательным анализаторами. Дошкольники обводят контур, проводят рукой по поверхностям моделей. Таким образом происходит общее восприятие формы. Для сравнения фигур следует использовать приемы приложения и наложения. Для детей, как и для взрослых, геометрические фигуры - это эталоны, пользуясь которыми он определяет форму предметов и их частей. Знакомство младших дошкольников с геометрическими фигурами нужно рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их как эталоны в познании формы окружающих предметов [8, 25].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|