Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы организации предматематической подготовки в белорусской программе дошкольного воспитания и обучения «Пралеска»




 

Программные задачи подраздела «Математика» в программе «Пралеска» во многом базируются на принципе совместных усилий взрослого и ребенка. Чтобы добиться максимального образовательного эффекта, в педагогический процесс должны быть включены все виды детской деятельности (игровая, общение, познавательно-практическая, художественная, элементарная трудовая и учебная), однако основной средой, как и инструментом развития предматематических знаний должна оставаться основная для данного возраста деятельность [14], [16].

Для детей группы «Малыши» такой является предметная (познавательно-практическая) деятельность. В этом возрасте важная роль отводится и общению, предпосылкам игровой деятельности, зарождающейся художественной деятельности. Формирование понятий, их отношений происходит в общении с воспитателем, другими взрослыми, детьми.

В группе «Почемучки» приоритеты несколько меняются, поскольку игра приобретает статус ведущей деятельности. Игра становится не только ведущим видом деятельности, но и способом, методом обучения дошкольника.

По-прежнему значимой остается познавательно-практическая деятельность; она приобретает новые черты, новое содержание, приближая детей к моделированию, все большее место в ней занимает экспериментирование.

У детей группы «Фантазеры» формируются предпосылки учебной деятельности. Успеху этого процесса будут способствовать проводимые регулярно занятия, выполнение небольших «домашних заданий», «работа» с индивидуальными тетрадями. Однако игра для ребят остается ведущим видом деятельности, поэтому все перечисленные выше формы специально организованного обучения дошкольников должны носить игровой характер.

В старшем дошкольном возрасте по-прежнему актуальной в плане знакомства с математикой остается познавательно-практическая деятельность. В процессе проведения опытов, экспериментирования ребенок узнает новые сведения. В игровой деятельности старших дошкольников важное место занимают дидактические игры, направленные на закрепление знаний, умений и навыков, на развитие воображения, памяти.

Развивающие материалы с математическим содержанием (игры-вкладыши, кубы и другие материалы Б. Никитина, М. Монтессори, цветные палочки X. Кюнзенера, логические блоки Дьенеша и др.) помогут развить у детей элементы логического мышления, интеллектуально-творческих способностей дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры, связанные с куплей-продажей, оплатой («Магазин», «Ателье», «Парикмахерская» и др.) помогут ребенку закрепить навыки счета, знания о числе и цифрах, навыки вычислительной деятельности, измерения, знание эталонов веса, стоимости.

Подвижные игры с увертыванием, бегом и другими движениями способствуют обучению ребенка ориентировке в пространстве.

Художественная деятельность дает возможность всесторонне познакомить детей с формой, фигурой, научить выделять общую форму предмета, форму отдельных деталей. При создании узоров, рассматривании живописных и графических произведений художников-мастеров, самих детей можно подчеркнуть пространственное размещение персонажей картины, деталей узоров и т.п.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что одной из отправных точек в совершенствовании содержания и организации предматематической подготовке к школе в белорусской программе дошкольного воспитания и обучения становится интеграция познавательной активности дошкольников во все виды деятельности. Своеобразное межпредметное взаимопроникновение элементарных знаний в дошкольном обучении способствует естественному закреплению получаемых знаний.

К концу дошкольного возраста у ребенка складываются предпосылки новой деятельности - учебной. Они все заметнее проявляются к семи годам в процессе специально организованных занятий. На них старшие воспитанники также приобретают первоначальный круг знаний, значимый для последующего вхождения их в мир математики.

Алгоритм обучения ― один из важнейших принципов в белорусской программе дошкольного воспитания и обучения «Пралеска». Алгоритмы обучения предлагается использовать во всех видах деятельности. Алгоритм обучения (деятельность воспитателя) трактуется как понятное и точное предписание последовательности действий педагога, направленных на достижение образовательной цели. Действия логически, научно обосновано следуют одно за другим в строгом порядке, опираясь на предыдущие. Алгоритм обучения в свою очередь можно условно подразделить на алгоритмы обучающих действий; алгоритмы вопросов, обращенных к детям; комплексные алгоритмы, включающие и действия, и вопросы педагога. Алгоритмизация некоторых математических действий детей представлена усвоением дошкольниками в процессе математического развития следующих алгоритмов: счета (количественного и порядкового), составления множества, сравнения множеств но количеству входящих в них элементов, деления целого на равные части, сравнения предметов по величине, измерения, обследования геометрических фигур и других математических действий. Эти алгоритмы выступают для ребенка как правила, общий способ выполнения действий.

Алгоритмизация структуры форм специально организованной работы с детьми и построения комплексного подхода к математическому развитию ребенка выступает в строгой алгоритмизации двух вариантов занятий по математике: комбинированного и игрового обучающе-развивающего комплекса, таких форм познавательно-практической деятельности, как опыта и эксперимента. В качестве примера четкого построения комплексного подхода можно представить поэтапное проведение процесса формирования представлений о частях суток у детей старшего дошкольного возраста, знакомства со множеством и его графическим изображением и т. д.

Таким образом, в качестве основных педагогических средств технологии, представленной в программе «Пралеска» выступают вопросы и задания детям. Данные основные средства могут включаться в различные формы всех видов деятельности (игру, упражнение, обследование, опыт, эксперимент, чтение, слушание или рассматривание художественных произведений, развлечение, занятия и т. д.) и использоваться в момент спонтанно возникшей или специально созданной практически значимой для ребенка проблемной ситуации.

Технология алгоритмизации процесса предметематического развития дошкольника открывает возможность воспитателю применять алгоритмы: в построении различных форм организации работы с детьми; в различных видах деятельности, независимо от типа наглядности и условий, в которых происходит математическое развитие; в поощрении самостоятельного поиска ребенком пути решения поставленной задачи; создания ребенком нового оригинального творческого продукта - в немалой степени позволяет ему избежать ошибок и путаницы на пути познания.

Основными тенденциями в совершенствовании содержания и методики предматематической подготовке к школе выступают следующие направления:

-  организация педагогом (совместно с родителями) развивающей среды, стимулирующей детскую деятельность (игру, экспериментирование, художественное творчество и др.);

-  непосредственные воспитательные и обучающие воздействия педагога на детскую группу и отдельного ребёнка;

-  создание педагогом ситуаций, способствующих развитию «детского общества», гуманных взаимоотношений в нём, благоприятному климату для каждого воспитанника;

-  взаимодействие педагога с родителями в интересах гармонического развития ребёнка.

-  Повышение уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, воспитывавшихся только в условиях семьи, осуществляется в специально организованных группах на основе данной программы.

-  Образовательный процесс в этих группах строится преимущественно на включении ребёнка в игровую, познавательно практическую, художественную и другие специфические детские виды деятельности.

-  Преемственность содержания программы с «Пралеской» и программами начальной школы призвана предоставить дошкольникам этой категории равные стартовые возможности и облегчить им начало школьного обучения.

Итак, мы видим, что в программе дошкольного воспитания и обучения уделяется значительное внимание не только вопросам организации подготовки детей к школе. Направления совершенствования содержания и методики процесса обучения дошкольников элементарным математическим представлениям соответствуют наработкам современной теоретической педагогической науки, педагогической методологии и практики.

 

Содержание предматематической подготовки в программах, ориентированных на интеграцию предметной подготовки дошкольников

предматематический подготовка дошкольный

Рассмотрим специфику содержания предматематической подготовки дошкольников в программах, ориентированных интеграцию и смешение предметной подготовки дошкольников ан примере программы «Предшкольная пора» [1].

Авторский коллектив (Козлова С.А., Журова Л.Е., Кузнецова М.И., Щербакова Е.И., Салмина Н.Г., Глебова А.О, Куликова Т.А., Златопольский Д.С.) под руководством доктора педагогических наук профессора Н.Ф. Виноградовой при разработке программы стремился уйти от стереотипного понимания подготовки детей к школе. Как считают авторы программы, важно, учитывая особенности психики ребенка, развивать в нем те качества, которые будут определять интерес к учебе в школе и успешность усвоения знаний. Исходя из этого, программа построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольных процессов; ценностных отношений к окружающему миру и к себе и др.

В программе пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника:

-  «Познаём других людей и себя»;

-  «Познаём мир»;

-  «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»;

-  «Учимся родному языку»;

-  «Учимся рисовать».

Важное место в программе отведено игре как приоритетному методу обучения на занятиях по всем указанным разделам программы. В соответствии с замыслом авторов игра выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. В пособиях программы представлены два вида игр: дидактическая и сюжетно-ролевая.

Поскольку отдельного раздела предматематической подготовки в данной программе нет, мы рассмотрим, как элементы математических представлений включены в различные блоки программы.

В раздел «Познаем мир» входят задания на классификацию и группировку предметов по разным признакам (форме, величине, материалу и др.). Пространственная ориентация также во многом формируется на основе заданий из этой части курса. Определяя форму предметов, дети знакомятся с геометрическими фигурами, эталонами (например: арбуз - шар, окно - прямоугольник), называют основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторона, вершина).Дошкольники учатся определять величину предмета, измерять его с помощью других предметов, так школьник приходят к пониманию меры.

Ориентация во времени ― также тематический раздел этого блока.

В раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включены такие базовые логико-математические представления, как связи между предметами и объектами окружающего мира (причинные, временные, последовательные) и задания, направленные на развитие логического мышления. Занимаясь по пособиям, составляющим дидактическую часть программы, дошкольники знакомятся с числовым рядом, учатся сравнивать множества, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий».

В процессе практической деятельности с предметами устанавливаются соответствия между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравниваются множества, формулируются результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше - меньше», «больше - меньше на столько-то»; выполняются задания по уравниванию множеств (удалить или добавить элементы); измеряются величины, изучаются меры для измерения, сравниваются величины.

Здесь же идет обучение счету и простейшим арифметическим действиям по принципу получения числа прибавлением или вычитанием. Здесь же есть задания, ориентированные на установление равенства (неравенства) предметов.

Организация процесса обучения по программе «Предшкольная пора» должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.

В зоне особого внимания педагога должен быть учет психических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:

. Нельзя предъявлять к детям требования, которых они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной мотивации ребенка: отношения к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого - успешности обучения.

. Нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усвоения тех знаний и умений, которые будут изучаться в школе. Педагог должен понимать, что в условиях фронтального обучения многие дети усваивают знания без понимания их смысла и поэтому не могут использовать их самостоятельно. Такие знания, накапливаясь, только загружают память и не могут положительно повлиять на развитие мыслительных операций, речи, воображения и др.

. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.

. Следует создать условия для возможно более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность в общении со сверстниками - особая черта детей этого возраста: именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.

. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления и т.п. Проведение занятий с использованием различных разноуровневых заданий предусмотрено во всех книгах и рабочих тетрадях УМК "Предшкольная пора".

Игра в этой программе выступает как приоритетный метод обучения. Авторы опираются на известное положение психологии об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника, для становления качеств личности, которые обеспечат развитие предпосылок ведущей для младшего школьника деятельности - учебной. Реализация такого подхода, по убеждению авторов, удовлетворит возрастную потребность дошкольников в игре и предупредит возможность превращения процесса обучения на ступени предшкольного образования в вариант более раннего школьного обучения. Это особенно важно при обучении грамоте и математике.

В предлагаемых пособиях к данной программе представлены два вида игр - дидактическая и ролевая.

При предъявлении дидактической игры педагог в доступной для детей форме озвучивает ее дидактическую цель. Чтобы игра состоялась, она должна содержать игровое правило и игровое действие. Игровое правило формулируется обычно так: «если, то…». Отсутствие игрового правила разрушает игру, поэтому нужно воспитывать в детях желание победить, умение проигрывать, элементарную оценку того, почему в данной игре он не одержал победу.

При использовании ролевой игры как метода обучения на занятии педагог в косвенной форме участвует в распределении ролей, помогает каждому исполнителю понять особенности исполняемой роли, дает образец того, как можно вступить во взаимодействие с другими участниками игры, развивать ее сюжет. Педагог должен способствовать тому, чтобы каждый играющий получил удовольствие от совместной игровой деятельности.

В соответствии с замыслом авторов Программы «Предшкольная пора» игра выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. Значение организации такого игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от каждого ребенка импровизации творчества, что способствует развитию творческих качеств личности, способности любую задачу решать инициативно и творчески.

Идея организации специального игрового часа как средства подготовки к школе возникла у авторов потому, что в школу приходят недоигравшие дети, что отрицательно влияет на успешность их обучения. Эта зависимость между сформированностью игровой деятельности и успехами в школе определяется ее влиянием на развитие учебной деятельности и просматривается при любом виде игр. Если, к примеру, дошкольник не принимал участия в разнообразных дидактических играх, то у него могут быть проблемы с произвольной деятельностью, ведь именно в этом виде игр развиваются умения действовать в соответствии с правилом, добиваться желаемого результата, преодолевать трудности, а также целеустремленность, настойчивость, терпение, упорство, волевые усилия. Ролевая игра имеет особое значение для развития воображения, фантазии ребенка - важнейшей способности будущего школьника. Режиссерские и ролевые игры во многом определяют и сформированность умений сотрудничать, общаться, договариваться и т.п.

Вместе с тем, педагогу следует помнить, что игровая деятельность может изобретаться ребенком, если к этому есть определенные предпосылки: знания, которые становятся основой ее результативности, разнообразные умения играть (как использовать игрушки или предметы - заместители; как разыгрывать роль, передавать образ; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам, вступать во взаимодействие и т.д.).

Всему этому нужно детей учить. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающие эффекты.

Для этого педагог должен влиять на содержание игры, учить детей способам взаимодействия, помогать согласовать замыслы, распределить роли, договориться о правилах, совместно решить, что потребуется для игры и т.д.

По замыслу авторов игровой час - время для возникновения и развития разных видов игр.

Итак, на основе программы «Предшкольная пора» мы рассмотрели совершенствование содержания и методики предматематической подготовки к школе, которая движется совершенно в другом направлении ― в направлении интеграции предметных знаний в блоки, разделенные на основе психических процессов и ведущей деятельности дошкольников. Таким образом обеспечивается наиболее естественное усвоение нового материала, в игре легко осваиваются новые понятия, формируются навыки. Существенным недостатком такого рода программ может стать трудность в планировании, контроле уровня сформированности тех или иных предметных знаний. Могут возникнуть и затруднения при переходе к традиционному школьному обучению.

Решить противоречие между особенностями психической и физиологической организации дошкольника и системой планомерного и целенаправленного обучения элементарным математическим понятиям позволяют альтернативные системы обучения и воспитания, которые будут рассмотрены в следующем блоке.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...