Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концептуальные основы программы




Программа «Ступеньки детства» рассчитана на детей в возрасте от 4-х до 6-ти (7-ми) лет и может использоваться как в групповой, так и в индивидуальной работе с ними. Программа «Ступеньки детства» является комплексной и включает в себя такие важнейшие линии развития ребенка-дошкольника, как: психофизиологическое развитие и охрана здоровья, социально-личностное, эмоционально-эстетическое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие.

В основу данной программы положена идея о необходимости более строгого соблюдения природных законов развития ребенка в рамках развивающего обучения и связанная с ней идея преемственности в разных звеньях образовательного процесса в детских учреждениях.

 

В соответствии с различными действующими программами старшие дошкольники довольно много времени уделяют систематическим занятиям, что, однако, в подавляющем большинстве случаев не обеспечивает ни реального развития, ни полноценной готовности к школьному обучению. Психологами, педагогами и медиками отмечается опасная тенденция снижения физического и психического здоровья дошкольников в силу откровенного форсирования учебной деятельности, организуемой без достаточного учёта природных законов развития ребенка. В результате фактически вместо полноценного развития и подготовки к школьному обучению многие дети на момент поступления в школу не только заметно снижают учебную мотивацию, но и в значительной степени истрачивают свои физические и психические ресурсы.

Зачастую практика такой форсированной подготовки к школе связывается с якобы постоянно усложняющимся содержанием школьного образования. Однако этот аргумент является ложным. Современное содержание начального образования (в рамках любой из действующих сегодня программ!) не требует от ребенка, поступающего в школу, и половины тех преждевременных знаний, которыми его зачастую «нагружают» в дошкольном возрасте.

Основные трудности в усвоении ребёнком программного содержания школьных предметов связаны отнюдь не с их объективной сложностью (она невелика), а именно с бедностью базового чувственного опыта, недостаточной развитостью психических процессов и способов учебной деятельности.

Таким образом, анализ опыта «развивающего обучения» как обучения «многознанию» и форсирования интеллектуального развития детей за счет преждевременного включения абстрактных форм познания подводит к выводу о несостоятельности такого подхода. Необходимо формирование принципиально нового общественного сознания в отношении к данной проблеме.

Исходя из вышеизложенного предлагается система работы с дошкольниками по подготовке их к школьному обучению, которая включает формирование:

мотивационной готовности (т.е. внутреннего стремления к приобретению знаний);

- интеллектуально-познавательной готовности (развитость основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и пр.);

деятельностной готовности и развитости практических процессов и действий (ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль);

социально-личностной готовности (определенный уровень воспитанности личностных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми, а также работоспособность).

Именно это и должно быть сформировано у малыша в дошкольный период, чтобы обеспечить ему успешное обучение в школе.

Принципы программы «Ступеньки детства»:

1. Оптимальный учет функциональных возможностей и естественных законов развития ребенка при организации различных видов деятельности.

2. Ограничение учебных нагрузок дошкольников, отказ от экстенсивного пути в организации учебно-познавательной деятельности за счет оптимизации педагогического процесса.

.   Создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой знаний, умений и навыков.

.   Забота о духовно-нравственном развитии личности в рамках учебных занятий, свободных видов деятельности и организации общения с детьми.

.   Включение опыта ребенка в процесс усвоения знаний, умений и навыков.

.   Приоритет самостоятельной деятельности ребенка в процессе обучения.

.   Интеграция знаний, умений и навыков (через содержание и виды познавательной деятельности, организуемой по отдельным направлениям).

.   Открытый характер предметного содержания образовательно-развивающей работы с детьми на всех ступенях. Отсутствие нацеленности на работу по определенному учебно-методическому комплекту в школе.

Предматеммтическая подготовка входит в программу как структурный компонент раздела интеллектуально-познавательного развития (развитие познавательного интереса, активности, эрудиции, психических процессов и умственных действий; формирование структуры учебной деятельности). Все линии или направления работы реализуются комплексно: во всех конкретных видах деятельности они проходят во взаимосвязи друг с другом. В первую очередь это обеспечивается специально разработанной системой учебных занятий, которые по своему содержанию соответствуют интересам, запросам и возможностям детей на каждой возрастной ступени. Помимо этого большое значение мы придаём организации повседневного общения, а также соответствующих видов свободной деятельности при проведении досуга.

Развивать ребёнка, так же как и воспитывать его, невозможно «на пустом месте». Эти процессы в любом случае строятся на каком-то содержательном материале (на новых знаниях или действиях или на переосмыслении уже имеющихся), а также на принципах организации деятельности по усвоению этого материала.

Нет никакого сомнения, что правильно организованные обычные для детей виды деятельности (игры, общение и особенно занятия) и являются оптимальным полем для их развития и воспитания. Важно заметить: следует стремиться не к расширению списка разных по содержанию и форме занятий, а к тому, чтобы их небольшое число было использовано наилучшим образом.

По мнению авторов, проблема совершенствования содержания дошкольного обучения заключается не в разделении «дошкольных» и «школьных» форм и видов работы с детьми, а в том, чтобы деятельность в любой её форме была целесообразной и увлекательной для ребенка.

Приоритет отдаётся преобладанию наглядно-действенных и наглядно-образных форм познания над вербальными. Включение абстрактных форм познания осуществляется лишь по мере накопления достаточной базы чувственного опыта. Приоритетное значение имеют также исследовательские методы, которые развивают любознательность и важнейшие психические функции ребенка. Они находят своё выражение в приёмах наблюдения, разноплановом рассмотрении объектов, их сравнении, преобразовании и конструировании, в обобщении результатов наблюдений, в опоре на опыт ребенка, в соблюдении баланса между знанием и интуицией, в использовании дедуктивных и индуктивных рассуждений. Активно используется и метод моделирования (предметные и графические модели и установление соответствия между ними), но лишь по мере накопления базового чувственного опыта.

Основными организационными формами являются: работа в группе, в парах, индивидуальная работа.

В качестве основных средств выступают: многофункциональные дидактические материалы с печатной основой для проведения дифференцированной работы и соответствующие им предметные средства, обеспечивающие полноценную организацию этой работы, а также наглядные пособия.

Практически все занятия в каждой предметной области носят комплексный характер. Комплексный характер заданий позволяет:

) за счет переключения с одних видов деятельности на другие не допустить утомления детей (что могло бы привести к снижению учебно-познавательной мотивации и отрицательно влиять на здоровье);

) повысить сознательность выполняемых видов работы (благодаря тому, что каждое задание рассматривается ребенком с разных сторон, с необходимой степенью подробности);

) максимально использовать конкретную работу для развития самых разных психических процессов и приемов умственной деятельности.

Одновременно содержание предлагаемых заданий предполагает и воспитательное воздействие на детей и направлено на развитие у них ценных качеств личности.

Во всех предметных областях и на разных занятиях предусматривается также приучение ребенка к работе с книгой, развитие желания «общаться» с книгой, получать из нее информацию и размышлять над этой информацией.

Итак, мы видим, что альтернативные подходы к организации дошкольного воспитания и обучения решающее значение придают не содержанию, а научению дошкольника способам познания мира, приобретения новых знаний, саморазвития.

 

Выводы по Главе 2

 

Основными тенденциями в совершенствовании содержания и методики предматематической подготовке к школе в белорусской программе дошкольного воспитания и обучения «Пралеска» выступают следующие направления:

-  организация педагогом (совместно с родителями) развивающей среды, стимулирующей детскую деятельность (игру, экспериментирование, художественное творчество и др.);

-  непосредственные воспитательные и обучающие воздействия педагога на детскую группу и отдельного ребёнка;

-  создание педагогом ситуаций, способствующих развитию «детского общества», гуманных взаимоотношений в нём, благоприятному климату для каждого воспитанника;

-  взаимодействие педагога с родителями в интересах гармонического развития ребёнка.

-  Повышение уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, воспитывавшихся только в условиях семьи, осуществляется в специально организованных группах на основе данной программы.

-  Образовательный процесс в этих группах строится преимущественно на включении ребёнка в игровую, познавательно практическую, художественную и другие специфические детские виды деятельности.

-  Преемственность содержания программы с «Пралеской» и программами начальной школы призвана предоставить дошкольникам этой категории равные стартовые возможности и облегчить им начало школьного обучения.

В программе «Пралеска» уделяется значительное внимание не только вопросам организации подготовки детей к школе. Направления совершенствования содержания и методики процесса обучения дошкольников элементарным математическим представлениям соответствуют наработкам современной теоретической педагогической науки, педагогической методологии и практики.

На основе программы «Предшкольная пора» можно рассмотреть совершенствование содержания и методики предматематической подготовки к школе, которая движется совершенно в другом направлении ― в направлении интеграции предметных знаний в блоки, разделенные на основе психических процессов и ведущей деятельности дошкольников. Таким образом обеспечивается наиболее естественное усвоение нового материала, в игре легко осваиваются новые понятия, формируются навыки. Существенным недостатком такого рода программ может стать трудность в планировании, контроле уровня сформированности тех или иных предметных знаний. Могут возникнуть и затруднения при переходе к традиционному школьному обучению.

Решить противоречие между особенностями психической и физиологической организации дошкольника и системой планомерного и целенаправленного обучения элементарным математическим понятиям позволяют альтернативные системы обучения и воспитания.

Программа «Ступеньки детства» базируется на принципах развивающего обучения и преемственности в обучении и развитии детей на дошкольной и школьной образовательных ступенях. Основу программы составляют прогрессивные концепции развивающего обучения, а ведущая идея состоит в гармоничном развитии ребенка: без искусственного ускорения, с максимальным учётом природных законов развития.

А льтернативные подходы к организации дошкольного воспитания и обучения решающее значение придают не содержанию, а научению дошкольника способам познания мира, приобретения новых знаний, саморазвития.

 


Заключение

 

Таким образом, анализ теоретической литературы позволил сделать выводы о том, что у современных педагогов есть большие возможности для конструирования авторских программ по математическому развитию ребенка, что, однако, невозможно без глубокого знания основ теории и методики математики, обращения к успешно апробированным традиционным, альтернативным и вариационным подходам к математической подготовке детей.

Актуальными для обогащения действующих и создания новых методик и технологий математического развития ребенка в свете современных требований представляются направления, связанные с адаптированием к специфике детского возраста теории развивающего обучения, эвристического обучения, математического моделирования. Эти направления способствуют углублению дидактических основ формирования математических представлений у детей с учетом преемственности между детским садом и начальной школой.

Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной и естественной, если усилия педагогов и родителей направлены на воспитание у ребенка потребности испытывать интерес к самому процессу познания, самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

По мнению многих исследователей, важными показателями умственного развития ребенка к концу дошкольного возраста являются: сформированность образного и основ словесно-логического мышления, воображения, творчества, овладение умениями классифицировать, обобщать, схематизировать, моделировать, отражая и контролируя результаты познавательной деятельности в диалоге и монологе.

Следует помнить, что содержание деятельности по математическому развитию ребенка при любом подходе должно соответствовать его возрастным особенностям и требованиям к подготовке, обеспечивающим дальнейшее развитие; учитывать возможности современных информационных технологий; предусматривать пути корректировки. Формы и методы работы определяются необходимостью реализации гуманистических идей игрового освоения мира, обеспечиваются личностно-ориентированным взаимодействием взрослых с детьми в процессе организации детской деятельности.

Представленные направления определяют педагогу сопровождающую позицию, т.е. предполагают возможность выбора детьми собственного пути решения образовательных задач и продвижения по нему в соответствии со своими особенностями, ведут к с хранению уникальности, разноуровневости и разноплановости дошкольников в рамках математики как сферы знания.

Анализ содержания действующих программ для дошкольных образовательных учреждений и начальной школы в области математического развития, и наблюдения экспериментальных исследований свидетельствуют о продуктивности синтеза технологий в совершенствовании содержания и методики предматематической подготовки к школе.

 


Библиографический список

 

1. Архипова, Е.А. Современный детский сад: Программное обеспечение: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Мн.: НМЦентр, 2000. - 88с.

.   Белоус, А.Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы детей дошкольного воз-раста: Пособие для педагогов, педагогов- психологов дошкольных учреждений. - Мн.: Беларусь, 2002. - 144 с.

.   Болотина, Л.Р. и др. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студ. ср. пед. учеб. зав. - 3-е изд. - М.: изд. центр «Академия», 1998. - 240 с.

.   Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.

.   Воспитание и обучение детей седьмого года жизни в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования (старшая ступень, второй год обучения). Программа и краткие методические рекомендации: /Л.Б. Горунович [и др.]; под ред. И.В.Житко. - Мн.: НИО, 2005. -- 183 с.

.   Дошкольная математическая подготовка. Книга для воспитателя. - Мурманск: Пазори, 2001. - 198 с.

.   Дошкольное образование. Готовность к школе - Мн.: Мин-во образ. Респ. Беларусь, 2001. - 24 с.

.   Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с.

.   Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для вузов / Козлова С.А., Куликова Т.А. - 4-е издание. - М.: Академия, 2002. - 416 с.

.   Кушнир, Н.Я. Детский сад - школа: проблема преемственности: пособие для педаг. дошк. учрежд. - Мн.: Ураджай, 2000. - 156 с.

.   Математическое развитие дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций. - М.: Владос, 2003. - 436 с.

.   Михайленко, И.Я., Короткова, И.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования:. Методические рекомендации.//Вестн. образования. - 1991. - № 12; Дошкольное воспитание, - 1992., № 5 - 6.

13. Носова, Е.А. Интеллектуальные игры и упражнения для дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Мн.: Народная асвета, 1998. - 64 с.

14. Пралеска: программа дошкольного образования /Е.А.Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсев, 2007. - 320 с.

15. Программа образовательных услуг детям шестого года жизни, не посещающим дошкольное учреждение / Л.Б. Горунович [и др.]; под ред. И.В. Житко. - Минск: НИО, 2005. - 23 с.

.   Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Панько [и др.]. - Минск: НИО, Аверсэв, 2007. - 304 с.

.   Развивающие технологии в дошкольном математическом образовании. Практико-ориентированная монография. - М.: Классик-Стиль, 2003. - 320с.

.   Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. - Воронеж: МОТЭК, 2003. - 352 с.

.   Сай, М.К., Удальцова, Е.И. Математика в детском саду. - Мн.: Нар. асвета, 1990. - 96 с.

.   Сербина, Е.В. Математика для малышей. - М.: Просвещение, 1992. - 80 с.

.   Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.

22. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 1998. - 272 с.

 

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Содержание предматематической подготовки по Леушиной:

группа 1) количество и счет 2) величина 3) геометрические фигуры 4) ориентировка в пространстве 5) ориентировка во времени
мл. до 3, сложение и вычитание на интуитивном уровне (птички); понятия - столько же, больше, меньше сопоставляем предмет один к одному (прием наложения (край ленточки короче, уже - шире, ниже-выше) и приложения) изучаем круг и квадрат (иногда треугольник) - узнаем и называем, вырезаем, используем игры от себя (вверх - вниз, вперед - назад, налево - направо); освоение предлог (в, на, за, перед, сзади, около, между, под, над, рядом) освоение понятий: день-ночь; утро-день-вечер-ночь; сутки (сутки вертятся)
ср. до 5 - на интуитивном уровне), сложение и вычитание на качественном (формулировки «5» больше «4» предметов) треугольник, прямоугольник - узнаем, называем, играем в д/игры сравнение предметов по двум параметрам - длиннее и шире (метод наложения) от другого объекта (кукла - перед, сзади и т.д.) изучение последовательности суток, называем дни недели (какой день недели между днями недели)
ст. до 10, каждое новое число получается добавлением «1» (еще одного предмета); что значит равенство - 4 = 4 (метод наложения, приложения); последовательность натурального ряда чисел; знаки < >= употребляются только с цифрами до 10 предметов - выстраиваем сериационные ряды (по убывающей или по возрастающей) четырех- и многоугольник, их свойства (у четырехугольника все стороны равны, проверка путем сгибания) ориентироваться на листе белой бумаги (лево, право, верх, низ), использование д/игры месяцы, сезоны, календарь (лучше использовать отрывной)
Подг. прямой и обратный счет, порядковый, простые арифметические задачи в одной действие; пишем цифры изучаем объемы - вместимость жидких и сыпучих тел, массу игры-конструкторы (из чего состоят фигурки), вначале по образцу, затем по контуру, по памяти ориентировка в среде (выше, ниже, на уровне 5 этажа; под водой, между, колесо обозрения) песочные часы; понятия 1, 5, 10 минут (что можно сделать за 1 мин? Сколько времени нужно, чтобы …?)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...