Концептуальные основы программы
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Программа «Ступеньки детства» рассчитана на детей в возрасте от 4-х до 6-ти (7-ми) лет и может использоваться как в групповой, так и в индивидуальной работе с ними. Программа «Ступеньки детства» является комплексной и включает в себя такие важнейшие линии развития ребенка-дошкольника, как: психофизиологическое развитие и охрана здоровья, социально-личностное, эмоционально-эстетическое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие. В основу данной программы положена идея о необходимости более строгого соблюдения природных законов развития ребенка в рамках развивающего обучения и связанная с ней идея преемственности в разных звеньях образовательного процесса в детских учреждениях.
В соответствии с различными действующими программами старшие дошкольники довольно много времени уделяют систематическим занятиям, что, однако, в подавляющем большинстве случаев не обеспечивает ни реального развития, ни полноценной готовности к школьному обучению. Психологами, педагогами и медиками отмечается опасная тенденция снижения физического и психического здоровья дошкольников в силу откровенного форсирования учебной деятельности, организуемой без достаточного учёта природных законов развития ребенка. В результате фактически вместо полноценного развития и подготовки к школьному обучению многие дети на момент поступления в школу не только заметно снижают учебную мотивацию, но и в значительной степени истрачивают свои физические и психические ресурсы. Зачастую практика такой форсированной подготовки к школе связывается с якобы постоянно усложняющимся содержанием школьного образования. Однако этот аргумент является ложным. Современное содержание начального образования (в рамках любой из действующих сегодня программ!) не требует от ребенка, поступающего в школу, и половины тех преждевременных знаний, которыми его зачастую «нагружают» в дошкольном возрасте.
Основные трудности в усвоении ребёнком программного содержания школьных предметов связаны отнюдь не с их объективной сложностью (она невелика), а именно с бедностью базового чувственного опыта, недостаточной развитостью психических процессов и способов учебной деятельности. Таким образом, анализ опыта «развивающего обучения» как обучения «многознанию» и форсирования интеллектуального развития детей за счет преждевременного включения абстрактных форм познания подводит к выводу о несостоятельности такого подхода. Необходимо формирование принципиально нового общественного сознания в отношении к данной проблеме. Исходя из вышеизложенного предлагается система работы с дошкольниками по подготовке их к школьному обучению, которая включает формирование: мотивационной готовности (т.е. внутреннего стремления к приобретению знаний); - интеллектуально-познавательной готовности (развитость основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и пр.); деятельностной готовности и развитости практических процессов и действий (ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль); социально-личностной готовности (определенный уровень воспитанности личностных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми, а также работоспособность). Именно это и должно быть сформировано у малыша в дошкольный период, чтобы обеспечить ему успешное обучение в школе. Принципы программы «Ступеньки детства»: 1. Оптимальный учет функциональных возможностей и естественных законов развития ребенка при организации различных видов деятельности.
2. Ограничение учебных нагрузок дошкольников, отказ от экстенсивного пути в организации учебно-познавательной деятельности за счет оптимизации педагогического процесса. . Создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой знаний, умений и навыков. . Забота о духовно-нравственном развитии личности в рамках учебных занятий, свободных видов деятельности и организации общения с детьми. . Включение опыта ребенка в процесс усвоения знаний, умений и навыков. . Приоритет самостоятельной деятельности ребенка в процессе обучения. . Интеграция знаний, умений и навыков (через содержание и виды познавательной деятельности, организуемой по отдельным направлениям). . Открытый характер предметного содержания образовательно-развивающей работы с детьми на всех ступенях. Отсутствие нацеленности на работу по определенному учебно-методическому комплекту в школе. Предматеммтическая подготовка входит в программу как структурный компонент раздела интеллектуально-познавательного развития (развитие познавательного интереса, активности, эрудиции, психических процессов и умственных действий; формирование структуры учебной деятельности). Все линии или направления работы реализуются комплексно: во всех конкретных видах деятельности они проходят во взаимосвязи друг с другом. В первую очередь это обеспечивается специально разработанной системой учебных занятий, которые по своему содержанию соответствуют интересам, запросам и возможностям детей на каждой возрастной ступени. Помимо этого большое значение мы придаём организации повседневного общения, а также соответствующих видов свободной деятельности при проведении досуга. Развивать ребёнка, так же как и воспитывать его, невозможно «на пустом месте». Эти процессы в любом случае строятся на каком-то содержательном материале (на новых знаниях или действиях или на переосмыслении уже имеющихся), а также на принципах организации деятельности по усвоению этого материала.
Нет никакого сомнения, что правильно организованные обычные для детей виды деятельности (игры, общение и особенно занятия) и являются оптимальным полем для их развития и воспитания. Важно заметить: следует стремиться не к расширению списка разных по содержанию и форме занятий, а к тому, чтобы их небольшое число было использовано наилучшим образом. По мнению авторов, проблема совершенствования содержания дошкольного обучения заключается не в разделении «дошкольных» и «школьных» форм и видов работы с детьми, а в том, чтобы деятельность в любой её форме была целесообразной и увлекательной для ребенка. Приоритет отдаётся преобладанию наглядно-действенных и наглядно-образных форм познания над вербальными. Включение абстрактных форм познания осуществляется лишь по мере накопления достаточной базы чувственного опыта. Приоритетное значение имеют также исследовательские методы, которые развивают любознательность и важнейшие психические функции ребенка. Они находят своё выражение в приёмах наблюдения, разноплановом рассмотрении объектов, их сравнении, преобразовании и конструировании, в обобщении результатов наблюдений, в опоре на опыт ребенка, в соблюдении баланса между знанием и интуицией, в использовании дедуктивных и индуктивных рассуждений. Активно используется и метод моделирования (предметные и графические модели и установление соответствия между ними), но лишь по мере накопления базового чувственного опыта. Основными организационными формами являются: работа в группе, в парах, индивидуальная работа. В качестве основных средств выступают: многофункциональные дидактические материалы с печатной основой для проведения дифференцированной работы и соответствующие им предметные средства, обеспечивающие полноценную организацию этой работы, а также наглядные пособия. Практически все занятия в каждой предметной области носят комплексный характер. Комплексный характер заданий позволяет: ) за счет переключения с одних видов деятельности на другие не допустить утомления детей (что могло бы привести к снижению учебно-познавательной мотивации и отрицательно влиять на здоровье);
) повысить сознательность выполняемых видов работы (благодаря тому, что каждое задание рассматривается ребенком с разных сторон, с необходимой степенью подробности); ) максимально использовать конкретную работу для развития самых разных психических процессов и приемов умственной деятельности. Одновременно содержание предлагаемых заданий предполагает и воспитательное воздействие на детей и направлено на развитие у них ценных качеств личности. Во всех предметных областях и на разных занятиях предусматривается также приучение ребенка к работе с книгой, развитие желания «общаться» с книгой, получать из нее информацию и размышлять над этой информацией. Итак, мы видим, что альтернативные подходы к организации дошкольного воспитания и обучения решающее значение придают не содержанию, а научению дошкольника способам познания мира, приобретения новых знаний, саморазвития.
Выводы по Главе 2
Основными тенденциями в совершенствовании содержания и методики предматематической подготовке к школе в белорусской программе дошкольного воспитания и обучения «Пралеска» выступают следующие направления: - организация педагогом (совместно с родителями) развивающей среды, стимулирующей детскую деятельность (игру, экспериментирование, художественное творчество и др.); - непосредственные воспитательные и обучающие воздействия педагога на детскую группу и отдельного ребёнка; - создание педагогом ситуаций, способствующих развитию «детского общества», гуманных взаимоотношений в нём, благоприятному климату для каждого воспитанника; - взаимодействие педагога с родителями в интересах гармонического развития ребёнка. - Повышение уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, воспитывавшихся только в условиях семьи, осуществляется в специально организованных группах на основе данной программы. - Образовательный процесс в этих группах строится преимущественно на включении ребёнка в игровую, познавательно практическую, художественную и другие специфические детские виды деятельности. - Преемственность содержания программы с «Пралеской» и программами начальной школы призвана предоставить дошкольникам этой категории равные стартовые возможности и облегчить им начало школьного обучения. В программе «Пралеска» уделяется значительное внимание не только вопросам организации подготовки детей к школе. Направления совершенствования содержания и методики процесса обучения дошкольников элементарным математическим представлениям соответствуют наработкам современной теоретической педагогической науки, педагогической методологии и практики.
На основе программы «Предшкольная пора» можно рассмотреть совершенствование содержания и методики предматематической подготовки к школе, которая движется совершенно в другом направлении ― в направлении интеграции предметных знаний в блоки, разделенные на основе психических процессов и ведущей деятельности дошкольников. Таким образом обеспечивается наиболее естественное усвоение нового материала, в игре легко осваиваются новые понятия, формируются навыки. Существенным недостатком такого рода программ может стать трудность в планировании, контроле уровня сформированности тех или иных предметных знаний. Могут возникнуть и затруднения при переходе к традиционному школьному обучению. Решить противоречие между особенностями психической и физиологической организации дошкольника и системой планомерного и целенаправленного обучения элементарным математическим понятиям позволяют альтернативные системы обучения и воспитания. Программа «Ступеньки детства» базируется на принципах развивающего обучения и преемственности в обучении и развитии детей на дошкольной и школьной образовательных ступенях. Основу программы составляют прогрессивные концепции развивающего обучения, а ведущая идея состоит в гармоничном развитии ребенка: без искусственного ускорения, с максимальным учётом природных законов развития. А льтернативные подходы к организации дошкольного воспитания и обучения решающее значение придают не содержанию, а научению дошкольника способам познания мира, приобретения новых знаний, саморазвития.
Заключение
Таким образом, анализ теоретической литературы позволил сделать выводы о том, что у современных педагогов есть большие возможности для конструирования авторских программ по математическому развитию ребенка, что, однако, невозможно без глубокого знания основ теории и методики математики, обращения к успешно апробированным традиционным, альтернативным и вариационным подходам к математической подготовке детей. Актуальными для обогащения действующих и создания новых методик и технологий математического развития ребенка в свете современных требований представляются направления, связанные с адаптированием к специфике детского возраста теории развивающего обучения, эвристического обучения, математического моделирования. Эти направления способствуют углублению дидактических основ формирования математических представлений у детей с учетом преемственности между детским садом и начальной школой. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной и естественной, если усилия педагогов и родителей направлены на воспитание у ребенка потребности испытывать интерес к самому процессу познания, самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. По мнению многих исследователей, важными показателями умственного развития ребенка к концу дошкольного возраста являются: сформированность образного и основ словесно-логического мышления, воображения, творчества, овладение умениями классифицировать, обобщать, схематизировать, моделировать, отражая и контролируя результаты познавательной деятельности в диалоге и монологе. Следует помнить, что содержание деятельности по математическому развитию ребенка при любом подходе должно соответствовать его возрастным особенностям и требованиям к подготовке, обеспечивающим дальнейшее развитие; учитывать возможности современных информационных технологий; предусматривать пути корректировки. Формы и методы работы определяются необходимостью реализации гуманистических идей игрового освоения мира, обеспечиваются личностно-ориентированным взаимодействием взрослых с детьми в процессе организации детской деятельности. Представленные направления определяют педагогу сопровождающую позицию, т.е. предполагают возможность выбора детьми собственного пути решения образовательных задач и продвижения по нему в соответствии со своими особенностями, ведут к с хранению уникальности, разноуровневости и разноплановости дошкольников в рамках математики как сферы знания. Анализ содержания действующих программ для дошкольных образовательных учреждений и начальной школы в области математического развития, и наблюдения экспериментальных исследований свидетельствуют о продуктивности синтеза технологий в совершенствовании содержания и методики предматематической подготовки к школе.
Библиографический список
1. Архипова, Е.А. Современный детский сад: Программное обеспечение: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Мн.: НМЦентр, 2000. - 88с. . Белоус, А.Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы детей дошкольного воз-раста: Пособие для педагогов, педагогов- психологов дошкольных учреждений. - Мн.: Беларусь, 2002. - 144 с. . Болотина, Л.Р. и др. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студ. ср. пед. учеб. зав. - 3-е изд. - М.: изд. центр «Академия», 1998. - 240 с. . Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с. . Воспитание и обучение детей седьмого года жизни в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования (старшая ступень, второй год обучения). Программа и краткие методические рекомендации: /Л.Б. Горунович [и др.]; под ред. И.В.Житко. - Мн.: НИО, 2005. -- 183 с. . Дошкольная математическая подготовка. Книга для воспитателя. - Мурманск: Пазори, 2001. - 198 с. . Дошкольное образование. Готовность к школе - Мн.: Мин-во образ. Респ. Беларусь, 2001. - 24 с. . Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с. . Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для вузов / Козлова С.А., Куликова Т.А. - 4-е издание. - М.: Академия, 2002. - 416 с. . Кушнир, Н.Я. Детский сад - школа: проблема преемственности: пособие для педаг. дошк. учрежд. - Мн.: Ураджай, 2000. - 156 с. . Математическое развитие дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций. - М.: Владос, 2003. - 436 с. . Михайленко, И.Я., Короткова, И.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования:. Методические рекомендации.//Вестн. образования. - 1991. - № 12; Дошкольное воспитание, - 1992., № 5 - 6. 13. Носова, Е.А. Интеллектуальные игры и упражнения для дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Мн.: Народная асвета, 1998. - 64 с. 14. Пралеска: программа дошкольного образования /Е.А.Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсев, 2007. - 320 с. 15. Программа образовательных услуг детям шестого года жизни, не посещающим дошкольное учреждение / Л.Б. Горунович [и др.]; под ред. И.В. Житко. - Минск: НИО, 2005. - 23 с. . Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Панько [и др.]. - Минск: НИО, Аверсэв, 2007. - 304 с. . Развивающие технологии в дошкольном математическом образовании. Практико-ориентированная монография. - М.: Классик-Стиль, 2003. - 320с. . Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. - Воронеж: МОТЭК, 2003. - 352 с. . Сай, М.К., Удальцова, Е.И. Математика в детском саду. - Мн.: Нар. асвета, 1990. - 96 с. . Сербина, Е.В. Математика для малышей. - М.: Просвещение, 1992. - 80 с. . Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с. 22. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 1998. - 272 с.
Приложения
Приложение 1
Содержание предматематической подготовки по Леушиной:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|