возникновение символов и фетишей
возникновение символов и фетишей Одновременно с созданием нового образа «Я» часто обнаруживается вторжение специфических символов, знаменующих включение защиты по типу замещения. Символы и символические акты начинают постепенно замещать реальные, но вытесненные действия. Действие символа можно сравнить с эффектом перспективы: как перспектива средствами второго измерения выражает третье, позволяя на плоскости увидеть пространство, так и символический образ делает непостижимое доступным и понятным в завуалированной форме. Например, появляются описания действия вместо совершения самого действия, рассуждения типа: «Если бы я имел... », «Если бы я мог... ». Душевный конфликт может сделать человека вспыльчивым и гневливым. В подобных ситуациях гнев есть результат регрессии к незрелым, примитивным формам замещения. Сердясь, человек может «позволить себе» то, что раньше позволить не мог, — ведь он в «таком» гневе! Проблема решается по пути наименьшего сопротивления — осуществляя символические действия, он рвет листок с условием задачи, которую ему не удается решить, или уходит, хлопая дверью, когда не находит приемлемой для себя стратегии поведения. Он может совершить символический акт и другого типа — «принесение жертвы»: как считал Фрейд, для того чтобы пациент испытал существенное облегчение, ему необходимо чем-то «жертвовать», например деньгами. регулирование высоты барьеров Сталкиваясь с внешней травмирующей ситуацией, недовольный собой и огорченный своими поступками человек может нейтрализовать защитные механизмы тремя способами: понизить значимость травмирующего фактора («Теперь (в новых обстоятельствах) я смотрю на это по-другому»); повысить самооценку, чтобы на ее фоне влияние травмы было менее болезненным («Для меня это не имеет большого значения»), или понизить значимость неудачных поступков и действий, т. е изменить систему ценностей так, чтобы некое событие опустилось в иерархии предпочтений, стало лично менее значимым («Не очень-то и хотелось»). Рассмотрим различные варианты реализации этих стратегий.
Взвешивание масштабов травмы Надо брать дело в свои руки, но не в свое сердце. Монтень Один из подходов к снижению внутренней напряженности состоит в выявлении масштаба травмирующего события, соотнесении его с главными жизненными ценностями. Если осознать сам факт несоизмеримости такого большого объема волнений и реальной, не столь огромной значимости события, то напряженность разряжается или смягчается. При таком сопоставлении целесообразно применять описательный, неосуждающий стиль представления ситуации, который помогает осознать, что угнетающее человека событие не затрагивает его основных жизненных ценностей. Тогда защита становится менее актуальной и может даже отключиться. Теперь он может объективно, непредвзято посмотреть на себя, на стечение обстоятельств и правильно оценить их последствия. Вследствие этого его поступки, определяясь реальными мотивами, могут стать более целенаправленными. Любая задача решается легче, если удается ее преобразовать — осуществить выход за пределы изначально заданных условий, включив исходную ситуацию в более широкую систему, увидев ее как часть (и не обязательно значительную) другой проблемы. Такая операция позволяет рассмотреть предмет тревоги в новом свете, открыв в нем новые факты и закономерности. Наоборот, анализ в жестких рамках условий и требований данной задачи усиливает тревогу и затрудняет поиск выхода. Человек, потерпевший неудачу в карьере или в любви, нередко считает, что его жизнь потеряла всякий смысл. Он не осознает, что утрачена только часть жизненных ценностей. За счет излишнего концентрирования на травме сознание его сужается, что усугубляет психическую напряженность, ограничивает разнообразие его поведения, делая его существенно более стереотипным и предсказуемым. Здесь могут помочь любые способы расширения сознания, позволяющие переключиться, увидеть новые возможности и лучше управлять собой Когда внешняя ситуация резко меняется (как сейчас в нашей стране), внутренний конфликт может быть связан с разрушением шкалы приоритетов. Место главной цели могут занять две-три побочных (при беспокоящей неопределенности отношений между ними). Тогда
56 человек ощущает, что не успевает за жизнью, не справляется с набегающими изменениями, жалуется на перегрузку, переживает смятение и тревожность в ожидании будущего. Способность бросить общий взгляд на события своей жизни, не теряя широкой перспективы и не утопая в мелких деталях, поможет ему справиться с огорчениями по поводу невозможности выполнить изначально нереальные, взятые когда-то на себя обязательства. Для повышения обозримости проблем особенно важно систематизировать поступающую информацию, выделить главную по значимости цель. Затем нужно переключить свое внимание на мотивы, постараться найти такой, во имя которого в данных обстоятельствах можно по-новому упорядочить свое поведение, уточнить шкалу ценностей. Приведем пример содействия в переоценке ситуации из практики психотерапевта К. Ф. Леонтовича. Столяр 27-и лет сильно пил и страдал от непрерывного недовольства собой. Он утратил интерес ко всему и «даже к домино и футболу». Беседы с собутыльниками были ему неинтересны, и он пил в одиночку. В периоды просветления читал, но бессистемно. Себя он считал «работягой», интеллигенцию ненавидел и тайно ей завидовал. Проанализировав набор книг, прочитанных им в больнице, и апеллируя к ним, психотерапевту удалось предложить пациенту иную оценку себя и своих возможностей, косвенно подтолкнуть, убедить его, что он, в сущности, сам интеллигент. Наступившая переоценка ценностей привела к тому, что после выписки из больницы он сменил в своем ремесле традиционные формы на современный стиль, поступил учиться заочно и бросил пить.
А. Бек [62] описывает студента, жаловавшегося на страх предстоящего публичного выступления. Психотерапевт его спрашивает: «Чего, собственно, вы боитесь? Предположим, слушатели решат, что вы наихудший оратор. Разрушит ли это вашу будущую карьеру? Откажутся ли из-за этого от вас родители и жена? » Такие вопросы побуждают студента к реалистическому анализу последствий неудачи. В итоге он с облегчением признает, что самый неприятный из возможных исходов состоит в том, что у него пару дней будет плохое настроение, а затем все придет в норму. Аналогичная ситуация складывается, когда возможное поражение в соревнованиях спортсмен воспринимает как позор, как нечто абсолютно недопустимое, предосудительное. Такое переживание ответственности может оказаться столь болезненным, что возникает внутренний конфликт, который отнимает много душевных сил и снижает вероятность победы. Здесь тоже помогает соотнесение вероятных последствий неудачи с другими жизненными ценностями. За счет понижения значимости возможного поражения создаются условия для переключения внимания с ожидания неудачи на само соревнование. Так спортсмен обретает силы для раскрепощения своих возможностей и становится способным к душевному подъему, необходимому для победы. В затруднительных ситуациях часто бывает полезно взвесить все обстоятельства на весах основных ценностей. Допустим, человек встревожен особенностями своей сексуальной жизни. Он воспринимает свои сексуальные импульсы как чрезмерные. Непроизвольно он акцентирует избыточное внимание на этой проблеме, что повышает вероятность, что включится защита (проекция) и спровоцирует у него тенденцию критиковать других людей, чье поведение он теперь будет воспринимать как излишне сексуальное. Если внушить ему восприятие уровня своих. половых потребностей как допустимого, просто лежащего на другой границе интервала нормы, то ему уже не потребуется защита. Таким образом, передвинув оценку на шкале ценностей, он может примириться со своими собственными чувствами и вследствие этого станет терпимее к их выражению у других.
Некто испытывает чувство вины из-за того, что ведет несколько беспорядочную половую жизнь. Однако постепенно выясняется, что в действительности он боится нападок и разоблачений со стороны родителей, жены, общественного мнения, т. е. слишком высоко ценит эти свои особенности. Он должен осознать, что за чувством вины скрывается чувство другого масштаба, что его «любовные похождения» на самом деле маскируют боязнь любви настоящей, неумение любить самоотверженно, неспособность к близким и ответственным отношениям. Тогда он поймет, что его поведение — не столько прегрешение против общества (что и провоцировало вытеснение), сколько против себя самого, пустая растрата своей способности к любви. Если он это осознает, то встанет на путь избавления от чувства вины и сможет надеяться наконец полюбить. Здесь важно не отрицать с порога обоснованность возникших проблем и страхов, а направлять и стимулировать их анализ. Главная задача — создать новый образ ситуации, к которому уже можно испытывать и другие чувства. Изменение масштаба травмирующего события или даже его обесценивание помогает справиться с многими внутренними трудностями. Например, в последнее время в ряде стран пропаганда укрепляет у людей представление о том, что «курить не модно», что преуспевающий, счастливый и удачливый человек не курит, а курящий тем самым демонстрирует свою несостоятельность. Всесторонне, с помощью средств массовой информации демонстрируется, что человек без комплекса неполноценности не имеет такой потребности. Во всех случаях необходимо сохранять опору на позитивный опыт и имеющиеся ресурсы и не фиксироваться на негативных аспектах. Такая установка позволит использовать все то, что помогает.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|