Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Круглый стол на тему: «Использование фольклора в педагогическом процессе в ОО»




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ВП. АСТАФЬЕВА»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Т.А. Шкерина

 

Этнопедагогика
(ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

 

Учебная программа и

 

Методические рекомендации

 

 

Красноярск, 2016

Тематика практических занятий

 

Семинар № 1

 

Круглый стол на тему: «Этнопедагогизация воспитательного процесса в образовательной организации (ОО): проблемы и перспективы»

 

Задачи: 1.Сформировать у студентов представление о вариантах иперспективах реализации этнопедагогического (национального) компонента в образовании.

 

2. Выработать у студентов навык анализа возможностей и

 

ограничений использования этнокультурного наследия в контексте современной образовательной и исторической ситуации.

 

3. Способствовать пониманию студентами важности становления национального образования как важнейшего условия возрождения

 

российского национального сознания при соблюдении прав иных российских этносов.

 

4. Содействовать становлению у студентов этнического самосознания и этнической идентичности.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Идея «этнопедагогизации» процесса воспитания личности: варианты понимания.

 

2. Возможности и ограничения национального образования в реализации задачи возрождения этничности (обсуждение статей
В.Г. Гайфуллина «Концептуальные основы национального образования» и А.А. Бурыкина «Социальные аспекты этнопедагогики (на материале традиционной культуры малочисленных народов Севера)».

 

3. Российское национальное образование: пути и перспективы. Варианты осуществления национального компонента в ДОУ:

· определение ценностных оснований;

 

· учет православных (иных) религиозных традиций;

 

· введение элементов фольклора.

 

4. Перспективы различных вариантов и подвариантов воплощения в

 

современном образовании этнокультурного компонента (выполните задание для самостоятельной работы).

 

Задание для самостоятельной работы

 

Найдите в журналах и опишите 3 примера педагогического опыта реализации этнокультурного компонентав ОО. Проведите анализ данного педагогического опыта по следующим вопросам:

 

1. К какому варианту (подварианту) воплощения этнокультурного компонента в образовании относится представленный опыт?


 

 


2. Выявите условия, при которых данный педагогический опыт мог бы быть перенесен в другие ОО.

3. Определите достоинства и недостатки предложенного опыта.

 

! Обязательно укажите название и номер журнала, в котором описан выбранный Вами педагогический опыт.

 

Литература:

 

1. Алексеева, А. О православном дошкольном воспитании в России / А. Алексеева. − Дошкольное воспитание. − 2004. − № 1. − С. 4-12.

 

2. Алексеева, А. Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста / А. Алексеева. − Дошкольное

воспитание. − 2004. − № 2. − С. 2-4.

 

3. Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы: очерки прикладной философии образования / Белозерцев Е.П. – Волгоград: Перемена, 2000. – 460 с.

 

4. Бурыкин, А.А. Социальные аспекты этнопедагогики (на материале традиционной культуры малочисленных народов Севера) // Этно-психологические проблемы вчера и сегодня: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2004 // см.: Приложение.

 

5. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. − М.: Академия, 2000. – 176 с.

 

6. Гайфуллин, В.Г. Концептуальные основы национального образования // Ученые записки. − Казань: ТГГИ, 2001. − № 9 // см.: Приложение.

 

7. Кукушин, В.С. Этнопедагогика: учебно-методическое пособие / В.С. Кукушин. − М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с.

8. Православная педагогика: традиции и современность: сборник лекций и докладов / под ред. Г. Горбачука, С.И. Дорошенко. − Владимир: ВГПУ, 2000. – 128 с.

 

9. Русская школа: создателям русской национальной школы. Вып. 1. –

 

М.: Роман-газета, 1998. – 108 с.

10. Школа православного воспитания: сборник. – М.: Паломникъ, 1999.

 

– 575 с.

 

Семинар № 2

 

Круглый стол на тему: «Мультикультурный подход в многонациональных ОО»

 

Задачи: 1.Сформировать у студентов знание основ культурногонаследия народов, проживающих в средней полосе России, а также дать представление о способах воплощения данного культурного наследия в условиях многонационального ОО.


 

 


 

2. Помочь студентам более глубоко осознать очарование культурного своеобразия различных народов, вместе с тем обозначив общие черты в их педагогических идеях и идеалах.

 

3. Продолжить формирование межкультурной толерантности и навыков межкультурного общения студентов вуза.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Русская православная культура, особенности православного воспитания, возможности и способы применения русских традиций в образовательном процессе ОО.

 

2. Исламская культура, особенности воспитания, возможности ознакомления с исламскими традициями в ОО.

 

3. Иудейская культура, особенности воспитания, возможности ознакомления с иудейскими традициями в ОО.

 

4. Белорусская культура, особенности народного воспитания, возможности ознакомления с традициями народа в ОО.

 

5. Украинская культура, особенности народного воспитания, возможности ознакомления с традициями народа в ОО.

 

6. Татарская культура, особенности народного воспитания, возможности ознакомления с традициями народа в ОО.

 

7. Культура народов Дагестана, особенности народного воспитания, возможности ознакомления с традициями народов в ОО.

 

8. Культура армянского народа, особенности народного воспитания, возможности ознакомления с традициями народа в ОО.

9. Пути воплощения в образовательной среде многонациональных

 

ОО этнокультурного наследия с целью формирования межкультурной толерантности: содействие общению детей на двух (и более языках), овладение педагогами минимальным словарным запасом иного языка, знакомство с традициями, праздниками, фольклором иных этносов, обустройство «уголков этнической культуры», привлечение родителей к установлению межэтнических контактов.

 

 

Литература:

 

1. Абдул-Мути, А. Воспитание в Исламе. Наши дети. Практическое руководство / А. Абдул-Мути. – СПб.: ДИЛЯ, 2007. – 384 с.

 

2. Белорусы. − М.: Наука, 1998. – 503 с.

 

3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. − М.: Академия, 2000. – 176 с.

 

4. Волкова, Е. Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении / Е. Волкова, Е. Протасова. – Дошкольное воспитание. – 2002. − № 12. – С. 28-32.

 

5. Детям о православной вере: книга для школы и семьи. – М.: Благовестник; Паломникъ, 2000. – 111 с.

6. Ильиченко, Л. Педагогика поликультурности и толерантности / Л.

 

Ильиченко. − Дошкольное воспитание. − 2004. − № 8. − С. 20-22.

 

7. Круглова, Н. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / Н. Круглова. − Дошкольное воспитание. − 2006. − № 10. − С. 15-17.

 

8. Кукушин, В.С. Этнопедагогика: учебно-методическое пособие / В.С. Кукушин. − М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с.

9. Максуд, Р. Ислам / Р. Максуд. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 304 с.

10. Народы Дагестана. – М.: Наука, 2002. – 588 с.

11. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников. −

 

Дошкольное воспитание. − 2003. − № 11. − С. 51-54.

 

12. Пилкингтон, С.М. Иудаизм / С.М. Пилкингтон. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 400 с.

 

13. Протасова, Е. Двуязычные дошкольные учреждения: проблемы организации работы / Е. Протасова. – Дошкольное воспитание. – 2005. − № 5. – С. 94-97.

 

14. Русские. – М.: Наука, 1999. – 828 с.

 

15. Сергеева, А.В. Русские: Стереотипы поведения, традиции, ментальность / А.В. Сергеева. – М.: Флинта-Наука, 2005. – 320 с.

16. Татары. – М.: Наука, 2001. – 583 с.

 

17. Тер-Саркисянц, А.Е. Армяне. История и этнокультурные традиции / А.Е. Тер-Саркисянц. – М.: Восточная литература, 1998. – 397 с.

18. Украинцы. – М.: Наука, 2000. – 535 с.

 

Семинар № 3

 

Круглый стол на тему: «Использование фольклора в педагогическом процессе в ОО»

 

Задачи: 1.Дать студентам представление о фольклоре как комплексесредств народной педагогики.

 

2. Способствовать развитию умения использовать возможности различных форм фольклора в ОО (в том числе в поликультурной образовательной среде).

 

3. Способствовать развитию межкультурной толерантности

студентов.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Народная сказка как средство народного воспитания (отличие народной сказки от авторской, функции сказки, особенности сказки,

 

возможности использования сказки в современном воспитательном процессе, приведите примеры).

 

2. Героический эпос как средство народного воспитания (отличие героического эпоса от сказки, особенности использования героического эпоса в ОО на основе примера).

 

3. Пословицы и поговорки как средство народного воспитания (на примерах рассмотрите функции пословиц и поговорок, особенности выбора их для дошкольников, выясните целесообразность и уместность

 

использования пословиц и поговорок в определенных педагогических ситуациях).

 

4. Загадки как средство народного воспитания (функции загадки, ее актуальность в современных условиях, возможности использования в ОО

– обосновать на примерах).

 

5. Народная музыка как средство народного воспитания (возможности использования разных жанров народной музыки в семье и ОО).

 

6. Народный театр как средство народного воспитания (разновидности народного театра, воспитательные функции, возможности их использования в образовательном процессе ОО).

 

7. Народные промыслы как средство народного воспитания (виды народных промыслов, воспитательные функции, возможности организации народных промыслов в ОО).

 

8. Народные игры как средство народного воспитания (воспитательные функции, особенности использования в образовательном процессе ОО).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...