Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Три идеи русского образования




Идея вселенского предназначения человека

 

Данная идея вырастает из философии общего дела Н.Ф. Федорова, метафизики всеединства В.С. Соловьева, лучистого человечества К.Э. Циолковского, поиска солнечного смысла истории А.Л. Чижевского, учения о сфере разума (ноосфера) В.И. Вернадского, сферы духа (пневматосферы) П.А. Флоренского, «розы мира» Д.Л. Андреева и др. И она, идея вселенского предназначения человека, помогает понять отечественные истоки целостного миропонимания.

 

На фоне идейных споров, мировоззренческой полифонии в середине XIX в. возникает феномен русского космизма…

 

Научно-философские идеи космизма развивались В.И. Вернадским, Н.А. Умовым, К.Э. Циолковским, Н.Г. Холодным, A.Л. Чижевским. В их трудах осознается потребность в разработке новой картины мира.

 

Религиозно-философское направление русского космизма связано прежде всего с именем Н.Ф. Федорова, мысли которого отражают мироощущение неразрывности человека и космоса, смысла существования человека за пределами земной жизни, конечности земного пути человеческой цивилизации…

 

Каждое из течений было занято поисками сознания, способного удержать распадающийся мир человека… В любом случае осуществляется прорыв к "философии света и радости".

 

Разумная человеческая деятельность становится главным и определяющим фактором развития сферы взаимодействия природы и общества. Смысл бытия человека в том, чтобы духовно и материально выйти во Вселенную. Слово Вселенная не имеет дословных аналогов в других языках. По мнению русских, космос — абстрактный термин, а вселенная своеобразна,очеловечена,это то место,куда еще предстоит


 

 


вселиться всем вместе. Космос для русского человека – Вселенная, а сам он гражданин этой Вселенной…

 

… Наш современник Н.Н. Моисеев — действительный член Российской академии наук, Российской сельскохозяйственной академии и Международной академии астронавтики, развивая идею вселенского предназначения человека, обращает внимание на то, что настал переломный период в истории человеческой цивилизации, природные

 

ограничения вторгаются в нашу повседневную жизнь и требуют новых мировоззренческих установок. Естественник, он видит человека как составную часть Природы. По его мнению, общество, политика — все это,

 

в некотором смысле, вторичное, лишь некий способ существования человека. Если человек не найдет нужного ключа в своих взаимоотношениях с Природой, то он обречен.

 

Думается, под влиянием идеи вселенского предназначении века в научный оборот введены два новых понятия — " глобальный" и "планетарный". Глобальный (от латин. — шар) — охватывающий весь земной шар, всеобщий, т. е. включающий в себя проблемы, которые интересуют или затрагивают интересы всего мирового сообщества.

 

Что такое планетарное мышление? Имеющиеся современные публикации позволяют утверждать следующее: это — принципиально новый взгляд на мир, его проблемы и возможные пути их разрешения, борьба за выживание человечества, сохранение природы, рациональное использование космоса, путь к всеобщему миру и благоденствию; отказ от устаревших стереотипов и догм, от всех видов эгоизма и переход к новому мышлению, направленному на осознание целостности взаимосвязанного и взаимообусловленного мира…

Что означает идея вселенского предназначения для образования?

 

…предназначение современного образования – содействовать формированию глобального и планетарного мышления, восстановить естественную связь человека с природой, возродить духовно-чувственное познание, расширить миропонимание человека до космического уровня.

 

Идея национального дома

 

Идея эта настолько замечательная, насколько и многогранная. В.И. Даль считает, что национальный — это народный или народу свойственный.

 

И.А. Ильин рассматривает проблему истинно национального в связи только с духовным пониманием Родины: "… ибо национализм есть любовь к духу своего народа, и притом именно к его духовному своеобразию. Тот, кто говорит о родине, разумеет духовное единство своего народа. Он разумеет нечто такое, что остается сущим и объективным, несмотря на гибель единичных субъектов и на смену поколений. Родина есть нечто единое для многих".


 

 


С.Н. Булгаков подчеркивает, что по отношению к проблеме национального можно судить о характере общего мировоззрения, общефилософского миропонимания. "… Мы сознаем себя членами нации, потому что мы реально принадлежим к ней, как живому духовному организму. Эта наша принадлежность совершенно не зависит от нашего сознания; она существует до него, и помимо него, и даже вопреки ему…"

 

Почему человеку для проявления его человечности нужен именно национальный дом? Нация и ее истоки, история и культура содержат в себе как условие своего существования святыни, ценности, нравственные человеческие отношения.

 

Святость – это вера, любовь, верность, самопожертвование. Святыня есть системообразующая сила, благодаря которой созидается, пестуется всякий здоровый человек и всякое здоровое общество, всякая здоровая система. Без святости трудно воспитать человека. Без святости нельзя создать семью…

 

… Без святости нельзя построить систему образования, общество, государство. Всякая история доказывает: подлинные человеческие ценности зреют только на древе нации и непременно связаны с национальными интересами.

 

Нравственность — это состояние взаимосочувствия со всем миром, но прежде всего, со своим народом; сочувствия к членам своей семьи, а далее — представителям своего рода, своим землякам, коллегам и т. д. Без ответного сочувствия невозможно взаимосочувствие…

 

Что означает идея национального дома для образования? Возвращение к собственной истории и культуре, к традициям реально существовавшего воспитательного действа на Руси. Размышление о пользе возвращения к традициям в контексте современных социокультурных обстоятельств. Народная педагогика. Этнопедагогика. Родительская педагогика. Разные названия одного явления, содержание, формы и методы которого определялись целесообразностью хозяйствования людей, их бытом, непосредственным повседневным общением.

 

Народная педагогика есть прикладная философия этого народа. Система воспитательных взглядов народа формируется на основе его миросозерцания, его миропонимания, его национального самосознания. Развитие индивидов зависит от бытия людей, т.е. всей совокупности их жизнедеятельности.

 

Основные педагогические идеи многовекового опыта воспитания детей остаются и по сей день актуальными. Кто скажет, что нам этого не нужно? Совместная жизнедеятельность (сотрудничество) воспитателей и воспитанников в решении общих задач. Установление взаимной зависимости (заботы) в общем деле взрослых и детей, в воспитании существенных личностных качеств — ответственности, воли, совестливости, милосердия. Духовное обогащение, выраженное в


 

 


служении людям, возвышение духовных потребностей людей. Организация воспитания смышленых ребятишек в приобщении к труду взрослых умельцев, к ремеслу, к деловому общению. Серьезное отношение взрослых к детской игре, разработка этих игр, различных соревнований, создание развивающих игрушек…

 

Идея соборности

 

Своими корнями идея соборности уходит во времена древние, в дохристианскую Русь. Однако стержнем и основой русской соборности является православная вера, митрополит Иларион и его "Слово о Законе и Благодати", Сергий Радонежский, его жизнь и деяния. Истоками соборности стали также крестьянская община, артели и другие социально-исторические институты, возникавшие в России…

 

По авторитетному мнению митрополита Иоанна, русская соборность, "собранность" вокруг церкви, сознание духовной общности народа, общее служение, общий долг — понятия одного ряда. Истоки их – в стремлении к христианской святыне как к национальному идеалу. «Соборность — это единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвовании, в стремлении посильно приблизиться к Богу, "обожиться", "освятиться", воплотить в себе нравственный идеал Православия».

 

С.Н. Булгаков связывает особое состояние души — соборность — с инстинктом национальности, который в процессе сознания переживается как некоторое глубинное, мистическое влечение к своему народу, что в конечном итоге рождает "крылья души". Соборность, по С.Н. Булгакову,

 

— натуральное единство, нахождение себя в единстве с другими; переживание соборности — реальный выход из себя…

 

Н.О. Лосский утверждал, что "соборность означает сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям".

 

Современный исследователь данного феномена Е.С. Троицкий убежден в том, что соборность является одним из главных понятий русской философии, православного богословия, нашего национального

 

идеала — Русской идеи; соборность — комплекс многообразных
взаимосвязей и отношений: человек — нация, человек – природа, человек
— личное "Я".        
Он подчеркивает двуединую природу нашей соборности
"… полюбовное единство плюс свобода — проистекает на исторически

 

сложившейся двойственной сущности социальных компонентов русской национальной психологии. Это очень ценные черты нашего национального характера, во-первых, вызванные к жизни общиной, артелью коллективизм, взаимопомощь и солидарность, во-вторых, особенности, генетически восходящие к свойственному нам подвижничеству и предприимчивости"…


 

 


Что означает соборность для образования? Единение множества "Я", жизнедеятельность которых сосредоточена в образовании; единение вокруг общего дела, для достижения главного смысла и предназначения системы — сохранения единства индивидуального, коллективного и общественного: каждый сохраняет свою самоценность, свое "Я", остается самим собою, вносит в совместную жизнедеятельность свое личное, персональное, обогащает ее.

 

Таким образом, соборность для образования — это взаимное духовное, душевное обогащение как условие успешного функционирования и развития образования.

 

Алексеева А.

 

Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста1

 

Православное воспитание имеет целью:

 

• пробудить личность ребенка, направить к познанию Бога, помочь убедиться в Его реальности, сформировать религиозные чувства;

 

• воспитывать у детей чувство благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережному отношению к

окружающему миру − великому творению Господа;

 

• способствовать развитию творческих способностей, умственному и физическому совершенствованию ребенка.

 

Воспитатели и педагоги православных детских садов должны быть глубоко верующими воцерковленными людьми, всегда справедливыми; должны любить детей и уметь приобрести их взаимную любовь, поскольку религиозные чувства развиваются благодаря любви и вере.

 

Важное значение имеет знание возрастных особенностей детей дошкольного возраста, в котором условно выделяют три периода: младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). Для каждого из них характерен свой уровень физического и умственного развития, духовные, познавательные и телесные возможности, особенности общения с взрослыми и сверстниками.

 

Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены разделы воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, для каждого из которых рассматриваются следующие темы.

 

• Ребенок и его окружение.

 

• Бог − Творец мира.

 

• Молитва − общение с Богом.

 

• Церковь − дом Божий.

 

• Священная история Ветхого Завета.

 

1 Дошкольное воспитание. − 2004. − № 2. – С. 2-4.


 


• Божьи Заповеди.

• Новый Завет − жизнь Иисуса Христа.

 

• Церковные праздники.

• Жития святых.

• Дни Ангела детей.

 

В деле православного воспитания ребенка большое значение имеет работа с семьей, которая рассматривается как Малая Церковь. Особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь православного детского сада так, чтобы семья и образовательное учреждение не заменяли, а дополняли друг друга…


 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...