Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое обеспечение дисциплины




 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература:

1. Большакова, М. Фольклор в познавательном развитии / М.
Большакова. – Дошкольное воспитание. – 2004. − № 9. – С. 46-49.

 

2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. − М.: Академия, 2000. – 176 с.

 

3. Волкова, Е. Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении / Е. Волкова, Е. Протасова. – Дошкольное воспитание. – 2002. − № 12. – С. 28-32.

 

4. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, А.Г. Богославец, А.А.

 

Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.

 

5. Измайлова, А.Б. Русская народная педагогика: воспитание ребенка младенческого возраста: монография / А.Б. Измайлова. − Владимир:

ВГПУ, 2001. − 547 с.

6. Ильиченко, Л. Педагогика поликультурности и толерантности / Л.

 

Ильиченко. − Дошкольное воспитание. − 2004. − № 8. − С. 20-22.

 

7. Капица, Ф.С. Русский детский фольклор: учебное пособие для студентов вузов / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. – М.: Флинта; Наука, 2002. – 314 с.

 

8. Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф. Кузина, Г.И. Батурина. – М.: Школьная Пресса, 2001. – 144 с.

 

9. Кукушин, B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко. − Ростов н/Д: Феникс, 2000. − 443 с.

 

10. Кукушин, В.С. Этнопедагогика: учебно-методическое пособие / В.С. Кукушин. − М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с.

 

11. Науменко, Г.М. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов / Г.М. Науменко. – М.: Беловодье, 1998. – 390 с.

 

12. Протасова, Е. Двуязычные дошкольные учреждения: проблемы организации работы / Е. Протасова. – Дошкольное воспитание. – 2005. − № 5. – С. 94-97.


 

 


13. Русские дети: основы народной педагогики: Иллюстрированная энциклопедия / Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др. – СПб.: Искусство-СПБ, 2006. – 566 с.

 

14. Этническая педагогика: книга для чтения. Астрахань: Изд-во Астраханского пед. ин-та, 1995. – 474 с.

 

Дополнительная литература:

 

1. 1000 загадок: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 224 с.

 

2. Абакарова, Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей / Ф.З. Абакарова. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. – 105 с.

 

3. Абдул-Мути, А. Воспитание в Исламе. Наши дети. Практическое руководство / А. Абдул-Мути. – СПб.: ДИЛЯ, 2007. – 384 с.

 

4. Агамова, Н.С. Народные игры для детей: организация и методика, репертуар: Сборник игр и развлечений по традиционной народной культуре / Н.С. Агамова, И.С. Слепцова, И.А. Морозов. – М.: Государственный Республиканский центр русского фольклора, 1995.

 

– 174 с.

5. Алексеева, А. Методические рекомендации к программе по

 

православному воспитанию детей дошкольного возраста / А. Алексеева. − Дошкольное воспитание. − 2004. − № 8. − С. 2-9,

 

№ 9. − С. 2-9, № 10. − С. 2-8.

 

6. Алексеева, А. О православном дошкольном воспитании в России / А. Алексеева. − Дошкольное воспитание. − 2004. − № 1. − С. 4-12.

 

7. Алексеева, А. Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста / А. Алексеева. − Дошкольное

воспитание. − 2004. − № 2. − С. 2-4.

 

8. Аникин, В.П. Русская народная сказка: пособие для учителей / В.П. Аникин. – М.: Учпедгиз, 1959. – 256 с.

9. Аполлонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной

 

культуре / Н. Аполлонова. − Дошкольное воспитание. − 1992. − № 5-

 

6. − С. 5-8.

 

10. Ашиков, В. Культура мира и воспитание / В. Ашиков. − Дошкольное

 

воспитание. − 2001. − № 4. − С. 2-3.

 

11. Байбак, Н.Ф. Мамушки-нянюшки: творчество русского народа для детей / Н.Ф. Байбак. – Владимир, 2002. – 55 с.

12. Барутчева, Е. Сказки народов Северного Кавказа / Е. Барутчева. –

 

Дошкольное воспитание. − 2005. − № 10. − С. 93-100.

 

13. Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы: очерки прикладной философии образования / Белозерцев Е.П. – Волгоград: Перемена, 2000. – 460 с.

 

14. Белорусы. − М.: Наука, 1998. – 503 с.

 

15. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учебное пособие для студ. высш.


 

 


учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – М.:

Академия, 2007. – 240 с.

 

16. Вариативные модели развития гуманитарной школы национальной культуры: по материалам проекта «Концепция развития гуманитарной школы русской культуры» / автор-составитель З.А.

 

Каргина. – М.: ACADEMIA: АПК и ПРО, 2004. – 22 с.

 

17. Детские народные подвижные игры: книга для воспитателей детского сада и родителей / составитель А.В. Кенеман, Т.И. Осокина.

– М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.

 

18. Детские частушки, шутки, прибаутки: популярное пособие для детей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 227 с.

 

19. Детям о православной вере: книга для школы и семьи. – М.: Благовестник; Паломникъ, 2000. – 111 с.

20. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников /

 

И. Зимина. − Дошкольное воспитание. − 2005. − № 1. − С. 18-28.

 

№ 5. − С. 28-35. № 8. − С. 26-31.

 

21. Карнаухова, Г.И. Русские богатыри: Былины и героические сказки в пересказе для детей И.В. Карнауховой / Г.И. Карнаухова. – Л.: Детская литература, 1988. – 207 с.

 

22. Круглова, Н. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / Н. Круглова. − Дошкольное воспитание. − 2006. − № 10. − С. 15-17.

 

23. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры: практическое пособие для воспитателей детского сада / М.Ф. Литвинова. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с.

 

24. Максуд, Р. Ислам / Р. Максуд. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 304 с.

 

25. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: учебное пособие / М.Н. Мельников. – М.: Просвещение, 1987. – 239 с.

26. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре: сборник:

 

в 10 вып. / под ред. В.П. Аникина и др. – М.: Художественная литература. – 1991.

 

27. Найденова, Е. Этнографический музей в дошкольном учреждении /

 

Е. Найденова. – Дошкольное воспитание. – 2001. − № 3. – С. 92-97.

 

28. Народы Дагестана. – М.: Наука, 2002. – 588 с.

 

29. Неганова, Н. Русский фольклор в жизни малышей / Н. Неганова. −

 

Дошкольное воспитание. − 1995. − № 9. − С. 9-12.
30. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М.

Орлова. − Дошкольное воспитание. − 2003. − № 11. − С. 51-54.

 

31. От прибаутки до былины: Русский фольклор / Составитель В. Аникин. – М.: Художественная литература, 1991. – 400 с.

 

32. Пилкингтон, С.М. Иудаизм / С.М. Пилкингтон. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 400 с.

33. Православная педагогика: традиции и современность: сборник лекций и докладов / под ред. Г. Горбачука, С.И. Дорошенко. − Владимир: ВГПУ, 2000. – 128 с.

 

34. Русская школа: создателям русской национальной школы. Вып. 1. –

М.: Роман-газета, 1993. – 108 с.

 

35. Русские обрядовые праздники: сценарии и сценарные материалы для использования в школе. – Владимир, 1994. – 119 с.

36. Русские. – М.: Наука, 1999. – 828 с.

 

37. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников / под ред. А.В. Орлова. – Владимир: ВОИУУ, 1995. – 184 с.

 

38. Сказки народов мира: в 10 томах. – М.: Детская литература, 1987.

39. Сказки народов СССР: в 2 томах. – М.: Правда, 1986.

40. Султанова, Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Н.

 

Султанова, Н. Цилько. − Дошкольное воспитание. − 2004. − № 5. −

С. 7-14.

 

41. Татары. – М.: Наука, 2001. – 583 с.

 

42. Тер-Саркисянц, А.Е. Армяне. История и этнокультурные традиции / А.Е. Тер-Саркисянц. – М.: Восточная литература, 1998. – 397 с.

 

43. Туранина, Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника / Н. Туранина. – Дошкольное воспитание. – 2006. − № 8. – С. 41-43.

 

44. Украинцы. – М.: Наука, 2000. – 535 с.

 

45. Фольклор народов России: в 2 т. / составитель В.И. Калугин. – М.: Дрофа; Вече, 2002.

 

46. Фольклорный театр: сборник. – М.: Современник, 1988. – 475 с.

47. Школа православного воспитания: сборник. – М.: Паломникъ, 1999.

– 575 с.

 

 

Вопросы к зачету по курсу «Поликультурное образование»

 

1. Понятие этнопедагогики: обзор позиций ученых.

2. Причины возникновения и задачи этнопедагогики как науки. Место этнопедагогики в системе гуманитарных наук.

3. Этнопедагогические проблемы: история и современность.

4. История становления национального образования в России.

5. Этнос и нация: соотношение понятий.

6. Природа и религия как основные факторы формирования этноса.

7. Факторы сохранения своеобразия этноса.

8. Психологические характеристики, выражающие своеобразие этноса.

9. Этническая идентификация как механизм развития личности.

10. Инкультурация личности.

11. Понятие и структура этнопедагогической среды.

12. Направления воспитания в этнопедагогике: экологическое, эстетическое.

13. Направления воспитания в этнопедагогике: нравственное, трудовое, межнациональное.

14. Факторы народного воспитания: игра, детский фольклор, труд, национальное искусство, пример-идеал.

15. Факторы народного воспитания: традиции, быт, религия, СМИ.

16. Средства народной педагогики: сказка, героический эпос.

17. Средства народной педагогики: пословицы, поговорки, загадки.

18. Средства народной педагогики: народная музыка, народный театр.

19. Средства народной педагогики: народный танец, народные промыслы.

20. Классификация методов народной педагогики.

21. Общие принципы функционирования народных педагогических систем.

22. Создание отдельного типа национальных образовательных учреждений как вариант воплощения в образовании этнокультурного компонента: ведущие идеи, подварианты.

23. Поликультурное образование: идеи, задачи, принципы, критерии отбора содержания.

24. Поликультурный подход в многонациональных ОО. Создание поликультурной образовательной среды.

25. Сущность межкультурной толерантности.

26. Принципы межэтнической толерантности в полиэтнической образовательной среде.

27. Цели и задачи национального образования.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Словарь терминов1

 

Диаспора –этническая общность,проживающая вне страны своегопроисхождения.

 

Идеал личности в народной педагогике –система требований ккачествам человеческой личности, зафиксированных в устном народном творчестве и совершенствующихся от поколения к поколению. Идеал личности фактически представляет цели обучения, воспитания и развития личности ребенка, определяющий и средства организации этих процессов. В качестве этих средств выступают различные компоненты народной культуры.

 

Инкультурация –процесс освоения человеком присущегокультуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур.

 

Культура межнационального общения – совокупностьспециальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей, и позволяющих быстро

 

и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.

 

Менталитет –система образов(как осознаваемых так инеосознаваемых), лежащих в основе человеческих представлений о мире

 

и о своем месте в этом мире, мотивирующую поступки и деятельность людей. Ментальность – это миропонимание, соответствующее определенной формации, эпохе и этническому сообществу.

 

Народная культура –зафиксированная в результатах и орудияхтруда материальная и духовная деятельность человека, передаваемая от поколения к поколению: фольклор, героический эпос, музыкально-песенное искусство, традиции, предметы народных промыслов, орудия и способы их изготовления и т.д.

 

Народная педагогика –это выделившаяся из регионально-

 

этнической культуры на определенном этапе ее развития относительно самостоятельная система норм, правил, запретов, образцов, факторов обучения и воспитания с целью не только сохранения рода, но и его развития и совершенствования. Здесь впервые появляется представление об идеале человека как цели обучения и воспитания, и в этой системе

1 Данный словарь представлен в авторской редакции с опорой на следующие источники: Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. − М.: Академия, 2000; Садохин, А.П. Этнология: учебник / А.П. Садохин. – М.: Гардарики, 2004.


 


благодаря наличию идеала все компоненты регионально-этнической культуры приобретают воспитательно-обучающую функцию.

 

Национальные чувства и настроения –эмоциональноокрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям.

 

Национальный характер –исторически сложившаясясовокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий, их отношение к труду, другим народам, своей культуре.

 

Нация –исторический тип этноса,социально-экономическаяцелостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территорий, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания.

 

Толерантность –терпимость к кому-либо или чему-либо:расоваятерпимость, веротерпимость, национальная терпимость, осознание права любого человека на свободу.

 

Традиция (от лат. traditio –передача,предание) –способ бытия ивоспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. Философский статус термина «традиция» определяется тем, что он включает в себя весь комплекс обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения, характеризуя связь настоящего с прошлым, точнее, степень зависимости современного поколения от прошлого или приверженности к нему. Всеобщность данного понятия подтверждается его присутствием во всех сферах человеческой жизнедеятельности и активным использованием его в различных областях знания (говорят о традиции «национальной», «народной», «групповой», а также «культурной», «научной», «художественной» и т. д.). В ценностном, содержательном плане традиция аккумулирует в себе некую систему норм, обычаев и мировоззренческих установок, составляющих наиболее значимую часть «классического» наследия данного социума, культурной общности, мыслительного направления. В функциональном плане традиция выступает посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности (технологий), которые явочным порядком входят в реальную жизнь людей и не нуждаются в каком-то особом обосновании и признании, кроме ссылки на свою давность и укорененность в культуре. Передача осуществляется посредством многократного повтора и тиражирования традиционных действий и отношений (обычаи), церемоний и обрядов (ритуал), символических текстов и знаков.

 

Фольклор − устное народное творчество:сказка,героическийэпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др.


 

 


Этническая идентификация –отождествление личности сэтносом.

 

Этническое (национальное) самосознание − процесс осознанияиндивидом своей принадлежности к определенной общности, конкретно проявляющееся в употреблении единого названия данной общности и возникающее в процессе длительной совместной жизни группы людей под действием ряда факторов, формирующих этническую личность (этническая среда, обычаи, традиции, религия).

Этническое самосознание – чувство принадлежности к тому илииному этносу, выражающееся в этническом самоопределении.

 

Этнология –наука,изучающая процессы формирования и развитияразличных этнических групп, их идентичность, формы культурной самоорганизации, закономерности коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...