Контрафактная продукция - угроза экономической безопасности
Интерес к проблеме контрафакта обусловлен несколькими основными причинами. Прежде всего - это процесс активной интеграции России в мировую экономику, результатом которого стало вступление нашей страны в ВТО. Во-вторых, стремление перевести российскую экономику на инновационный путь развития, который невозможен без создания и функционирования цивилизованных рынков, где контрафактная продукция - явный нонсенс. И, наконец, большие экономические и имиджевые потери, обусловленные производством и оборотом контрафактных изделий. По экспертным оценкам доля контрафактной продукции на внутреннем российском рынке составляет порядка 15-17%, а ежегодный ущерб экономике страны оценивается в $3 млрд. Таким образом, масштабы оборота контрафактных товаров позволяют рассматривать его как реальную угрозу национальной безопасности России. С проблемой контрафактной и фальсифицированной продукции Россия столкнулась еще в начале 90-х годов, когда вместе с пришедшим товарным изобилием в нашу страну хлынул поток всевозможных подделок под «фирму». Это сопровождалось количеством правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с производством и распространением контрафактной и фальсифицированной продукции. В настоящее время проблема фальсификации и контрафакта приобрела национальные масштабы и ставит под угрозу экономическую безопасность государства. Несмотря на пристальное внимание к проблеме контрафактной продукции Президента РФ, правительства и представителей бизнеса, ситуация на российском рынке с контрафактной продукцией из года в год ухудшается. Доли контрафакта сильно варьируют в зависимости от товарных категорий, которые в свою очередь делятся на основные четыре сферы. (Рисунок 2).
Рисунок 2. Сферы распространения контрафакта в зависимости от товарных категорий (%)
К сфере господствующего и массового распространения относятся такие товары, которые пользуются устойчивым спросом и массовые товары, например, CD диски, одежда и обувь, алкогольная и табачная продукция, лекарственные средства и парфюмерия. Производство, незаконное перемещение на таможенную территорию таможенного союза, реализация контрафактной продукции, по мнению специалистов таможенной службы, составляет значительную часть российского теневого рынка, который по оценкам экспертов достигает около 30-40% объема ВВП. Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции представляют серьезную угрозу экономической безопасности России. По данным Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, имеют место исчисляемые значительными суммами не поступления налоговых платежей в национальные бюджеты. Кроме того, появление на потребительском рынке недоброкачественной, а порой и небезопасной продукции вредит здоровью нации и угрожает жизни потребителей. По данным специалистов Национального фонда защиты потребителей, 90% алкогольных напитков, которые продаются сегодня в России под видом коньяка, не являются коньяком. Вред, наносимый контрафактной продукцией, можно разделить на несколько групп: Ущерб экономике государства в виде не поступления налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды; Ущерб престижу страны, подрыв инвестиционного климата; Ущерб владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки; - Ущерб здоровью потребителей контрафактной и фальсифицированной продукции. Оборот всей поддельной продукции на российском рынке составляет по самым скромным официальным подсчетам более 100 млрд рублей в год, в результате чего экономика недосчитывается 1,5 млн рабочих мест, а госбюджет - 35 млрд рублей. Неофициально приводятся оценки оборота контрафакта в России в 6 млрд долларов в год. Но в действительности, по-видимому, цифра эта во много раз больше. Чистая прибыль от данного вида бизнеса может составлять до 100%.
Большая часть подделок поступает к нам из дальнего зарубежья. Произведены они преимущественно в Китае, Таиланде, Малайзии, Гонконге, Сингапуре, Турции и Индии. При этом часть продукции проходит «европейское облагораживание» в соответствующих странах в виде нанесения лейблов, фурнитуры, инструкций, упаковки и т.п. и поступает к нам уже как сделанная в ЕС или по лицензии. Фирмы-поставщики также нередко имеют европейскую прописку. Подделки для российского рынка производятся и в странах СНГ (значительная часть имеет украинское происхождение). Проникают в страну они довольно легко, поскольку, с одной стороны, в России нет единой четкой системы лицензирования и сертификации продукции, поступающей из-за рубежа, а также единых стандартов качества, а с другой - непоследнюю роль играет коррупционная составляющая и различные серые схемы. Внушительный сегмент рынка занимает отечественный производитель. В некоторых товарных группах родной контрафакт доминирует. Это прежде всего сегмент дешевого алкоголя (так называемая «паленая водка»), минеральной воды, аудио- и видеопродукции, строительных смесей, товаров спортивной символики и сувениров, биоактивных пищевых добавок, отдельных категорий лекарственных средств, художественных произведений и антиквариата. Практически беспрепятственная реализация контрафактной продукции возможна вследствие не информированности потребителей о низких потребительских свойства такой продукции. Это происходит из-за низкого уровня доходов населения и неэффективной работы правоохранительных органов. Негативную роль играет широкое развитие внемагазинны форм торговли и реализации некачественных товаров через новые формы торговли, где отсутствует контроль качества. Основными причинами сложившейся ситуации является: несовершенство законодательной и нормативной базы, обеспечивающей функционирование защиты рынка;
свободный допуск значительного количества хозяйствующих субъектов к деятельности, связанной с производством и реализацией продукции; вовлечение большого числа недобросовестных лиц, ориентированных на быстрое извлечение прибыли в ущерб качеству реализуемых товаров; отсутствие действенного механизма, препятствующего поступлению в розничную сеть большого объема контрафактных товаров и товаров, не прошедших подтверждения соответствия установленным требованиям. Россия - далеко не единственный крупный центр производства и реализации контрафактной продукции. Большие объемы такой продукции присутствуют на всех крупных национальных рынках, даже в развитых западных странах. Криминальные круги, контролирующие данную сферу, давно имеют международную окраску, что заставляет относиться к рассматриваемому явлению как к глобальной проблеме. В вопросах борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукции нет универсального решения проблемы. Об этом свидетельствует опыт развитых стран: в Европейском Союзе, например, потребовалось около 40 лет, прежде чем были созданы условия, существенно ограждающие рынок ЕС от контрафактной продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|