Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

модель как инструмент творчества




модель как инструмент творчества

При умелом управлении умственным трудом

можно не только развить громадную по

своей продуктивности работу, но при том

сохранить на долгие годы, может быть на

всю жизнъ, умственную работоспособность и

общий тонус, всей жизнедеятельности.

Устают и изнемогают не столько от тго, ,

что много работают, а от того, что плохо

работают!

Н. Е. Введенский

Как уже упоминалось, целостность восприятия, обеспечиваемая подсознанием, позволяет одновременно усмотреть не только сами элементы изучаемого материала, но и их взаимо­связи, т. е. понять общую структуру предмета. Отсюда непосредственно вытекает значимость схематического представления задачи: одновременный охват взглядом всей проблемной си­туации таит в себе нечто похожее на построение внутреннего моста между проблемой и ее решением — путем согласования мысленного образа цели и наличного образа ситуации. Благодаря схематизации ситуация становится более доступной для переноса на речевой или умственный план.

Вместе с тем, облегчая мысленный эксперимент, схема может незаметно для воспринимающего подтолкнуть его к более широкому истолкованию, и тогда ее случайные признаки станут трактоваться тенденциозно, что представляет опасность. Кроме того, мысленный экс­перимент отсекает возможность получения побочных результатов («эффект Колумба»: искал Индию — открыл Америку). Этих недостатков лишено взаимодействие с моделью.

Роль модели в интеллектуальных процессах основывается на уподоблении. Человек способен понимать объекты и явления внешнего мира через ощущение соответствующих состояний своего тела. На фундаментальную способность использовать тело как естествен­ную модель опираются все действия человека с искусственными моделями. В этом случае объекты постигаются через двойное опосредование: сначала изучаемый объект соотносят с моделью, а потом процессы во внешней по отношению к телу модели сопоставляют с ощущениями тела, пытающегося воспроизвести эти процессы.

Изготовление моделей и работу с ними можно рассматривать как практику уподобле­ния, развивающую, прежде всего, способность «думать руками». Многие выдающиеся ученые

любили строить модели и макеты, понимая их полезность для своей творческой деятельности. Еще мальчиком Ньютон мастерил механические модели и, будучи уже зрелым ученым, продолжал изготовлять приборы и инструменты. Максвелл тоже собственноручно мастерил технические устройства. Даже теоретик Эйнштейн всю жизнь принимал участие в конструировании различных механизмов, разработке приборов и экспериментальных методик

В чем достоинства модели? Логический анализ в науке незаменим, но в нем объект исследования идеализируется, заменяется приближенным, абстрактным представлением, и многие значимые черты, характеристики объекта игнорируются. Это усугубляется тем, что в европейской Культуре модель мира традиционно строится по большей части нп основе визуального восприятия.

Модель, которая делает инструментом осознания тело, позволяет включить другие анализаторы. Хорошая иллюстрация этого — новые виды искусства, использующие современную компьютерную технику. Вот, например, «книга» на экране дисплея, страницы которой формируются в результате взаимодействия читателя и компьютера Двигая кистью руки над монитором, человек с помощью датчиков может менять визуальную структуру страницы шрифт, иллюстрации, вызывать звуковое сопровождение. Он может влиять и на содержание, набирая на клавиатуре вопросы и утверждения, в ответ на которые компьютер меняет сюжет, вводит новых героев, подробнее описывает те или иные эпизоды. Другой пример -разнообразные аттракционы, где зритель живет в виртуальной, созданной компьютером «ре-альцости», самостоятельно исследуя ее едва ли не всеми органами чувств (также с помощью Специальных датчиков).

К сожалению, современная система высшего образования, воспитывая. у интеллектуалов пренебрежительное отношение к рукоделию, мастеровитости, обедняет возможности студентов, снижая их творческий потенциал — их руки недостаточно развиты, чтобы помогать им думать. С другой стороны, энтузиасты пробивают брешь в этой системе. Разработаны специальные конструкторы, которые используются для развития изобретательской деятельности студентов. Применение этих конструкторов вызывает резкое увеличение числа практически ценных и внедренных в производство дипломных работ.

Кроме углубленного понимания существа процессов, развития воображения и умения «думать руками», модель может играть роль «микроскопа» или «телескопа». Намеренно утрируя в ней отдельные черты объектов, можно создать оптимальные условия для их изучения. Еще одно важное преимущество модели — «привязка к реальности» Когда внутренняя структура объекта, описанная формально, недоступна непосредственному восприятию органами чувств, возникает тенденция к «растворению» ее в математических формулах, отрицанию ее реального существования Модель же может служить посредником, облегчая соотнесение формул с объективными явлениями.

Палитру приемов моделирования существенно расширили компьютеры Дисплей позволяет сделать чувственно доступными элементы осуществляемых мыслительных операций. Видимой становится важная часть стратегии поиска решения. Используя токую обратную связь, эту стратегию легче произвольно изменять и оптимизировать.

Приятным и эффективным инструментом самообучения являются компьютерные игры Без большого напряжения и реального риска они способствуют накоплению опыта поведения в различных критических ситуациях, «раскачивают» подвижность нервной системы, повышают скорость реакции и ее точность.

127,

Групповая работа с одним мощным компьютером принципиально изменяет характер взаимодействия членов творческого коллектива. Взаимопонимания при этом можно достигнуть гораздо быстрее, чем обычными переговорами. Никак не. обосновывая свое предложение, каждый участник производит конфетные действия со своего индивидуального, терминала, обходя тем самым ограничения вербализации. Все участники работают, как бы положив руки на общий ком глины, стараясь общими усилиями вылепить нечто, отвечающее общему пониманию цели.

                                                             Мы привели ряд доводов в пользу того, что для развития творческой личности необходимо своевременное и эффективное апеллирование к функциям подсознания. Обратимся теперь к рассмотрению различных приемов, с помощью" которых на групповых занятиях можно способствовать повышению яркости образов, интенсивности эмоциональных переживаний, чувствительности к своим подсознательным ощущениям/ Важно, однако/помнить, что групповые методы развития творческих способностей продуктивны только при условии преодоления барьеров психологической защиты через правильную организацию общения в группе.                                                                            

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...