нравственность и творчество. роль барьеров и их преодоление в системе непрерывного образования
нравственность и творчество Моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, даже большее значение для данною поколения, чем чисто интеллектуальны?, достижения. Последит зависят от величия характера в значительно большей степени, чем обычно принята считать. Эйнштейн В статье «О смысле жизни» Эйнштейн писал: «Ответить на вопрос о смысле жизни значит обладать религиознымым чувством. Ты спросишь меня: имеет ли смысл подобный вопрос? Отвечаю' тот, кто не видит смысла в своей жизни и в жизни себе подобных, тот не только, несчастен, но едва ли может продолжать жить» [по 28]. В системах йоги, каратэ и т. п. первым регулятором всех видов активности выступают моральные, нравственные принципы. Талантливый человек должен быть терпимым и учиться дружественно и терпеливо принимать и переносить ограниченные возможности окружающих. Иначе у него возникнет состояние разочарования, желчности, которое снизит его творческий потенциал. Очень часто на определенном этапе развития идеи (когда наступает момент ее обсуждения) драма идей, разворачивающаяся поначалу во внутреннем мире творца, обретает осязаемые формы: она превращается в драматическое столкновение людей. В залпе научных аргументов «против» часто сквозит высокомерие, неуважение к обсуждаемому вопросу и сожаление о времени, затраченном на его обсуждение. Такая ситуация для автора чревата снижением продуктивности и потерей душевного равновесия. В этих случаях полезно концентрироваться не на таланте критиков — талант ведь есть далеко не у всех — а на их мотивах, духовной индивидуальности. В противном случае, если занять позицию праведника, всегда подстерегает опасность подняться слишком высоко, обречь себя на одиночество.
О причинах одиночества ученого надо сказать пару слов. Сначала — это результат необходимости работать так много, что общаться некогда. Затем оно развивается из-за утраты друзей в предыдущий период, а в конце — это уже результат радикального расхождения в системе ценностей. Жизнь творца по необходимости переполнена конфликтами, ибо в нем борются обычный человек, с его закономерными потребностями в счастье, и беспощадная творческая страсть, втаптывающая в грязь все личные стремления. Поэтому личная жизнь многих из таких людей трагична. Находясь в состоянии стресса, покончил с собой известный физик Гейзенберг. Дирак, глубоко потрясенный этим несчастьем, писал: «Мне кажется, что Гейзенберг сумел бы справиться с мучительными переживаниями, причиной которых на самом-то деле был революционный характер выдвинутых им идей, если бы его вовремя поддержал любимый учитель». Творческое начало пожирает большую часть их энергии, для прочего не остается сил. Такой человек иногда так обескровлен, что живет на сниженном, примитивном уровне, производя на окружающих впечатление бездумности, ребячества, бесцеремонности, эгоизма, тщеславия и т. п. (яркий пример — шахматист Лужин из романа В. Набокова «Защита Лужина»). роль барьеров и их преодоление в системе непрерывного образования Развитие цивилизации тесно связано с совершенствованием технологий не только в производстве, но и в системе обучения. Внедрение новых форм обучения особенно остро необходимо в системе непрерывного образования. Как известно, обучение в течение всей жизни — генеральное направление в системах образования всех передовых стран. Бурный рост разнообразия форм обучения взрослых связан с рядом факторов. Прежде всего — это быстрое старение знаний и навыков. Периодическая компенсация потерявших актуальность знаний, замена их новыми позволяет специалистам сохранить профессиональную пригодность в течение жизни.
Кроме основной системы повышения квалификации, в последние годы появилось много всевозможных курсов, позволяющих не только восполнить знания, но и сменить профессию, дающих возможность переквалифицироваться на специальности, остро необходимые обществу в данный момент. Это позволяет не только смягчить тяготы безработицы, но и содействует по мере изменения интересов, личностному росту. Указанные формы обучения имеют специфику, связанную с контингентом учащихся. Во-первых, приходится комплектовать группы, весьма неоднородные по возрасту, узкой специальности, уровню исходной подготовки, полу, национальности, конфессии. Во-вторых, в отличие от обычного вуза, в системах переподготовки часто ограничено время обучения. Очевидно, что некоторые из этих особенностей предъявляют внутренне противоречивые требования к преподаванию. Необходимо быстро и хорошо подготовить по современным направлениям тех, кто имеет слабую базовую подготовку. Опыт неудач в прошлых попытках трудоустройства, зрелый возраст, затрудняющий, как им кажется, усвоение нового, приводит многих из поступающих к уверенности, что «мне уже поздно учиться этому», «я не подхожу для этого», «у меня нет времени, чтобы учиться», «у меня нет способностей» и т. д. Подобные установки, особенно если они не осознаются, создают самые неблагоприятные условия для обучения. Поэтому первоочередной задачей работы с новым набором слушателей является преодоление установок, порожденных представлением о собственной неполноценности, трансформация их в более продуктивные подходы к собственному развитию и совершенствованию. Рассмотрим подробнее, с каким противодействием придется иметь дело преподающим в этой системе обучения и какие у них есть возможности для решения указанных задач, Прежде всего помощь требуется самым старшим, поскольку на них сильнее действуют возрастные барьеры [15, 16].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|