Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гештальт - группы




Методика групп гештапьт-терапии опирается на теорию образа. В соответствии с ней человек целостен, а его поведение является функцией восприятия. Поэтому состояние треноги, неправильное поведение, нарушение самоидентификации трактуются как следствия разрушения схем восприятия. С этой точки зрения осознание себя и своих потребностей способствует формированию адекватного образа Возникновению же такого образа помогает переживание ситуации «здесь и теперь», замещающее хроническое центрирование переживаний на прошлых или будущих событиях Особенно эффективно необходимая коррекция образов достигается через активизацию сенсомоторной системы В этих группах с помощью специальных приемов человек освобождается от «неотриогированных», незавершенных когда-то ситуаций. Это очень важно, поскольку эти старые очаги сохраняют такой мощный энергетический заряд, что даже спустя десятилетия существует тенденция довести до конца однажды начатую деятельность (завершить гештальт). Если когда-то давно чего-то лично значимого осуществить не удалось, то  в психике создается и иногда сохраняется однобокая фиксация на прошлом.               

Многие переносят старые проблемы в будущее и фиксируются на них,  пытаясь изменить не будущее, а прошлое (например, долго и подробно анализируют причины развода и думают, как надо было бы тогда поступить). Когда подобных незавершенных ситуаций много, то человек начинает страдать от рассеянности, навязчивого поведения, чрезмерной осторожности, бессмысленной хлопотливости. Поэтому так полезна методика, которая побуждает к повторному переживанию старых конфликтов и травм «здесь и теперь», с завершением всего незавершенного в прошлом и внесением осознания во все Телесные и эмоциональные процессы. Усилия при этом направлены на то, чтобы все, что раньше было оттеснено, заключено в прошлое, теперь возродилось в моторной и сенсорной реальности настоящего. Гештальт-техника направлена на настойчивое побуждение быть внимательным к настоящему. В настоящем организуется повторное, переживание прошлого с внесением всех сопутствующих эмоциональных и телесных ощущений и завершается незавершенный в прошлом гештальт. С помощью этой техники несловесное сообщение усиливается и обогащается до тех пор, пока оно не пробьется к соответствующему переживанию. Например, у человека болит голова. Ему предлагают сконцентрироваться и предельно усилить ощущение боли. Далее его просят сделать так, чтобы эта боль оформилась для него, скажем, в облако дыма в стоящем напротив пустом' кресле- Представив это себе и пристально наблюдая за этим дымом, человек может заметить, что облако дыма принимает форму человека. Определив, на кого из знакомых больше всего похоже это облако, для снятия упорных головных болей ему остается лишь прояснить отношения с этим человеком.

Разработанные в данной методике приемы позволяют сделать подсознательную «фигуру» конфликта более отчетливой, с тем чтобы неотреагированные чувства нашли в ней свое выражение. Техника использует пустое кресло как «якорь». Участнику предлагается переходить из одного кресла в другое (например, «мамино»), одновременно изменяя всю систему чувств на предполагаемую у «фигуры». «Как чувствовала и вела бы себя мама в этом случае? » Оказалось, что вместе с переходом в другое кресло меняется манера поведения, мимика, голос и т. д. Этот прием позволяет и осознать старые проблемы, и отреагировать на них. Однако здесь есть и слабое место: кресла невозможно «объединить» для ндведения мостов между внутренним миром пациента и его давно умершей матерью. Эту операцию пытаются заменить быстрым перемещением из одного кресла в другое.

Типичная инструкция при гештальт-технике: «Усиливайте чувство, сохраняйте его, идите назад через время и... что вы видите сейчас? » При этом активизируется часть старого опыта и его кинестетическая часть — ощущения. Вместе с тем участник осознает многое, долгое время находившееся на периферии его сознания, что делает возможным снятие внутренних преград, мешающих саморазвитию. Раскрытие старых очагов подсознания достигается с помощью переориентации внимания участника, его концентрации на органических процессах, обучения их пониманию.

Первичные переживания, возникающие в подсознании, чаще выражаются в образах и символах, чем в словах. В состоянии медитации, сосредоточенного фантазирования подсознание может произвести ту внутреннюю работу, реорганизацию психики, в которой нуждается участник, чтобы приспособиться к быстро меняющемуся миру. Как известно, если сначала представить себе ситуацию, то можно снизить напряженность при ее реализации в

действительности. С этой целью в рамках данной методики осуществляется имаготерапия — активизация воображения и мысленная обработка пугающей ситуации, приводящая к снижению отрицательных эмоций. Но не только страх умеряется при мысленном переживании. Если человек в своем воображении переживает достижение цели, это помогает ему достичь ее в реальности, так как возникает феномен «незаконченного действия». Этот феномен поддерживает повышенное стремление к реальному воплощению, что помогает достижению цели, играя роль дополнительной мотивации.

Возможно также взаимное наведение транса. С этой целью, работая в паре, расслабившись, участники концентрируют внимание на партнере. Закрыв глаза, они представляют себе, что совместно отправились в «центр души». Их задача состоит в том, чтобы, поочередно рассказывая, что они видят, внутренним взором создать общую реальность. Например: «Я вижу скалу... » — «Скала окружена деревьями... » — «На деревьях поют птицы... » — «Я ощущаю ветерок, который овевает щеки... » — «Я чувствую тепло солнца... » — «Под нами глубокая черная земля... »

Проиллюстрируем возможности этой методики на нескольких характерных упражнениях,

Мудрец. Закройте глаза и представьте зеленый луг и старый дуб на краю этого луга. Под деревом сидит мудрец, который ответит вам на любой вопрос. Подойдите к нему и задайте вопрос. Выслушайте ответ. Позади мудреца на дубе висит календарь. Прочитайте число и запомните. Откройте глаза и расскажите, что произошло.

Таможенники и контрабандисты. Тот, кто исполняет роль контрабандиста, выходит из комнаты и быстро возвращается, — и так 5 раз подряд. В один из заходов он должен принести на себе контрабанду — конверт на _прищепке, помещенный под одеждой. Таможенники (все остальные) должны увидеть, представить себе, угадать — когда? Для облегчения угадывания они могут задавать контрабандисту несложные вопросы, давать простые задания: присесть, поднять руки, пройтись, улыбнуться.

Заброшенный магазин. Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе: вы идете по городской улице поздно ночью. Что вы ощущаете? Что видите? Что слышите? Вы замечаете маленькую боковую улочку и набредаете на старый, заброшенный магазин. Окна его грязные, но кое-что рассмотреть можно. Приглядитесь! Вы видите некий предмет. Тщательно его разглядите. Отойдите от витрины и возвращайтесь в город. Опишите увиденный предмет и чувства, которые он пробудил в вас. (Идентифицируясь с предметом, мы проецируем на него некоторые свои личные качества. )

Свободные фантазии. Представьте себя перед дверьми тронного зала. Вы выросли в королевстве, где правят ваши король и королева. Они направили вас в мир с важной миссией. В чужом краю вы долго выполняли их поручение, и теперь они призвали вас к себе. Сейчас они оценят вашу деятельность. До вас дошли противоречивые " слухи. Вы не знаете, что вас ожидает — награда или наказание. Вот уже открываются двери тронного зала, и очень скоро вы увидите, какой оборот примут дела. Стражники с алебардами расступаются, давая вам возможность войти в тронный зал. Вы подходите к трону. Внимательно следите за событиями. (Свет гаснет, 5 минут полной темноты. ) Встаньте и нарисуйте заключительную сцену, как вы видели ее в своем воображении. (Это упражнение помогает отреагированию детских конфликтов, особенно в отношениях с родителями, поскольку образ короля и королевы символизирует мать и отца. Их близость к автору рисунка выражает самооценку, связанную с отношением к нему родителей, вообще влияние на него авторитетов. Оцениваются относительные размеры фигур, краски, сходство окраски короля и королевы, кто к кому стоит лицом и т. д. )

Чего, вы, хотитие достичь? Человеку сообщают 5-6 слов, соотносимых с состоянием максимальной расслабленности (пляж, мягкая постель, теплая ванна в плохую погоду и т. д. ). Затем добиваются релаксации с помощью концентрации на дыхании и этих словах-абрдзах. Когда появляются' достаточные признаки релаксации, говорят: «Представьте себе то, чего вам хотелось бы достичь. Что бы вы хотели для себя в будущем? Настройтесь на глубинный смысл ваших желаний. Воздержитесь от активных поисков! Вы сейчас скорее рыболов, который сидит на берегу и ждет, что появится из глубины. Может появиться образ ситуации в будущем, когда желаемая проблема решена и цель достигнута. Продвигайтесь теперь мысленно на неделю, месяц, год. Как вы будете тогда выглядеть? Как будет звучать ваш голос? Что вы скажете? Войдите внутрь этого образа. Ощущаете ли вы удовлетворенность, спокойствие? Умиротворенность? Ваша мечта реализована. Когда образ станет ярким, дайте знать, подняв палец».

Из этих примеров видно, какими приемами создаются наилучшие условия для проникновения человека в свое подсознание с целью разрядки очагов напряженности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...