профессиональная деформация преподавателя
Профессиональные стереотипы, вообще говоря, есть неотъемлемое отражение достигнутого высокого уровня мастерства, т. е. не только знаний, но и вполне автоматизированных умений и навыков, управляемых подсознательными установками и уже не загружающими сознания. Подобные навыки, как правило, развиваются из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии. Однако если слишком большая доля поведения строится на таких стереотипных действиях или эти специфические установки начинают распространяться и захватывать другие сферы, то это неблагоприятно сказывается на работе и общении в быту [26J. Мера переноса рабочих навыков в другие сферы общения (бытовые, семейные, дружеские), как и чрезмерное наполнение ими профессиональной деятельности зависят, в свою очередь, от самооценки человека, его способности критически относиться к себе и своим привычкам и своевременно их корректировать. Почему вредно чрезмерное внедрение стереотипов в профессиональные действия? Упроченные установки могут приводить к тому, что даже простое и очевидное решение не замечается. Они образуют инерционное звено, и новые подходы и методы усваиваются все слабее, так как потребность в них недостаточно осознается. Одна из сторон деформации проявляется в возникновении ложного представления, что и без новых знаний накопленные стереотипы обеспечивают необходимую скорость, точность и успешность деятельности. Закрепляется излишняя трафаретность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие проблемы, что приводит к снижению профессионального уровня. На это необходимо обращать особое внимание при повышении квалификации специалистов, чтобы побудить их своевременно отказаться от устаревших стереотипов и установок, заменив их более адекватными. Другая сторона деформации — перенесение профессиональных привычек, полезных в работе, на дружеское и семейное общение.
Профессиональная роль заметно влияет на личность. Предъявляя к человеку определенный набор требований, она тем самым направленно преобразует весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определенный склад мышления и стиль общения. Когда зрелый специалист сталкивается с новым человеком и создает свое представление о нем как о личности, его собственная профессия неизбежно накладывает на это представление свой отпечаток, предопределяя восприятие и отражение внутреннего мира другого человека. Важно подчеркнуть, что профессиональная позиция определяет не только поступки, но и способ восприятия другого человека. Например, профессионально деформированные учителя рассматривают ученика лишь как «тип», абстрагируясь от его индивидуальных особенностей: это шалун, это лентяй, это растяпа и т. д., снижая тем самым эффективность своего воздействия на него. Профессиональная деформация преподавателя вуза порождается, в частности, давлением повторяемости излагаемого материала, которое, вместе с возрастной инерционностью, приводит к появлению в лекциях множества мыслительных и речевых штампов. С одной стороны, это с годами облегчает работу преподавателя, но с другой — препятствует развитию и совершенствованию стиля и содержания лекций, вызывая их «окостенение», что неизбежно ведет и к падению престижа лекций у слушателей, и к связанному с этим понижению самооценки преподавателя [29], а кроме того, проявляясь в быту, засоряет штампами и делает скучным непрофессиональное общение. Эффективность обучения связана с умением преподавателя упрощать материал, чтобы максимально приблизить его к жизненному опыту учащихся. Неудивительно поэтому, что люди, многие годы занимающиеся педагогической работой, нередко приобретают навык давать любому человеку, с которым они общаются, больше разъяснений, чем нужно. Это выглядит как стремление поучать и часто производит отталкивающее впечатление. У преподавателей естественных наук, привыкших ценить однозначность и точность формулировок, постепенно развивается склонность обмениваться только конкретной однозначной информацией, даже в обществе людей, далеких от круга их профессионального общения, что воспринимается окружающими как педантизм, сухость, а нередко порождает у собеседников растерянность и недовольство. Они забывают, что в общении важны и другие компоненты: разнообразные способы обмена любезностями, беседы на, казалось бы, неинформативные темы (например, о погоде), которые на самом деле несут ценную информацию об отношениях людей [26].
Шуточный пример. Шерлок Холмс с коллегой путешествуют на воздушном шаре. Их унесло далеко от родных мест. Наконец им удалось приземлиться и оглядеться. На счастье, недалеко оказался человек. «Где мы находимся? » — спросили путешественники. «Вы находитесь на воздушном шаре, который только что коснулся земли», — ответил незнакомец. В этот момент сильный порыв ветра снова приподнял шар и он понесся дальше. «Черт бы побрал этих математиков! » — воскликнул Шерлок Холмс. «Откуда вы знаете, что это был математик? » — удивился спутник. «Только математики могут произносить верные, но совершенно бесполезные истины! » В начале самостоятельной работы и на известном этапе ее совершенствования развитие стереотипов полезно, поскольку ускоряет подготовку и облегчает проведение занятий. Однако когда стереотипы начинают доминировать, восприятие ситуаций становится упрощенным, а уверенность в непогрешимости используемых методов, в своих возможностях — излишней, что понижает и аналитические способности, и гибкость мышления, и умение взглянуть на вещи с иной позиции.
У экономистов, бухгалтеров требования к их профессии формируют способность к длительному сосредоточенному вниманию на отвлеченном знаковом материале, и вместе с тем в их работе требуется сдержанность проявления эмоционального отношения, чтобы обеспечить должную объективность результатов. Все это может приводить к излишней сухости, педантизму и эмоциональной холодности в общении, У преподавателей языка с годами в речи проявляется особая рельефность, артикулированность, склонность к повторениям. Кроме того, у них обнаруживается непроизвольная болезненная реакция на ошибки. Им так и хочется все их исправить! И, не замечая этого, они поправляют не только своих учеников. У большинства преподавателей любой дисциплины в любой беседе содержатся элементы объяснения, стремление поделиться знанием и опытом, привычные формы популяризации знаний. Интересная профессиональная деформация обнаруживается у программистов, особенно тех, кто, с одной стороны, человек стеснительный и некоммуникабельный, а с другой — много времени должен проводить за компьютером. Эти специалисты, не имеющие, как правило, достаточно постоянных друзей, ранее предпочитавшие одиночество, по мере облегчения контакта с ЭВМ, в дальнейшем все больше предпочитают общение с компьютером человеческому общению. Он становится для них незаменимым партнером в играх, в углубленном изучении «начинки» программ, позволяет беседовать с коллегами через электронную почту заочно, что для этих людей безопаснее и приятнее. Со временем они все дольше засиживаются за машиной, а если она стоит на работе, то опаздывают домой или вообще не приходят ночевать, прячась в рабочих помещениях. Авторитет преподавателя тесно связан с мерой его личного участия в научной работе. Только собственное исследование по-настоящему заставляет преподавателя держаться в курсе последних достижений науки. По материалам, приведенным в работе Н. В. Кузьминой [29], сравнение рейтинга и самооценки преподавателей показало, что преподаватели с преобладающей научной направленностью имеют тенденцию концентрировать обучение на проблемах, которые они научно разрабатывают, тем самым превращая общие курсы в специальные. Так что оптимальным является сбалансированный интерес к науке и преподаванию. Итак, ролевое взаимодействие, распространенное на непрофессиональную сферу, делает поведение неадекватным обстановке и затрудняет общение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|