Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

принимая во внимание темперамент




принимая во внимание темперамент

В будничных радостях и горестях жизни

нужно быть сангвиником, в важных

событиях жизни - меланхоликом,

относительно впечатлений, глубоко

затрагивающих наши интересы - холериком,

и наконец, в исполнении раз принятых

решений - флегматиком.

В. Вундт

Не существует «хороших» и «плохих» темпераментов, а есть лишь врожденная специфика, с которой надо считаться. Темперамент отражает жизненный темп человека, проявляющийся во всем: в походке, в жестикуляции, в скорости речи, в динамике принимаемых решений. Продуктивность работы человека также тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность, реактивность сангвиника может принести выгоды, если работа требует от него смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Представление, что люди инертные — флегматики — не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка, а некоторую замедленность, несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием своих действий и педантичным контролем. Они предпочитают упражнения и операции, включающие статические позы, медленные и плавные движения, добиваясь в них наибольших успехов.

Как установлено, люди, отличающиеся слабой нервной системой, — меланхолики — сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем представители других типов темперамента. Они меньше устают и раздражаются от их однообразия и повторения. У таких людей максимум мотивации проявляется в задачах с большей надеждой на успех. Люди с более сильной нервной системой и высокой реактивностью — сангвиники и холерики — проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приемов [47]. Регламентация приводит их к быстрому утомлению, и поэтому они предпочитают выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных действий. Изменение способов работы, создавая оптимальные условия для функционирования их нервной системы, предохраняя ее от перегрузки, позволяет этим людям работать эффективно длительное время без перерыва и с малым числом совершаемых ошибок. Флегматики и меланхолики, напротив, в условиях строгой регламентации обнаруживают большую сопротивляемость и продуктивность, чем холерики и сангвиники. Отсюда понятно, что рабочие инструкции желательно формулировать для людей с разным темпераментом по-разному. Для одних предпочтительнее инструкции подробные, детальные, для других — обобщенные и содержащие минимальное число вспомогательных указаний.

Максимум мотивации зависит от темперамента. Сангвиники не только стремятся к решению задач выше среднего уровня трудности, но и могут с ними успешно справляться (не всегда, но берутся! ). В целом меланхолики и флегматики характеризуются большим соответствием уровня притязаний уровню реально выполняемых ими задач, т. е. их притязания реалистичнее, чем у сангвиников и холериков с их нереалистическим (завышенным или заниженным) уровнем притязаний.

В нормальных условиях темперамент проявляется только в особенностях индивидуального стиля деятельности, не определяя ее результативности. В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность усиливается, так как заученные и предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными и требуется дополнительная мобилизация организма для того, чтобы справиться с неожиданными или сверхсильными воздействиями, — а этот запас и скорость его мобилизации зависят от темперамента.

Неудивительно, что все ведут себя при этом по-разному, и к этому надо быть готовым. В провоцирующей ситуации холерик реагирует непосредственно вслед за раздражителем. Он мобилизуется мгновенно и дает вспышку в виде аффекта, гнева даже при однократном травмирующем воздействии. У флегматика же даже в экстремальной ситуации неизбежен процесс накопления раздражения, суммарный результат должен преодолеть значительное торможение, прежде чем начнется разряд. Поэтому вспышка может быть существенно отодвинута от провокации. Общаясь в экстремальных условиях, меланхолики и флегматики эту задержку еще увеличивают и тем самым еще больше запаздывают с ответом на реплику или поступок партнера. Тогда ответ на первое обращение может последовать после второй или даже третьей реплики, что затрудняет общение, порождает взаимное непонимание — первые реплики по непонятным для собеседника причинам остались без ответа.

Поскольку частая мобилизация истощает организм, человек неосознанно стремится к таким ситуациям, которые не требуют от него предельных усилий. Для низкореактивных людей (флегматиков и меланхоликов) характерно предпочтение ситуаций, требующих от них меньших физиологических затрат, т. е. более комфортных и по психологическим, и по физиологическим критериям.

Для высокореактивных людей (сангвиников и холериков) оптимальная стратегия — снижение возбуждения за счет избегания чрезмерной стимуляции, что проявляется в выборе ими соответствующей формы деятельности — профессиональной, спортивной и т. д. Например, среди альпинистов и планеристов, чьи спортивные действия связаны с большим риском, численно преобладают холерики и сангвиники. Вместе с тем, среди выбравших профессию с высокой эмоциональной нагрузкой (адвокаты) наблюдается значительное преобладание низкореактивного темперамента, тогда как среди людей, деятельность которых не связана с каким-либо социальным риском (библиотекари), численно доминируют люди высокореактивные.

В наш компьютерный век важно, что люди разных темпераментов могут работать с ЭВМ в оптимальном для себя темпе, Меланхолики и флегматики не должны опасаться обнаружить медлительность и получить отрицательную оценку со стороны других студентов или преподавателя. Холерики не должны остерегаться своей поспешности, так кок обычно холерик отвечает очень быстро и не очень обдуманно. Нередко он дает правильный ответ после многих уточнений — думает вслух. Преподаватель может не дождаться его и выгнать студента, компьютер — дождется, не раздражаясь. Меланхолик может очень долго молчать, собираясь с мыслями, — машина опять-таки подождет. Все это сохраняет психологический комфорт студентов.

Состояние неопределенности больше всего угнетает холериков и меланхоликов. Легко переносят неопределенность флегматики, но они плохо переключаются (мало отвлекаемы), Долго привыкают к новой обстановке, что может (с точки зрения других) выглядеть как равнодушие к окружающим. Флегматикам полезно поручать оказывать поддержку другим и хвалить их за это. Стиль общения должен быть соотнесен с темпераментом собеседника: с холериками и меланхоликами предпочтительнее индивидуальная беседа и косвенные виды предъявления требований — совет, намек и т. п. Публичное порицание, да еще резким тоном у холерика вызывают взрыв, а у меланхолика глубокую и длительную обиду, при этом нарастает подавленность и неуверенность в себе. С флегматиком нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требований — надо ему дать для этого некоторое время. Сангвиник лучше воспринимает замечания в виде шутки.

В учебной группе холерику нельзя давать ни минуты покоя, иначе он свою бурную и неуемную активность распространит на вас или коллектив и взорвет равновесие в аудитории. Сангвинику нужно доверять, но, по возможности, чаще проверять. Он человек милейший, готов все вам пообещать, но вполне может и не сделать обещанное. Флегматика вредно торопить. Он психически не переносит дефицита времени. В работе с меланхоликом надо помнить о его чувствительности и ранимости.

Для оптимизации обучения полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, но при этом недопустимы резкость, несдержанность, так как они могут вызвать взрывную отрицательную ответную реакцию. В то же время любой его проступок должен быть требовательно и справедливо осужден. По отношению к холерику допустимо применять отрицательную оценку в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы.

Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, которые требовали бы от него сосредоточенности и напряжения, необходимо постоянно включать его в активную деятельность и как можно чаще поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Ему нужны задания на длительный период, его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую.

В отношении меланхолика недопустимы не только резкость и грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, желательно поговорить с ним наедине. К нему нужно проявить индивидуально подчеркнутое внимание, вовремя похвалить за малейшие проявленные успехи, решительность и волю.

Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Для некоторых личностей ситуация экзаменов может оказаться стрессовой. Так, при ответе на экзамене флегматик реагирует на вопрос замедленно, и может возникнуть впечатление, что он не знает материала, поэтому к нему нужно проявлять особое терпение. Излишняя поспешность сангвиника или неоправданная порывистость холерика в этой ситуации могут приводить их к недостаточно обдуманным ответам. Здесь желательно многократно уточнять, что именно они хотели сказать. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно терпеливым, мягким и доброжелательным.

Таким образом, от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях психических процессов, влияя на прочность запоминания и скорость вспоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

Итак, мы рассмотрели некоторые проблемы, связанные с обучением взрослых. Наш анализ опирался, главным образом, на многолетний опыт чтения одним из авторов курса педагогической психологии на факультете повышения квалификации преподавателей Санкт-Петербургского университета. Для создания и поддержания обратной связи со слушателями вот уже 20 лет чтение курса заканчивается опросом. Среди непременных вопросов, повторявшихся каждый раз, был такой: «Какие проблемы из тех, что вы считаете актуальными и для личной жизни, и для профессиональной деятельности, из тех, что вас тревожат, не были затронуты в курсе? »

Из года в год нарастало число пожеланий включить в материалы курса вопросы национальной психологии. Стремясь уточнить болевые точки внутри этой проблемы, мы провели несколько вариантов анкетирования респондентов разных групп: студентов, аспирантов, преподавателей вузов, школьных учителей. Всего было обработано около двух тысяч анкет. Анализ полученных материалов не только подтвердил острую необходимость психологической информации по национальным конфликтам, но и высветил нарастающую внутреннюю напряженность в связи с рядом насущных проблем, таких как ситуации с беженцами, трудности межнациональных браков, педагогическая работа в многонациональных коллективах, совместное проживание в общежитии представителей разных этнических групп. Эти и другие факты подтолкнули нас к рассмотрению не только отдельных механизмов национального общения, но и особенностей преодоления специфических барьеров. Эти вопросы будут представлены в следующей главе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...