Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание неевропейских политических организаций




 

Политическая активность африканцев и представи­телей цветного населения проявилась еще в преддве­рии создания ЮАС на территориях английских колоний и бурских республик. Первая политическая организация африканцев и одна из первых во всей Аф­рике южнее Сахары «Имбумба яма Африка» («Стой­кие африканцы») возникла в Капской колонии в 1882 г. В период с 1904 по 1907 гг. аналогичные организации — «туземные конгрессы» — были созданы в Натале, Оранжевом государстве и Трансваале.

Организацией, выдвинувшей лозунг создания единого фронта угне­тенных народов Южной Африки против господства белого меньшинства, стала созданная в 1902 г. метисами Кейптауна Африканская политическая организация (АПО). Она сыграла важную роль в формировании политического самосознания у цветного и африканского населения. С 1894 г. в Южной Африке действовал «Индийский конгресс Наталя», созданный при участии Махандаса Карамчанда Ганди, работав­шего здесь адвокатом. В 1906 г. он провел первую в истории Южной Африки и в своей жизни кампанию гражданского неповиновения (сатьяграху), направленную против дискриминации индийцев.

Принятие Национальным конвентом конституции, утверждавшей «цветной барьер» для небелых жителей страны, заставило лидеров «туземных конгрессов» всех провинций собраться в 1909 г. на об­щенациональный съезд и выразить свой протест против набираю­щего силу белого расизма. Возмущение порядками, устанавливав­шимися в новом доминионе, усилило в среде африканцев тягу к созданию политической организации в масштабе всего государства. В январе 1912 г. собралась конференция провинциальных «тузем­ных конгрессов» и других политических организаций. В Блумфон­тейн, где она проходила, приехали и представители многих резерва­тов, включая английские протектораты в Южной Африке, не входившие в доминион.

8 января 1912 г. конференция провозгласила себя Южноафри­канским туземным национальным конгрессом (впоследствии изме­нившего свое название на Африканский национальный конгресс). Конгресс принял решение функционировать как постоянно действу­ющая организация. Его годичные конференции собирались регуляр­но, начиная с 1912 г. вплоть до 1960 г., когда АНК был запрещен. Печатным органом конгресса стала газета «Абанту бато» («Народ»). Первым президентом конгресса был избран священник методист­ской церкви зулус Джон Л. Дубе. В своей деятельности члены кон­гресса использовали только конституционные методы.

Период, начавшийся после образования ЮАС, отмечен оживле­нием забастовочного движения. Помимо черного пролетариата, в стране к этому времени сложился и многочисленный отряд белого рабочего класса, прежде всего горняки. Они, как правило, являлись квалифицированными рабочими (неквалифицированные работы выполнялись только неевропейцами). Следует отметить, как коло­ниальная политика Англии, так и традиционная политика буров на сегрегацию посеяли зерна расизма и в рабочем движении. Выступ­ления белого и неевропейского пролетариата не только никогда не сливались, но и были пронизаны духом противопоставления друг другу. Белые рабочие стремились добиться улучшения своего поло­жения путем сохранения монополии на квалифицированную работу и недопущения к ней небелых рабочих. Единственной политической организацией, которая выступала за интернационализм в рабочем движении, за предоставление африканским рабочим равных прав как на производстве, так и в общественной жизни была Интернациональ­ная социалистическая лига (ИСЛ), основанная в 1915 г. деятелями белого рабочего движения У.Эндрюсом, Д.Джонсом, С.Бантингом. В 1921 г. на базе ИСЛ возникла первая в Африке партия коммунис­тов — Коммунистическая партия Южной Африки.

Важным фактором, воздействовавшим на формирование сознания и рост самосознания белого и небелого населения Южной Африки, был религиозный фактор. Буры объединялись в лоне протестантских церквей, вытеснив оттуда верующих неевропейского происхождения. Еще в конституции Трансвааля 1860 г. было провозглашено — ника­кого равенства ни в церкви, ни в государстве. Царивший дух расо­вой нетерпимости среди буров приобрел и идеологические формы в виде специально выделенного ими «африканерского христианства». Следует сказать, что многие политические и государственные деятели из африканеров ранее были священнослужителями. И среди них пастор Д.Малан, премьер-министр ЮАС в 1948—1954 гг., возведший теорию апартхейда (с языка африкаанс — «раздельное существова­ние») в ранг государственной политики ЮАС.

В ответ черное население Южной Африки стало создавать свои независимые африканские христианские церкви. Первая из них, Национальная церковь тембу, появилась в 1884 г. Она положила начало широкому африканскому религиозному движению, так на­зываемому эфиопскому, с ярко выраженной антиколониальной ок­раской. Многие священнослужители афро-христианских церквей являлись активными деятелями АНК.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...