положительные и отрицательные грани стереотипов
А. Франс Массовое чувство солидарности, так необходимое политикам, для полноты выражения нуждается в ненависти к чужеродному меньшинству. Совершенно очевидно, что это провоцирует обострение и выраженность как подсознательной защиты, так и социальной. Создаются условия, способствующие переходу конфликта в открытую форму, особенно если события развиваются на фоне пренебрежения правами одной из сторон и нагнетанием ненависти, подозрения к внутреннему «врагу» — это консолидирует большинство. Как известно, наиболее эффективный способ мобилизации масс — нагнетание эмоций, организуемое с помощью напоминания о величии нации и о национальных унижениях. Разговоры о «заслуженном» праве какого-то народа на уважение подразумевают, что есть народы, которые этого не заслуживают. Такая позиция отражает обычно национальную ущемленность. Как уже упоминалось, в условиях успешной совместной деятельности этнические качества личности в процессе межнационального восприятия игнорируются, т. е. значимость национальной принадлежности снижается. В случае возникновения любого конфликта они выступают на первый план, влияют на межличностные отношения и снижают эффективность совместной деятельности. Народ, хваля свою нацию, национальный идеал выражает в том, за что хвалит. В этом идеале существеннейшую роль играет история. Народы живы хотя бы воспоминанием о своих творческих продвижениях. Даже очень давние достижения не ржавеют и спасают народ от разложения. В этом — смысл обращения к историческим победам народа. положительные и отрицательные грани стереотипов Нет гордости, равной гордости за предков. Дизраэли
Стереотипы помогают быстро сориентироваться и выбрать стратегию поведения, позволяют делать заключения о внутренних характеристиках человека, исходя из его внешнего облика. Эта идея стара как мир. В этом смысле стереотипы — ключи для прочтения внешности другого человека. В определенных границах они достаточно эффективны — когда прилагаются к представителям той же самой культуры. Чем значительнее различия между культурами, тем больше ошибок. Эти ключи формируются в этногенезе путем освоения исторического опыта народа, зафиксированного в материальной культуре, традициях, фольклоре. Именно различием этих ключей можно объяснить неточность восприятия и плохое запоминание представителей других культур — они все кажутся очень похожими. Ключи позволяют быстро и просто классифицировать людей и тем самым ускорить социальные контакты. Это лишь грубая настройка, облегчаемая эмоциональной общностью с другими людьми. Здесь большое значение придается церемониям, ритуалам и играм, когда благодаря появлению совпадающих эмоциональных реакций усиливается переживание общей сплоченности. Поведение взаимопомощи, закрепленное этнической культурой, развивает и укрепляет психологические механизмы благожелательности, навязывая внутригрупповую совместимость. Так, регулярно используемые формулы вежливости, становясь привычными, трансформируются в добрые чувства и истинную вежливость. Человек, не владеющий техникой выражения благожелательности, принятой в данном обществе, при прочих равных условиях имеет значительно меньше шансов заслужить признание и симпатию окружающих. Потребность и необходимость проявлять благожелательность предполагает взаимность со стороны других, даже малознакомых, посторонних людей. Это потребность в благодарности, расчет на понимание и симпатию. Когда у взаимодействующих людей разница в исходных культурах превышает предел, обеспечивающий целостность и привычность общения, возникает увеличение социальной дистанции и усиление негативной окраски, т. е. проявляются результаты контрсуггестии как психологической защиты. Упомянутый предел в значительной степени зависит от этикета. Этикет — всегда этикет какой-то группы, класса, общества. Он неразрывно связан с моралью и нравственностью через учтивость, благожелательность, скромность, уважение старших.
Этикет — это образец, идеал коммуникативного поведения, а-культура общения — его реальное воплощение. Автоматическое его исполнение освобождает мозг для других форм деятельности. Например, если на Востоке общение прежде всего определяется возрастом собеседника, то у американцев, французов и немцев — социальным его статусом и степенью знакомства. Если человек отходит в своем поведении от обычаев данного народа, он разрушает установку на доброжелательное общение, воспринимается как чужой. Вот характерный пример. В октябре 1968 г. на берегу притока Амазонки индейцы убили миссионера и восемь его спутников — за бестактность, с их точки зрения. Во-первых, прибыв, они известили о своем прибытии выстрелами — это неприлично. Вошли в хижину, несмотря на протест хозяев, выдрали за ухо ребенка, запретили брать кастрюлю со своим супом. Уцелел только лесник, знавший обычаи индейцев и покинувший миссионера, убедившись, что тот не внемлет его советам.
Некоторые вопросы, естественные у европейцев, у адыгов считаются неприличными, например вопрос гостю, чего бы он хотел поесть, или вопрос о здоровье жены и детей. Национальные различия обнаруживаются и в вопросе, задаваемом после приветствия. Монголы интересуются состоянием скота, а затем — благополучием семьи, американцы — делами, осетины — здоровьем и новостями, представляющими взаимный интерес. Ругательства тоже имеют национальные особенности. «Собака» — в славянском арсенале звучит много мягче, чем в арабском, где это слово является сильнейшем оскорблением. «Осел» — символ глупости и упрямства в европейских культурах, но у сербов — носитель ряда положительных качеств, и оскорбить серба, назвав его ослом, невозможно. «Конь» — у сербов грубое ругательство, непонятное русским. «Корова» — ругательство у русских, но священное животное в Индии. «Свинья» — тяжелое оскорбление вмусульманских странах и обычное женское имя б Гвинее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|