Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

законы, регулирующие отношения между этническими группами




законы, регулирующие отношения между этническими группами

Без подлинной любви к чыове; чес1Щ пет подлинной любви к родине.

А. Франс

Обнаружено несколько главных регуляторов межэтнических отношений: социальная дистанция, относительная величина статусов, групповые стереотипы оценок.

Действует правило: чем меньше этническая дистанция (например, между русскими и украинцами), тем существеннее различия между сопоставляемыми явлениями, и, наоборот, чем дальше дистанция (например, между поляками и японцами), тем более значимы совпадения. Конкуренция подчеркивает, а кооперация затушевывает границы между группами. Причина взаимного неприятия — различие ценностей. Оно может обнаружиться через акцентирование смехового барьера. Этот социальный барьер — один из эффективных механизмов отталкивания чуждой информации (одновременно это и первая стадия ее освоения). Фрейд связал межгрупповую враждебность и внутригрупповую сплоченность. Он писал: «Соседние, во многом близкие друг другу коллективы враждуют между собой и насмехаются друг над другом, например испанцы и португальцы, северные и южные немцы, англичане и шотландцы. Я назвал это „нарциссизм малых различий". При этом наиболее строгому контролю и регламентации подвергаются те сферы жизни, которым культура придает большее значение и ценность, т. е. в одном случае — различиям, а в другом — сходству».

Тенденция, поддерживающая различия, может рассматриваться как прогрессивная, поскольку кроме этнической и моральной ценности она спасает человечество от культурного однообразия, сенсорного голода. Это не противоречит принципам интернационализма, который предполагает прежде всего умение ценить самобытные черты собственной национальной культуры, выступает за равную законодательную защиту каждого языка и каждой религии народов, проживающих на территории данного государства. Язык и религия — важные культурные завоевания человечества, а ассимиляция народов — это их обнищание и вырождение.

При несовместимости целей большой и малой народности создаются условия враждебности между этими группами. Как установил Тэджфел, в таких ситуациях растет стремление к усилению различий между группами в пользу собственной. Сильнейшим катализатором конфронтации и взрыва национализма является унижение, силовое давление, дискриминация, чувство обиды, ущемленное™. Оставаясь неутоленными, эти чувства трансформируются в агрессию.

Здесь надо сделать отступление и обратить внимание на важное обстоятельство. Человеческая психология такова, что люди гораздо легче приходят к согласию на основе негативной программы — будь то ненависть к врагу или зависть к преуспевающему соседу — чем на основе программы, утверждающей позитивные ценности. Образ врага, внутреннего (спекулянты, инородцы) или внешнего, — непременное средство в арсенале любого диктатора. Здесь вступают в игру механизмы психологической защиты. Возникающие националистические страсти — это рационализация, переводящая чувство социальной неполноценности в чувство национальной гордости. Национализм, связывая человека с другими, спасает его от самого страшного — изоляции. С его помощью он обретает товарищей по судьбе. Образуется стойкая референтная группа, группа поддержки для сохранения хорошего социального самочувствия и прямой физической защиты. Она выступает и как зеркало, с помощью которого человек вынужден непрерывно проверять свое соответствие требованиям окружающих. При наличии подобной аварийной группы психическое состояние неполноценности снижается, облегчается социальная фрустрация. Таким образом, ущемления, обостряя национальное самосознание, формируют установку на поиск такой референтной группы, отождествление с которой не составило бы труда и помогло бы избавиться от опыта поражений.

Обычно для того, чтобы стать кем-то значимым, самореализоваться, необходимо трудиться всю жизнь, обладать характером, накапливать знания, совершенствоваться. Но быть только «сыном своего народа» куда проще. Для этого достаточно с молоком матери усвоить родной язык. Принадлежность к национальной группе позволяет человеку ощутить превосходство над теми, кто не принадлежит к ней, — тем более, что иногда сама возможность дать выход агрессии, направленной против «чужих», способствует врастанию в группу. Действуя от имени группы, человек «освобождается» от многих моральных ограничений.

Снизить влияние на поведение личности различных способов психологической защиты, порождающих нарастание в обществе агрессии, негативизма или глубокого отчаяния, можно было бы за счет некоторых социальных мероприятий. Эти мероприятия должны обеспечить следующее.

Важно сделать понятными критерии ценности личности для всех членов общества, независимо от групповой принадлежности. Обнаружено, что даже большие различия воспринимаются как справедливые, если прямо и открыто аргументируется причина их введения и необходимость такой дискриминации. Различия в статусе должны быть гласными. Очень нежелательно их маскировать, скрывать, замалчивать — напротив, они должны декларироваться. Достижение результата должно зависеть от личных усилий, а не от милости сильных мира сего. Когда статусные различия между группами признаются законными и справедливыми обоими сторонами, эффект внутригруппового фаворитизма незначителен.

Как уже отмечалось, преодоление общих трудностей (борьба против загрязнения среды, за мир, за здоровье людей, за признание равных прав за всеми религиями) понижает межгрупповую неприязнь за счет высших целей по отношению к целям, сепаратным для каждой группы. Тем более что страны со значительным языковым, религиозным и культурным разнообразием более устойчивы, у них больше шансов сохранить демократическую направленность в преобразованиях.

Необходимо ослабить невыносимое для многих бремя выбора. Каждый день надо принимать решение — как жить дальше? Социализм облегчил жизнь многих людей тем, что внушил им, что наш строй самый лучший в мире, и позволил многим за счет чувства «законной гордости» приобщиться к этой благодати. Как известно, при этом была обеспечена уверенность в завтрашнем дне (это было, пусть на самом низком уровне, — обеспечение жилья, работы, пенсии, медицинского обслуживания и т, д. ). Все это избавляло человека от необходимости непрерывно и осознанно строить свою жизнь. Теперь демократия налагает очень тяжелое бремя — повседневный выбор и ответственность за него. Непосильность требуемых усилий приводит к трагедиям и ухудшению психического здоровья. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы общество помогало своим гражданам решать эти задачи, хотя бы в переходный период, позволяя им успешнее адаптироваться к новым условиям. Для этого прежде всего необходима избыточная, надежная, доступная, оптимистически построенная информация. Ведь так необходимо сосредоточить силы на снижении чувства неопределенности будущего, которое сейчас испытывает практически каждый член общества. Как известно, неуверенность в завтрашнем дне всегда рождает желание приоткрыть завесу грядущего. И, коль скоро государство не отвечает на этот запрос общества, то наблюдается разгул астрологии, экстрасенсов, «барабашек» и т. п., что наносит непоправимый урон нашей науке и мировоззрению молодежи.

Мощнее всего провоцирует психологическую защиту национализм, поскольку его пропаганда неразрывно связана с провозглашением в качестве образца авторитарной личности, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому имеет смысл направить существенные усилия на демонстрацию всех преимуществ для личности и общества в целом развития демократического начала в каждом, показывать большую творческую продуктивность людей, не отягощенных националистическими предрассудками, их большую способность к любви и сопереживанию, их альтруизм и душевную красоту.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...