Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.




ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие оценочной деятельности. Объекты оценки

2. субъекты в сфере оценочной деятельности

3. Виды стоимости и подходы к оценке

4. Договор об оценке и отчет об оценке

5. Ответственность по договору об оценке

6. Обеспечение имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности

Понятие оценочной деятельности. Объекты оценки

– ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 09.07.1998 № 135-ФЗ

Стандарты: федеральные стандарты; стандарты и правила оценочной деятельности СРО:

Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 г. № 256 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)»

– Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 г. № 255 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)»

Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 г. № 254 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)»

Федеральные стандарты оценки разрабатываются Национальным Советом с учетом международных стандартов оценки. Затем они направляются для утверждения в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, который в срок не позднее чем через 60 рабочих дней со дня получения федеральных стандартов оценки обязан утвердить их или выдать мотивированный отказ в письменной форме. Этим уполномоченным органом является Минэкономразвития РФ.

Стандарты и правила оценочной деятельности разрабатываются и утверждаются СРО оценщиков и не могут противоречить федеральным стандартам оценки (ст. 22.1).

Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой либо иной стоимости.

В Законе дан открытый перечень объектов оценки. Перечень объектов оценки несколько уже, чем перечень объектов гражданских прав, под которыми, согласно гражданскому законодательству, понимаются материальные и нематериальные блага. Тем не менее, под объектами оценки понимается почти всё то, что может находиться в гражданском обороте (свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства).

К объектам оценки относятся: (ст. 5)

1) отдельные материальные объекты (вещи). Исключение составляют деньги, не нуждающиеся в оценке. Данный объект наиболее типичен для оценки. Но, не могут быть объектами оценки объекты, которые не могут обращаться в гражданском обороте, например, наркотики, оружие (кроме отдельных его видов, например, охотничье), расщепляющиеся радиоактивные материалы;

2) совокупность вещей. Данный объект оценки следует отличать от оценки каждой вещи в отдельности, входящей в состав имущества лица. Сумма стоимости вещей входящих в состав имущества, не всегда равна стоимости этих вещей в совокупности, поскольку стоимость вещи может изменяться в зависимости от того, как она будет предлагаться для реализации (иных действий) на открытом рынке. См. ст. 134 ГК РФ – если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное;

3) право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества. Оценка права собственности и других вещных прав неразрывно связана с оценкой стоимости вещей как объекта этих прав. Поэтому данный объект оценки целесообразно рассматривать как разновидность оценки вещей и совокупности вещей, которые могут находиться в разном правовом режиме;

4) права требования, обязательства (долги). Например, уступка прав требования, перевод долга, исполнение обязательства третьим лицом, финансирование под уступку прав требования и т.д.;

5) работы, услуги, информация. Работы, услуги, информация – самостоятельные объекты оценки, поскольку могут реализовываться открыто на рынке наравне с вещами, правами требования и обязательствами;

иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Если объект изъят из гражданского оборота, он не может являться объектом оценки.

Не может быть предметом оценки ущерб, так как он не является предметом гражданского оборота и не может быть отчужден на открытом рынке. Привлечение оценщика возможно только в случае утраты или повреждения имущества пострадавшего лица. Оценщику необходимо задавать вопрос: «какова стоимость работ, услуг, материалов и т.п., необходимых для восстановления поврежденного имущества?».

Можно сделать дополнительный вывод о том, что «упущенная выгода» также не является объектом оценки.

Оценка объектов, по общему правилу, – личное дело титульного владельца. Из данного правила есть два исключения. Первое предусмотрено ст. 8 ФЗ № 135, которая предусматривает обязательность проведения оценки объектов оценки:

в первую группу входят объекты, принадлежащие Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в отношении которых осуществляются какие-либо сделки, в т.ч.:

· в целях приватизации, передачи в доверительное управление либо аренду;

· при использовании объектов оценки, в качестве предмета залога;

· при продаже либо ином отчуждении объектов оценки;

· при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям;

· при передаче объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц;

во вторую группу случаев обязательности проведения оценки относятся ситуации, когда в отношении объектов имеется спор о стоимости. Такие споры могут возникать в рамках корпоративных, семейных, налоговых правоотношений, при страховании, ипотеке, банкротстве, при исполнительном производстве и в других случаях.

В частности:

а) при национализации имущества;

б) при ипотечном кредитовании физических и юридических лиц;

в) при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов;

г) при выкупе или ином предусмотренном законодательством РФ изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

д) при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Перечисленные в ФЗ № 135 случаи обязательности проведения оценки являются открытыми.

Кроме случаев обязательности проведения оценки законодательством предусмотрены случаи, когда требуется наличие обязательности величины стоимости объекта оценки, устанавливаемой независимым оценщиком. О данной оценке, к сожалении, в ФЗ № 135 ничего не сказано; требование об обязательной оценке объектов предусмотрено, в частности, ст. 15 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 3 ст. 34, п. 3 ст. 75, ст. 76, п. 4 ст. 84.8 ФЗ «Об акционерных обществах», ч. 2 ст. 3 ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах», п. 2 ст. 52 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 130 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и др. законами.

– ст. 15 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (если номинальная стоимость доли участника ООО в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более 200 МРОТ на дату предоставления документов для госрегистрации ООО или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком.

В случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов участники общества и независимый оценщик в течение 3-х лет с момента госрегистрации общества или внесения соответствующих изменений в устав общества при недостаточности имущества общества солидарно несут ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов;

– п. 3 ст. 34 ФЗ « Об акционерных обществах»

При оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, производится советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со ст. 77 ФЗ об АО. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком;

– ст. 76 ФЗ об АО

Привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости является обязательным для определения цены выкупа обществом акций у акционеров;

– ч. 2 ст. 3 ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»

Требования по обеспеченным ипотекой обязательствам могут входить в состав ипотечного покрытия только в случае их соответствия следующим условиям:

основная сумма долга по обеспеченному ипотекой обязательству по каждому договору или закладной не должна превышать восемьдесят процентов определенной независимым оценщиком рыночной стоимости (денежной оценки) недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки.

 

Последствия невыполнения требований об обязательности проведения оценки объектов оценки и наличие обязательности величины стоимости объекта оценки, устанавливаемой независимым оценщиком, различны и будут рассмотрены ниже.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...