ТЕСТ 7. Проба Мартинэ-Кушелевского
Общепринятой и легко воспроизводимой является проба — 20 приседаний за 30 секунд (Мартинэ-Кушелевского). Эта проба широко применяется во врачебно-физкультурной практике у взрослых и детей. Оценка результатов пробы проводится: а) по степени изменения частоты сердечных сокращений, б) по времени возвращения показателей к исходным вели В норме после функциональной пробы отмечается учащение частоты сердечных сокращений на 25—50 % по отношению к исходной величине, дыхания — на 4—6 дыханий в 1 минуту, повышение систолического давления на 5—15 мм ртутного столба, диастолическое не изменяется или снижается на 5—10 мм ртутного столба. Возвращение всех показателей к исходным величинам наблюдается в течение первых 2—3 минут. Общее самочувствие ребенка остается хорошим. Отклонением от нормы реакции следует считать учащение частоты сердечных сокращений более чем на 50 %, значительное учащение дыхания (видимая на глаз одышка), значительное увеличение систолического давления — более чем на 15 мм ртутного столба, увеличение диастолического — более чем на 10 мм ртутного столба. Время возвращения всех показателей к исходным величинам — более 3 минут. Проба проводится следующим образом: ребенок садится на стульчик у детского стола, ему надевают манжетку для измерения артериального давления, спустя 1—1,5 мин (когда исчезают рефлекс и возбуждение, вызванное наложением манжеты) каждые 10 с определяют частоту сердечных сокращений до получения 2—3 близких показателей и берут из них средний, который записывается в графу «До нагрузки». Одновременно определяют характер пульса (ровный, аритмия и т. д.).
После этого измеряют артериальное давление. Эти данные тоже записывают как исходные до нагрузки. Затем, не снимая манжеты (резиновую трубку отсоединяют от аппарата и закрепляют на манжету), испытуемому предлагают выполнить приседания. Приседания испытуемый выполняет под четкий счет преподавателя. После окончания дозированной нагрузки испытуемого сразу сажают на стул и в течение первых же 10 секунд определяют частоту сердечных сокращений, затем быстро измеряют артериальное давление и продолжают подсчет частоты сердечных сокращений по 10-секундным интервалам до возвращения к исходной. После этого второй раз измеряют артериальное давление. Визуально следят за частотой и характером изменения дыхания (табл. 3).
Образец записи результатов функциональной пробы:
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Ведущими параметрами, отражающими состояние физического развития детей и подростков, по праву считают длину и массу тела. Длина тела является признаком, характеризующим ростовые процессы детского организма, масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов. Длину тела измеряют с помощью ростомера или антропометра Мартина. При измерении ростомером ребенок становится спиной к вертикальной стойке ростомера, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова ребенка — в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку ростомера опускают до соприкосновения с головой ребенка (без надавливания). Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не прислонялся затылком к вертикальной стойке ростомера. Измерение длины тела антропометром проводится спереди, горизонтальная линейка антропометра выдвигается на 15— 20 см и подводится к самой высокой точке головы ребенка, положение головы ребенка такое же, как при измерении ростомером. Необходимо следить, чтобы антропометр стоял строго вертикально. Измерение проводится с точностью до 0,5 см.
Массу тела определяют при помощи взвешивания на медицинских весах, которые время от времени проверяют на точность стандартными гирями. Ребенок стоит на середине весовой площадки лицом к исследователю. Необходимо следить, чтобы он входил на площадку и сходил с нее при неподвижно закрепленном коромысле весов. Точность измерения — до 100 граммов. Окружность грудной клетки измеряется в покое сантиметровой лентой, которая накладывается горизонтально спереди: по молочной железе — у девушек, на уровне сосков — у мальчиков, а сзади — под углом лопатки. Замеры проводятся в покое (пауза между вдохом и выдохом), на вдохе и на выдохе.
Сила кисти (кистевая динамометрия) правой и левой руки измеряется динамометром ДПР 120. Прямая рука отведена в сторону до уровня плеча, ребенок захватывает динамометр между пальцами и ладонью у основания большого пальца шкалой внутрь, с максимальным усилием сжимая без рывка. Рука к туловищу не прикасается. Это измерение повторить 30 раз. Фиксируют наибольшие показатели силы кисти. Жизненная емкость легких измеряется в положении стоя прибором спирометром (водный или сухой). Перед замером рекомендуется отдых 3—5 минут. Жизненная емкость легких включает объем дыхательного, дополнительного и резервного воздуха. Методика измерения: ставится спирометр на нулевое положение. После выполнения максимального вдоха следует зажать нос пальцами, обхватить губами мундштук и выполнить равномерный, максимально глубокий выдох в спирометр, стараясь держаться прямо, не сутулясь. Из двух попыток с паузами в 15— 20 с фиксируется наибольший результат.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|