Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕСТ 7. Проба Мартинэ-Кушелевского




Общепринятой и легко воспроизводимой является проба20 приседаний за 30 секунд (Мартинэ-Кушелевского). Эта проба широко применяется во врачебно-физкультурной практике у взрослых и детей.

Оценка результатов пробы проводится:

а) по степени изменения частоты сердечных сокращений,
дыхания и показателей артериального давления тотчас
же после нагрузки;

б) по времени возвращения показателей к исходным вели­
чинам.

В норме после функциональной пробы отмечается учащение частоты сердечных сокращений на 25—50 % по отношению к исходной величине, дыхания — на 4—6 дыханий в 1 минуту, повышение систолического давления на 5—15 мм ртутного стол­ба, диастолическое не изменяется или снижается на 5—10 мм ртутного столба.

Возвращение всех показателей к исходным величинам на­блюдается в течение первых 2—3 минут. Общее самочувствие ре­бенка остается хорошим.

Отклонением от нормы реакции следует считать учащение частоты сердечных сокращений более чем на 50 %, значительное учащение дыхания (видимая на глаз одышка), значительное увеличение систолического давления — более чем на 15 мм ртутного столба, увеличение диастолического — более чем на 10 мм ртут­ного столба. Время возвращения всех показателей к исходным величинам — более 3 минут.

Проба проводится следующим образом: ребенок садится на стульчик у детского стола, ему надевают манжетку для измере­ния артериального давления, спустя 1—1,5 мин (когда исчезают рефлекс и возбуждение, вызванное наложением манжеты) каж­дые 10 с определяют частоту сердечных сокращений до получе­ния 2—3 близких показателей и берут из них средний, который записывается в графу «До нагрузки». Одновременно определяют характер пульса (ровный, аритмия и т. д.).

После этого измеряют артериальное давление. Эти данные тоже записывают как исходные до нагрузки. Затем, не снимая манжеты (резиновую трубку отсоединяют от аппарата и закрепляют на ман­жету), испытуемому предлагают выполнить приседания. Приседа­ния испытуемый выполняет под четкий счет преподавателя.

После окончания дозированной нагрузки испытуемого сразу сажают на стул и в течение первых же 10 секунд определяют частоту сердечных сокращений, затем быстро измеряют артери­альное давление и продолжают подсчет частоты сердечных сокра­щений по 10-секундным интервалам до возвращения к исходной. После этого второй раз измеряют артериальное давление. Визуаль­но следят за частотой и характером изменения дыхания (табл. 3).

 

Образец записи результатов функциональной пробы:

Интервал Частота сердечных сокращений Примечание
подсчета, с До После нагрузки    
  нагрузки 1 мин 2 мин 3 мин 4 мин    
            Наличие
    -       одышки,
    -       Потливости
    -       Гиперемии    
  - - -     лица, жало-
  -   -     бы ребенка
Артери- 105/70 120/75 - 105/70    
альное            
давление,            
мм рт.ст.            

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Ведущими параметрами, отражающими состояние физичес­кого развития детей и подростков, по праву считают длину и массу тела.

Длина тела является признаком, характеризующим росто­вые процессы детского организма, масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клет­чатки, внутренних органов.

Длину тела измеряют с помощью ростомера или антропо­метра Мартина. При измерении ростомером ребенок становится спиной к вертикальной стойке ростомера, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова ребенка — в поло­жении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку ростомера опускают до соприкосновения с головой ребенка (без надавливания). Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не прислонялся затылком к вертикальной стойке ростомера. Измерение длины тела антропометром проводится спе­реди, горизонтальная линейка антропометра выдвигается на 15— 20 см и подводится к самой высокой точке головы ребенка, положение головы ребенка такое же, как при измерении росто­мером. Необходимо следить, чтобы антропометр стоял строго вер­тикально. Измерение проводится с точностью до 0,5 см.

Массу тела определяют при помощи взвешивания на меди­цинских весах, которые время от времени проверяют на точ­ность стандартными гирями. Ребенок стоит на середине весовой площадки лицом к исследователю. Необходимо следить, чтобы он входил на площадку и сходил с нее при неподвижно закреп­ленном коромысле весов. Точность измерения — до 100 граммов.

Окружность грудной клетки измеряется в покое сантиметро­вой лентой, которая накладывается горизонтально спереди: по молочной железе — у девушек, на уровне сосков — у мальчи­ков, а сзади — под углом лопатки. Замеры проводятся в покое (пауза между вдохом и выдохом), на вдохе и на выдохе.

 

Сила кисти (кистевая динамометрия) правой и левой руки измеряется динамометром ДПР 120. Прямая рука отведена в сто­рону до уровня плеча, ребенок захватывает динамометр между пальцами и ладонью у основания большого пальца шкалой внутрь, с максимальным усилием сжимая без рывка. Рука к туловищу не прикасается. Это измерение повторить 30 раз. Фиксируют наи­большие показатели силы кисти.

Жизненная емкость легких измеряется в положении стоя прибором спирометром (водный или сухой). Перед замером реко­мендуется отдых 3—5 минут. Жизненная емкость легких включа­ет объем дыхательного, дополнительного и резервного воздуха.

Методика измерения: ставится спирометр на нулевое поло­жение. После выполнения максимального вдоха следует зажать нос пальцами, обхватить губами мундштук и выполнить равно­мерный, максимально глубокий выдох в спирометр, стараясь держаться прямо, не сутулясь. Из двух попыток с паузами в 15— 20 с фиксируется наибольший результат.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...