Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение партитуры и хоровых партий




Курс

Краткий исторический обзор формирования хоровой партитуры

Музыкальная культура в своем историческом развитии накопила и обобщила большой опыт нотной записи. Развитие музыкальной мысли, изменения в идейно-эмоциональном содержании музыки, появление новых музыкальных форм и выразительных средств, все это приводило к необходимости появления новых, более совершенных и практичных способов записи музыкальных произведений.

В период античности и раннего средневековья в европейской культуре была распространена буквенная запись музыки. Буквы заимствовались из словесной письменности и обозначали отдельные тоны. Данная система записи довольно успешно фиксировала только одноголосные напевы, хотя и обладала рядом недостатков. Среди них исследователи называют отсутствие наглядности, невозможность сразу охватить интонируемый напев на сравнительно большом протяжении и графически воспроизвести его, абсолютную невозможность записи нескольких одновременно протекавших мелодий, то есть многоголосного музыкального материала.

В «Книге о мелодиях» арабского музыканта Унус– аль - Катиба (ум. ок.765) мы также не находим нотированной музыки. В ней даны только тексты песен, названия ладов и их ритмические формулы. Аналогично записывалась музыка Средиземноморья, стран Ближнего и Дальнего Востока.

Параллельно с буквенной, существовала так называемая невменная запись. Невмы (от греческого - буква, знак) состояли из различных значков (черточек, точек, запятых и пр.) и их комбинаций. Невменное письмо применялось только для записи вокальной музыки. Причем оно не показывало точную высоту звука, а предполагало, как пишет Р. Грубер, графическое изображение движение рук дирижера, управлявшего пением.

У славянских народов для записи песнопений применялась система знаков –«крюков». Их число превышало 70; каждый из них означал от одного до нескольких звуков различной высоты и длительности. Условными сочетаниями крюков сокращенно можно было обозначить мелодический оборот, а также ритм и характер исполнения, чего не предполагала невменная запись.

Немного позже из объединения буквенного письма с невмами развилась мензуральная нотация, из которой постепенно выработалось современное нотное письмо. Происходило это следующим образом. Поскольку невменное письмо не определяло точной высоты звуков, то для большей точности стали перечеркивать невмы горизонтальными линейками, сначала одной красной с буквой «F» в начале линейки, означавшей звук «фа» для всех невм, стоящих на этой линейке, затем еще одной – желтой (выше красной)- с буквой «С», означавшей звук «до» для всех невм, расположенных на этой линейке. Из этих букв позднее образовались ключевые знаки (ключи).

В XIвеке число линеек достигло четырех: черная, красная,черная, желтая (считая снизу). Изобретение такой четырехлинейной системы принадлежит итальянскому музыканту Гвидоd’Ареццо. В основе реформы Гвидо лежало, говоря его собственными словами, «само собой разумеющееся положение, что различные звуковые явления должны в графическом изображении занимать разные места». Таким образом, он ввел в употребление не только нотные линии, которые обозначали снизу вверх ноты «фа», «ля» и «до» соответственно, но и предложил использовать для обозначения нот и промежутки между линиями. А в случае надобности могли быть проведена дополнительная черная линия снизу для ноты «ре», или сверху для ноты «ми».

Гвидо Аретинский (род. ок. 995, ум. в 1050 году) - выдающийся итальянский музыкант, музыкальный теоретик, монах и учитель хорового пения. Его реформа нотной записи возникла в связи с практической надобностью – обучением мальчиков пению. Гвидо говорил: «Путь философов – не мой путь, - я забочусь только о том, что может помочь нашим ученикам». Создавая свою систему записи нот, он думал о том, как освободить память обучающегося музыке от сложных, ненужных правил запоминания десятков невм и добиться простого, быстрого обучения нотному письму. В 1026 или 1028 году Гвидо был вызван папой в Рим. Там он продемонстрировал свой принцип нотной записи, который был одобрен учеными музыкантами и нашел большое распространение. Так из практической надобности возникла очень простая наглядная система нотного письма, которая сохранилась в основном до нашего времени.

Гвидо всю свою жизнь был монахом монастыря в небольшом городке центральной Италии. В настоящее время в Ареццо любому туристу горожане с гордостью покажут келью, где более девяти веков назад жил и работал монах Гвидо. Его именем названы конкурсы вокальной и хоровой музыки, которые проходят ежегодно в Ареццо и собирают как известных, так и начинающих исполнителей со всей Европы.

Помимо этого Гвидо ввел слоговые обозначения для первых шести ступеней любого церковного или натурального лада: от «до» до «ля». Он использовал для этого начальные слоги первых шести строчек распространенного в то время латинского гимна, мелодия которого начиналась всякий раз с новой восходящей ступени лада: «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». «Си» (для обозначения седьмой ступени) было введено лишь в XYI веке, а вXYIIвеке «ут» было заменено другим итальянским теоретиком Бонончини на «до».

К XY –XYIвекам с развитием полифонического стиля вокальные партии многоголосного хорового произведения приобретают все большую мелодическую самостоятельность и развернутость. Возникает настоятельная необходимость более совершенного вида их нотного изображения. Так появляется система записи хорового произведения, где все голоса помещаются на разных нотных станах, но объединенные в единое целое. Претерпев множество усовершенствований, эта система получила название партитуры.

Определение партитуры и хоровых партий

Partitura– буквально означает деление, распределение. Исторически возникнув сначала в вокальной музыке, партитурная запись позже широко распространилась и в музыке для различного вида инструментальных ансамблей и оркестровых составов.

Хоровой партитурой называется такой вид нотной записи хоровой музыки, при котором вокальные партии помещаются на отдельных строках, расположенных одна над другой, а ноты, соответствующие звукам, одновременно исполняемым участниками хора, помещаются на одной вертикали. Запись хоровых партий на отдельных строках партитуры дает возможность отчетливо видеть движение каждого из голосов хорового произведения, расположение же нотных строк в партитуре одна под другой позволяет, кроме того, видеть и одновременное сочетание всех хоровых партий.

Хоровой партией называется группа исполнителей, голоса которых примерно одинаковы по диапазону и родственны по тембру. В хоровой практике исторически утвердилось следующее разделение и наименование хоровых партий: сопрано (высокий женский голос), альт (низкий женский голос), тенор (высокий мужской голос), бас (низкий мужской голос). Исторически установился и определенный порядок размещения вокальных партий в хоровой партитуре. В основу этого распределения положен высотный принцип: так, верхняя строка, как правило, предназначается и самой высокой по диапазону хоровой партии; ниже размещаются соответственно более низкие партии хора. Таким образом, хоровые партии в партитуре располагаются сверху вниз в следующем порядке: сопрано, альты, тенора, басы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...