Выбор рисунка дирижерской сетки
Таким образом, рисунок дирижерской сетки меняется в зависимости от того, нужно ли подчеркнуть «точку» или преодолеть ее. (Следует отметить, что в начале дирижирования первый взмах может и не быть в положении соответствующей счетной доли, так как последующие взмахи руки уточнят рисунок сетки.) Понятно, что в случаях, когда темп, динамику и фразировку не нужно изменять, не следует подчеркивать и разную длину линий в сетке тактирования, наоборот, лучше скрадывать это различие. Учитывая разнообразие размеров тактов, встречающихся в музыкальной практике, некоторые, а иногда и все четыре основные направления движения руки могут повторяться. (Имеются в виду такты, которые дирижируются «на пять», «на шесть», «на семь», «на восемь», «на девять», «на двенадцать» и др.). Общим правилом в рисунке является сохранение основных направлений движения руки. В частности, при показе первой доли направление движения руки («раза») в процессе дирижирования должно быть всегда вниз. Исключением является сетка «на два» в медленном темпе при штрихе 1е^а1о. Здесь «раз» часто показывают не вниз, а слева направо:
В этом случае сохраняется правильное соотношение двух движений: более сильного — вправо и слабого — влево, причем имеется в виду, что горизонтальные движения руки делать легче, чем вертикальные, так как при вертикальных приходится все время регулировать скорость движения рук, учитывая закономерности ускоренного движения вниз, а замедленного — вверх. Именно поэтому часто можно видеть, как дирижер, желая показать «протяженный», певучий характер музыки, особенно в медленном темпе и не только в сетках «на два», подчеркивает (путем ускорения движения) горизонтальные движения и сокращает вертикальные, при этом сетка как бы сжимается сверху вниз и расширяется в стороны: Следует заметить, что акцентность долей лучше подчеркивается выпуклыми линиями движений, а безакцентность — вогнутыми. В принципе же четкость рисунка дирижерской сетки определяется отчетливостью границ единичных дирижерских жестов, но при этом важна не столько острота точек, сколько ясность соответствующей направленности движения руки как по отношению к предыдущему движению, так и относительно корпуса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|