Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хоровые партитуры для однородных хоров




Примером однострочной партитуры может служить запись народных и массовых песен, а также некоторых оперных хоров. Причем – это может быть как одноголосная, так и 2-х, 3-х и 4-х голосная партитура. В последнем случае это возможно при однородном ритмическом рисунке и совпадении литературного текста во всех партиях:

 

ПЕСНЯ О КРИНИЦАХ

Слова В. Карпенко Музыка А. Эшпая

Поскольку однородные хоры имеют в своем составе две основные хоровые партии, поэтому типичным видом партитуры для однородных составов является двухстрочная партитура. Там, где существует устойчивое деление хоровых партий на две, первые и вторые голоса обозначаются штилями вверх и вниз соответственно, а вид партитуры как 4-х голосный:

 

НА СЕВЕРЕ ДИКОМ

Слова М. Лермонтова Музыка А. Даргомыжского

О днородная хоровая партитура может записываться на трех нотных строках. Это дает возможность яснее показать мелодическое движение голосов, их подтекстовку. Особенно важны преимущества 3-х строчной записи в произведениях, где каждая хоровая партия имеет довольно самостоятельное мелодическое движение. На трех строках может быть записаны следующие варианты хоровых партий:

С I C T I T

СII AI ТII БII

A AII Б БII

КАНЦОНЕТТА

К.Монтеверди

Гораздо реже встречаются партитуры однородных хоров, изложенные на четырех строках, еще более редки пяти, шести строчные партитуры:

ИНСБРУК, ПРОЩАЙ

Хоровые партитуры для смешанных хоров

Смешанные хоры имеют четыре основные партии, поэтому типичным видом записи сочинений для такого состава следует считать четырехстрочную партитуру. Этот вид партитуры предполагает запись не только четырехголосных, но и многоголосных хоровых сочинений:

ПРИИДИТЕ, ПОКЛОНИМСЯ

Музыка С.В. Рахманинова

Однако в хоровой практике встречаются упрощенные виды записи смешанных партитур на трех и двух строках:

ТЕБЕ, БОГА ХВАЛИМ

Музыка Д.С. Бортнянского

Когда число голосов превышает четыре, а их сложность и самостоятельность очевидны, тогда применяется запись на 5-6-7-8 и более строках. В период расцвета строго стиля в Европе композиторы создавали до 16-20 и более голосные хоровые полотна. В «Священной симфонии» итальянского композитора Джовани Габриэли есть хоры по 8-10-12-15 голосов. А композитору франко-фламандской школы Оккегему принадлежит 36-голосный канон. В России расцвет хорового многоголосия приходится на эпоху партесного концерта:

Запись юношеских хоров осуществляется, как правило, на двух, либо трех строках. Выбор вида записи будет зависеть от фактуры произведения. Но и в первом, и во втором случае особенности мужской группы - исключительное одноголосие, с ограниченным диапазоном, обусловленным мутационным и постмутационным периодами:

КАНЦОНЕТТА

Музыка Дж. Нанино

При записи неполного смешанного хора каждая партия выписывается на отдельной строке с обязательным обозначением ее типа:

 

Трехголосная Литургия св. Иоанна Златоуста

Херувимская

Музыка Д. Бортнянского

А КАПЕЛЛА (итал, в стиле капеллы) — хоровое (ансамблевое) пение без инструментального сопровождения. Высший вид хорового исполнительства. исполнительства, в котором хор выявляет себя с полной самостоятельностью и законченностью; распространен в нар. творчестве. Как стиль профессионального хор. искусства пение А капелла развивалось в культовой средне-вековой полифонии, достигнув расцвета в эпоху Возрождения, когда возникли и светские хор. жанры. Русская церковная. музыка использует только пение А капелла. Широко применяется оно в камерной хоровой. музыке европейских композиторов 19 в. Больших высот пение А капелла достигло в русской хоровой культуре 20 в. (творчество Танеева, Кастальского, Рахманинова, Чеснокова и др.; деятельность Синодального хора, придворных. Певчих дьяков. капеллы и др.). В наст, время пение А капелла. распространено во многих странах; большое место занимает в современной хоровой. музыке (творчество Давиденко, Коваля, Шебалина, Шостаковича, Свиридова, Салманова и др.), в программах профессиональных и лучших самодеятельных хоров.

АККОМПАНЕМЕНТ (франц. сопровождение). Хоровое пение нередко практикуется в сопровождении. Какого-либо музыкального инструмента (рояля, органа, баяна; реже— скрипки, виолончели, валторны и др.) или орк. Встречается и Д. ad libitum (по желанию), которое. по усмотрению дирижера может не исполняться. В хор. партитуре обычно имеются аккомпанирующие голоса; есть пьесы, написанные для солиста (или солистов) с аккомпанирующим хором; хоровой А. может исполняться с текстом, а также на какой-либо гласный звук (чаще всего «а», или с закрытым ртом.

АУФТАКТ (нем. auf — над и лат. tactus — трогание, прикосновение) — замах, предварительный взмах, жест импульс — специфический дирижерский жест, предваряющий и организующий исполнение в отношении темпа, ритма, динамики, штриха, начала, окончания, фермат; в пении также — показ вдоха перед атакой звука. А. — важнейшая составная часть дирижерской техники.

БАТУТА (лат. batuo — бить) — жезл (палка), которым на раннем этапе дирижерского. искусства дирижер стучал в пол или по пюпитру, управляя хором или орк.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...