Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самооценка педагогических умений




Дать объективную оценку своей профессиональной подготовленности может карта диагностики уровня педагогических умений.

Оцените свои умения.

Гностические умения Шкала оценок
1. Анализировать деятельность учителя, находить сильные и слабые стороны в его работе   – 5, 4, 3, 2, 1
2. Анализировать и обобщать результаты своей работы – 5, 4, 3, 2, 1
3. Использовать методы педагогической диагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности и др.)     – 5, 4, 3, 2, 1
4. Самостоятельно приобретать научно-педагогические знания через работу с психолого-педагогической литературой     – 5, 4, 3, 2, 1
Проектировочные умения  
1. Выделять и формулировать педагогические задачи, определять условия их решения   – 5, 4, 3, 2, 1
2. Планировать этапы и средства педагогической деятельности по достижению конечного результата   – 5, 4, 3, 2, 1
3. Планировать деятельность учащихся и педагогическое руководство ею   – 5, 4, 3, 2, 1
4. Прогнозировать результаты воспитательной работы – 5, 4, 3, 2, 1
Конструктивные умения  
1. Соотносить формы воспитательной работы с задачами, стоящими перед классом   – 5, 4, 3, 2, 1
2. Составлять план воспитательного мероприятия, определять методику его проведения   – 5, 4, 3, 2, 1
3. Анализировать и синтезировать учебно-воспитательный материал в соответствии с поставленными задачами, потребностями, интересами, возможностями детей     – 5, 4, 3, 2, 1
4. Определять поручения для отдельных учащихся, варьировать их в зависимости от обстановки   – 5, 4, 3, 2, 1
5. Определять оптимальные средства педагогического взаимодействия   – 5, 4, 3, 2, 1
Организаторские умения  
1. Увлекать, заинтересовывать детей различными видами деятельности   – 5, 4, 3, 2, 1
2. Организовывать детей на выполнение внеурочных дел. Учитывать личные симпатии и антипатии учащихся при их группировке для выполнения общей задачи     – 5, 4, 3, 2, 1
3. Организовывать себя и свое время – 5, 4, 3, 2, 1
Коммуникативные умения  
1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, малыми группами, классным коллективом     – 5, 4, 3, 2, 1
2. Находить контакт, общий язык, правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах: а) с администрацией школы и учителями б) с методистом в) с однокурсниками     – 5, 4, 3, 2, 1 – 5, 4, 3, 2, 1 – 5, 4, 3, 2, 1
Умения эмоционально-волевой саморегуляции  
1. Владеть своими эмоциями в любой ситуации – 5, 4, 3, 2, 1
2. Постоянно контролировать себя – 5, 4, 3, 2, 1
3. Правильно воспринимать и оценивать критику – 5, 4, 3, 2, 1
4. Проявлять к себе требовательность – 5, 4, 3, 2, 1
5. Быть корректным во взаимоотношениях с коллегами и администрацией – 5, 4, 3, 2, 1

Задание 27.

(Выполняется на основании самоанализа выполнения программы практики)

Итоги практики

Педагогическая практика оказалась для меня …

Хочу сказать, что было интересно и полезно …

Хочу сказать, что было трудно …

Я убедилась(ся) в том, что …

Практика научила меня …

Себя бы я посоветовал (а) …


ЛИТЕРАТУРА

1. Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. – Мн., 1997.

2. Воронов В.В. Технология воспитания. – М., 2000.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001.

4. Диагностика воспитанности школьников. Хрестоматия исследовательских методик / Сост. Турковский В.И., Артеменок Е.Н. – Витебск, 2001.

5. Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе. – Мн., 2000.

6. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

7. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999.

8. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М., 2000.

9. Коч Л.А. Креативная этика. Психология освоения подростками этических норм и понятий. – М., 2000.

10. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель: Книга о технологии превращения детей в хороших учеников. – Р/нД., 1995.

11. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Р/н/Д., 2002.

12. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997.

13. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М., 2002.

14. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.

15. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.

16. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1998.

17. Питюков В.Ю. основы педагогической технологии. – М., 1999.

18. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М., 2000.

19. Поляков С.Д. Технология воспитания. – М., 2002.

20. Планирование воспитательной работы в классе / Авторы-составители: Степанов Е.Н. и др. – М., 2000.

21. 50 сценариев классных часов / Сост. Аджиева Е.М. и др. – М., 1999.

22. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 2002.

23. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. – М., 2002.

24. Сманцер А.П., Кондрашова Л.В. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: история и современность. – Мн., 2001.

25. Созонов В.Л. Организация воспитательной работы в школе. – М., 2000.

26. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

27. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М., 1999.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

В ряде школ для работы классного коллектива определяется время, обычно называемое классным часом. Это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. Классный час – это обсуждение конкретных практических дел класса, решение неотложных вопросов, связанных с поведением детей, совместное переживание случившегося; обмен полезной информацией, которую нельзя получить на уроках, разговор «по душам» о волнующих проблемах, которые не отражены в учебных программах и т.д.

Форм, тем, поводов для сбора классного руководителя со своими детьми может быть бессчетное количество. В этом смысле их невозможно классифицировать. Также невозможно предусмотреть все проблемы класса и включить их заранее в план воспитательной работы.

Учитывая это, классные часы можно систематизировать следующим образом:

- классный час – организационный, как способ коллективного планирования классного или общешкольного дела;

- классный час – как разрешение возможного конфликта;

- классный час – плановый, для подведения итогов, например, успеваемости за полугодие;

- классный час – как беседа по психолого-педагогическим проблемам учащихся (прекрасное в жизни и человеке, забота о природе, выбор профессии, т.д.);

- классный час – как способ реализации определенной образовательной программы («Национальная культура», «Жители моей страны», «Язык природы» и т.д.);

- классный час – как конкретная практическая деятельность (трудовая, спортивная, художественно-творческая).

 

Методика организации часа классного руководителя прежде всего предполагает определенное его содержание, которое, в свою очередь, зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, их опыта. В зависимости от характера деятельности детей, степени их самостоятельности и активности, роли педагога в подготовке и проведении этой формы работы, можно предложить 3 вида классных часов.

К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта, их основная функция – просветительская. На таких классных часах с информацией могут выступать педагог, психолог, юрист, врач. Дети привлекаются в том случае, если у них есть некоторые знания, мнения по обсуждаемому вопросу, какие-то примеры. Такой классный час можно провести не только в школе, но и в библиотеке (например, темы «Мудрая книга», «Сила слова»), в музее (например, темы «Судьба художника», «Красота пейзажа», «Библейские сюжеты») и т.д.

Второй вид классных часов характеризуется совместной деятельностью педагога и учащихся. Определение содержания, главных идей принадлежит учителю, а разработка способов их воплощения осуществляется совместно с детьми. Дети готовят фрагменты классного часа, по ходу его привлекаются к обсуждению конкретных событий, материалов из периодики, крылатых выражений, данных анкетирования. Классный руководитель объединяет в единое программу выступления детей. Примерные темы подобных классных часов: «Когда гордость украшает», «Нужно ли говорить правду», «Что самое главное в дружбе», «О вкусах не спорят» и т.д.

Третий вид классных часов предполагает активную работу самих учащихся. Классный руководитель продумывает лишь идеи, общую композицию, помогает составить творческие задания, разумно корректирует детскую фантазию, незаметно направляет их творчество в нужное русло. Актив, совет дела способен стать организующим центром при подготовке и проведении классного часа. Такие классные часы могут проходить как в школе («Культура эмоций», «Интересный человек рядом»), так и вне школы, например, на природе («Желтые краски осени», «Двигательная активность и красота фигуры» и т.д.).

Приведем план-схему классного часа «Законы доброты» (для 6-7 кл.)

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Обсуждение цитаты Генриха Торо «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает».

3. Беседа:

- В каком возрасте люди больше всего нуждаются в доброте?

- Зависит ли доброта от благосостояния человека?

- Может ли больной, немощный, бедный человек быть добрым?

- Что значит, когда говорят: «сеять добро повсюду»?

- Что вы чувствуете, если поступаете по-доброму?

4. Обсуждение и составление «Свода законов доброты».

(Сначала дети работают в группах и придумывают эти законы, затем составляют свод законов доброты и обсуждают, каким законам легко следовать, а каким – трудно, и почему).

5. Сценка «Для чего нужна доброта»

(Несколько человек получают карточки с названиями разных профессий: продавец, ветеринар, водитель автобуса и т.д. Они должны доказать другим, что именно в их профессии доброта нужнее всего.

6. Задание на дом: «Сделаем от всего сердца»

(Предложить детям вспомнить ситуации, когда хотелось что-то доброе сделать своим близким, но по каким-то причинам не смогли это осуществить. Посоветовать сделать это сегодня.)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...