Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советы начинающему педагогу




О некоторых правилах взаимоотношения

С ребятами

- отказаться от частого подчеркивания удач одних детей и неуспехов других; от прямого противопоставления ребят друг другу;

- выражать «авансированное доверие», замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать это, как нечто неожиданное;

- чаще разговаривать с замкнутыми, эмоционально невыразительными детьми, ведь поведение ребят во многом подражательно;

- давать детям возможность проявлять в классе свои интересные стороны личности, «взращивать» индивидуальные особенности;

- не переносить оценку отдельных результатов деятельности (как позитивных, так и негативных) на личность в целом;

- помнить, что недостаток ребенка – это такое его достоинство, которому мы еще не нашли применения;

- постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других;

- не оглашать оплошность, подрывающую репутацию ребенка, ни в коем случае коллективно не обсуждать то, что составляет горе, обиду человека;

- оценивая поступок воспитанника, обязательно видеть побуждающие его мотивы (внутренние причины) и внешние обстоятельства;

- чтобы беседа с ребенком состоялась, стараться начинать ее с дружеского тона;

- при желании убедить ученика, что он не прав, начинать диалог с тех вопросов, мнения по которым совпадают;

- не забывать о шутке в общении с детьми, ценить юмор в других людях;

- никогда не обещать того, чего нельзя выполнить;

- дорожить доверием своих воспитанников, беречь детские тайны, соблюдать «тайну исповеди»;

- пусть основополагающим в воспитательной работе станет принцип восьми «у»: уверенности, уважительности, улыбчивости, уравновешенности, успешности.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

Воспитательная работа в реальности – это система форм организации воспитательного процесса, психологически и педагогически обоснованная, методически грамотно инструментированная. Из форм, как «клеточек» воспитательного процесса, выстраивается «ткань» воспитания. Форма – это внешнее выражение воспитательного процесса.

Любая форма внеурочной деятельности имеет цель – развитие определенного отношения (к человеку, к коллективу, к познанию, к природе, к материальным средствам существования, к эквиваленту человеческого труда и т.д.). Педагогический интерес прикован к становлению и развитию этих отношений в ходе совместной деятельности с детьми, ибо они и составляют сущность растущей личности.

Формы воспитательной работы многообразны. Они могут быть:

- простые, как акт ситуативного воздействия (консультация участника дискуссии) и сложные, включающие воспитанников в многочисленные отношения (озеленение и благоустройство школы);

- кратковременные («театр-экспромт») и долговременные (акция «Милосердие»);

- групповые (час поэзии) и массовые (вечер «Мир наших увлечений»);

- спонтанно возникающими в ходе воспитательного процесса (обсуждение статьи в газете) и заранее планируемые (конкурс «В гостях у Марьи-Искусницы»).

Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы может быть составлена некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать воспитательное взаимодействие – воспитательное мероприятие:

1. Определение цели и задач. Цель – то запланированное отношение, которому посвящено организуемое педагогом занятие. Для достижения цели следует решить несколько реальных задач. Предположим, что целью педагога является развитие познавательных интересов учащихся, тогда воспитательными задачами могут быть: предотвращение формирования ложного представления о ведущих ценностях сегодняшнего дня, внушение идеи учения в самом широком ее смысле, формирование уважительного отношения к людям с развитым кругозором, развитие потребности в пополнении знаний, приобщение школьников к чтению научно-популярной литературы, развитию наблюдательности, памяти, воображения, интуиции и т.д.

2. Выполнение этих задач влечет за собой поиск формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия. Например, можно провести конкурс «Не умели – научились», классный час «Правду ли говорят, что …», откровенный разговор «Для чего мы учимся», игру-путешествие «На встречу с людьми науки», турнир эрудитов, игру «Колесо знаний» и т.д.

3. Создание психологического настроя: эмоциональный рассказ о предстоящем деле, написание необычного объявления, учет пожеланий о месте, времени, атрибутике и оформлении мероприятия.

4. Подготовка мероприятия – это работа с литературой по отработке содержания, структуры, эмоциональных стимулов; подбор технических средств и оборудования; организация групповой деятельности детей (подготовка выступлений, приглашение гостей, изготовление элементов наглядности, праздничности); определение индивидуальных заданий, поручений; предварительные репетиции, отчеты о готовности и т.д.

5. В проведении самого воспитательного занятия важны такие элементы, как:

- вступительная часть (слово ведущего, поэтический зачин, публицистический эпиграф, исполнение песен, музыкальный фон, ритуальные действия);

- основная часть (реальное включение детей в запланированные дела: трудовые задания, конкурсы, чтения стихов, обсуждение жизненных ситуаций; игры, литературно-музыкальные композиции, выступления приглашенных гостей, поздравления и т.д.) – это деятельность воспитанников и педагогов, направленная на достижение предметной и воспитательной задачи;

- финальная часть (словесный итог, общий танец, песня, слова благодарности, вручение подарков, голосование).

6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях. Первый уровень – обсуждение предметного результата вместе с учащимися, проектирование будущей деятельности. Второй уровень – анализ воспитательного результата (достижение целей и задач, соответствие содержания воспитательной ситуации, оригинальность и эффективность методов, приемов, способов сотрудничества, активности участников и их удовлетворенность от участия в деле, культура проведения занятия, причины успехов и неудач).

Предположим, что мы решили провести в своем классе игру-путешествие по Флоро-Фаунограду – коллективное творческое дело, которое потребует выдумки, фантазии, совместных усилий. Подготовка начинается со сбора-старта, на котором определяются участники игры: команды и их капитаны, «мэр» города и его помощники. Последние продумывают, какие учреждения будут в этом городе, где они разместятся, чем будут заниматься; определяют содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей. Далее «городские» власти рисуют красочную схему города, составляют программу праздника-встречи (задания конкурсов), пишут пригласительные билеты (маршрутные листы). Одновременно ведется работа в командах.

Праздник открывает «мэр» города. Он вручает группам гостей (командам) пригласительные билеты (маршрутные листы), в которых определен маршрут следования по городу и очередность остановок. Каждая гостевая группа (команда отправляется в определенное учреждение города и выполняет там необходимое задание. Успех игры зависит от продуманности заданий, четкости в организации, объективности в выставлении оценок, коллективных усилий, радостной атмосферы общения. Содержание работы детей в учреждениях Флоро-Фаунограда может быть следующим:

Ø Зоопарк – красочный рассказ с элементами пантомимы о любом животном;

Ø Ботанический сад – викторина «Все о цветах»;

Ø Библиотека – конкурс рекламы научно-популярной литературы о животном (растительном) мире;

Ø Художественный салон – изготовление композиции из растительного материала;

Ø Концертный зал – исполнение песен, стихов на тему природы;

Ø Гомеопатическая лечебница – рассказ-сообщение о целебных свойствах лекарственных растений;

Ø Краеведческий музей – рассказ о представителе флоры (фауны), попавшем на страницы Красной книги;

Ø Выставочный зал – состязание знатоков пейзажной живописи;

Ø Институт продления жизни – защита «научного исследования» о продлении жизни человека, благодаря неисчерпаемым возможностям кладовой природы.

 

Критерии успешности воспитательных занятий:

- интерес детей к занятию, готовность участвовать, предлагать и обсуждать идеи, реализовывать планы;

- улучшение отношений педагога с детьми, сближение, углубление взаимопонимания;

- сплочение классного коллектива, появление совместных ценностей, переживаний и чувств;

- уменьшение разногласий, конфликтов, психологически напряженных ситуаций в жизнедеятельности класса;

- вовлечение в активную классную жизнь недавних «изгоев»;

- повышение ответственности за учебные, трудовые, спортивные дела класса.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА

«ВЕСЕЛЫЕ ИМПРОВИЗАЦИИ»

Предлагаемые игровые задания можно использовать при подготовке и проведении различных дел: турниров, состязаний, эстафет, праздников, КВНов, конкурсов, викторин и других форм работы с детьми.

 

Предметы на одну букву. Разделить детей на несколько команд по 5-6 человек. Определить какую-то букву алфавита, например «С», и предложить командам за 2-3 минуты найти и записать все предметы, которые есть в наличии в окружающей обстановке на эту букву. (Если игра проводится в помещении, то это могут быть: свитер, сережки, стол, стул, сестра, сумка, силач, сладкоежка, солнце…)

Рассказ на одну букву. Выбирается какая-то буква. Дети, разделившись на команды, на заданную букву пишут название страны, города, реки, фамилию писателя, композитора, художника, имя девочки, мальчика, растение, животное, музыкальный инструмент. Например, буква «Б» (Беларусь, Будапешт, Буг, Бажов, Бородин, Баженов, Белла, Борис, береза, баран, барабан).

Сочините рассказ. Предлагается сочинить рассказ, у которого уже есть первое и последнее предложение, но зато между ними нет никакой связи. Например: У Пети переломный возраст. … Наш Валерий Николаевич обладает чувством юмора.

Словотворчество. Ведущий называет слово. Ребята путем прибавления к нему приставки или частицы (например, поли-, супер-, архи-, микро-, полу-, не- и др.) составляют новое и объясняют, где такой вымышленный предмет может применяться.

В слове слово «сто». Ведущий на примере слов «листок», «сторож», показывает, что в них наблюдается сходное сочетание букв «сто». Далее предлагается командам найти как можно больше слов, в которых сочетаются буквы «с», «т», «о». Например, росток, место, ласточка, осторожность, стоимость.

Изобразите слово. Дети делятся на команды и получают несколько написанных на карточках слов (например, «книга», «парта», «урок», «шарф»). Через несколько минут обдумывания и тренировки, они изображают туловищем и жестами каждую букву этого слова.

Побеждает команда, которая изобразит слова так, чтобы их можно было прочитать.


Лесенка. Играющим командам предлагается в течение 3 минут выстроить в виде «лесенки» слова, начинающиеся с заданной буквы таким образом, чтобы каждое последующее слово было бы больше предыдущего на одну букву.

Например: у – ум – ухо – укол – улица – улитка – учитель – …

Наборщик. Ведущий подбирает слово, которое записывают все участники. Одни и те же буквы в этом слове не должны повторяться. Задача играющих в том, чтобы из букв, входящих в это слово, составить как можно больше других слов (имен существительных в именительном падеже).

Например: взято слово «игротека». Из букв этого слова можно составить другие слова: трагик, игра, река, тигр, тир, ток, рот, грот, кора, кета, грек, гектар и др.

Аукцион слов от «а» до «я». Играющим предлагается называть по очереди слова, которые начинаются с буквы «а» и заканчиваются буквой «я» (только имена существительные, единственного числа). Победитель в игре тот, кто последним назовет слово.

Например: аллея, армия, аудитория, апатия, аппликация, анархия, артиллерия, антипатия, агитация, автобиография ….

Напишите оду. Предлагается написать восхваляющие стихи вчерашнему пирожку с мясом, карантину по случаю гриппа, очередному телесериалу, любимым джинсам.

Любовные послания. Участники вытягивают листок с одной стихотворной строкой. Задача –досочинить, превратив в оригинальное послание.

Например: «Твой голос, как серебряный ручей …», «Ты хороша, как звездочка в ночи …», «Изгиб бровей, как чайка над водой …».

Пантомима. От каждой команды приглашаются по два человека. дается текст, который один должен перевести на язык пантомимы, а второй словесно объяснить изображение.

Выигрывает пара, более успешно справившаяся с «передачей» и «чтением» текста.

Оригинальные фотографии. Объявить, что в гости пришли фоторепортеры из журналов «Веселые картинки», «Юный натуралист», «Здоровье». Представители команды должны выбрать соответствующие характеру журнала сюжеты (изобразить их) и придумать шуточные названия.

Оживите картинку. Команда получает репродукцию какой-либо известной картины («Запорожцы», «Не ждали» И.Е. Репина, «Опять двойка», «За мир» Ф.П. Решетникова, «Меньшиков в Березове», В.И. Сурикова, «Аленушка», «Богатыри» В.М. Васнецова, «Охотники на привале» В.Г. Перова). В течение 2 минут надо «оживить» картину, т.е. дать скульптурное изображение сюжета, показать, что будет происходить дальше, сопровождая это репликами от имени того или иного персонажа.

Немой фильм по мотивам басен. Предлагается «актерам» не произносить слов, а яркими выразительными жестами инсценировать одну из басен И.А. Крылова, персонажами которой являются животные.

Сказка в новом ключе. Группу учащихся просят проиграть сказку так, как будто ее события происходят в наше время. Сказку можно усложнить, введя новый персонаж.

Перевоспитаем волка. Предлагается вспомнить и назвать сказки, в которых волк совершает плохие поступки («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и др.). Разделить детей на несколько команд и распределить между ними название сказок. Дети должны обсудить и рассказать, как герои их сказок могут перевоспитать волка. Это могут быть такие воспитательные воздействия, как написанное для волка доброе письмо, исполненная песня, признание в любви, какая-то радостная перспектива и т.д.

Автобиографии некоторых знаменитостей. Представить, как могли бы выглядеть автобиографии Царя Гвидона, Кащея Бессмертного, Бабы-Яги, Барона Мюнхаузена, Карлсона. Написать от лица этих сказочных персонажей их автобиографии.

Новые телеведущие. Представить, как Филя, Степашка и Хрюша - постоянные персонажи передачи «Спокойной ночи, малыши» – могли бы вести другие телевизионные программы: «Смак», «Угадай мелодию», «Не только о футболе», «В мире животных».

Новое из старого. Для игры выбираются какие-либо предметы, например: пластиковая бутылка, газета, носок, шарф, деталь игрушки и т.д. Команды придумывают 10 новых оригинальных употреблений этим предметам.

Дивные существа. Юные художники получают задания нарисовать необычное животное, которое называется: губоглазиус, спиноносолап, аортозубохватиус, ушатум, казяндрус.

Гиннес-шоу. Предлагается заполнить страницы «Книги Гиннеса» рекордами, которых достигают на глазах у зрителей. Номинации могут быть самыми разными: от максимального числа веснушек на лице до самого быстрого прочтения стихотворения на английском языке.

Веселая викторина.

- Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).

- Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (Число 6).

- У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (У гриба).

- Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Марка).

- Какое слово состоит из полбуквы? (Поле, полк, пола и др.)

- Время года, когда сани готовить уже поздно. (Зима).

- Какое животное нужно поставить между двумя местоимениями, чтобы получить государство в Азии? (Я-пони-я).

- Город в Крыму, который носит название рыбы. (Судак).

- До того, как в Россию завезли картошку, что занимало ее место на столе крестьянина? (Репа).

- Количество разбойников у Али-Бабы. (40).

- «Цветик-семицветик» на небе после дождя. (Радуга).

- Домашнее насекомое, от которого все стараются быстрее избавиться. (Таракан).

- Досадное заведение. (Ясли).

- Часть песни, предназначенная для забывчивых. (Припев).

- Средство передвижения, мощностью в одну ногу. (Самокат).

- Мужское имя неваляшки. (Ванька-Встанька).

- Гриб в горошек. (Мухомор).

- Холодная конфета. (Леденец).

- Она исчезает в полдень. (Тень).

- Каким бывает щенок, когда его искупают? (Мокрым).

- Отчество сказочного змея. (Горыныч).

- Как называются рыбьи яйца? (Икра).

- В каком глаголе «нет» слышится 100 раз? (Стонет).

- Какие две ноты растут в огороде? (Фа-соль).

- Какое растение ловит насекомых? (Росянка).

- Бывает круглым, дубовым, обеденным, операционным. (Стол).

- Каракуль – это ценный мех или непонятная запись? (Мех).

- Стихийное бедствие из повествования о деде Мазае и зайцах. (Наводнение).

- Литературный «папа» Буратино. (Алексей Толстой).

- Что ищет тот, кто решает математическую задачу? (Ответ).

- Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одинаковая).

- Армяк – это житель Армении или одежда? (Одежда).

- Универсальное средство с точки зрения доктора Пилюлькина. (Касторка).

- Его не купишь, но им можно расплачиваться. (Здоровье).

- Брат Чука. (Гек).

- Птица, помогающая Бабе Яге в русских сказках. (Филин).

- Кто жил в доме восемь дробь один у заставы Ильича? (Дядя Степа).

- Растает ли снежная баба, если на нее надеть шубу? (Нет. Шуба не греет).

- У кого больше шейных позвонков: у жирафа или хомяка? (Одинаковые).

- Как нужно бросить камень, чтобы он вернулся? (Вверх).

- Какая птица, потеряв одну букву, станет самой большой рекой в Европе? (И-Волга).

- Какой остров сам признает себя принадлежностью одежды? (Я-майка).

- Головной убор, переходящий по наследству. (Корона).

- Чем кашу не испортишь? (Маслом)

- Кто такая Шушара в сказке про Буратино? (Крыса).


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………………………  
1. Содержание практического обучения: научно-теоретические и методические подходы к организации практики ………………………...    
2. Организационно-методическое обеспечение учебной практики …….  
3. Контроль и оценка результатов работы студентов на практике ……..  
4. Задания, выполняемые в период практики ……………………………  
Литература ………………………………………………………………….  
Приложения ………………………………………………………………...  

 


* В процессе работы с классом важно увидеть особенности его сплочения. Как известно, сплачивающим средством могут выступать общие интересы учащихся класса, авторитет лидера, требования классного руководителя, совместные коллективные дела и особые ситуации в жизни класса и т.п. Необходимо стремиться, чтобы сплочение класса происходило достаточно демократично, на основе гуманистических норм отношений, т.е. создавался воспитательный коллектив.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...