Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика семейной ситуации




Диагностические средства

В практике социально-педагогического сопровождения

Детей «группы риска»

Литература:

Беличева С.А., Дементьева И. Ф. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. - //Воспитание школьников, 2004, № 3, С. 23-32

Диагностика личности ребенка и его семьи в работе школьного социального педагога. - /под ред. Т.В.Лодкиной. – Вологда, 1997, с. 15 – 22

Методика работы социального педагога. - /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.Школьная пресса, 2006

Овчарова Р.В.. Справочная книга социального педагога.- М.: Сфера, 2000, с. 230-231, 242 – 247

Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002, с. 110-112

Саленко Н. Профилактическая работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей. //Социальная педагогика, 2006, № 2, С. 76-86

Сидоров Н.Р. Проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних. - //Вестник практической психологии образования, 2006, № № 2-3

Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М.: Академия, 2002

Система диагностики:

На первом этапе проводится диагностика всех детей на предмет выделения общей группы риска (по всем факторам/показателям). Цель этого этапа – определить, в чем заключаются трудности ребенка (учебная дезадаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и т.п.). Проводится анализ социальных паспортов классов, беседы с учителями, классными руководителями.

На втором этапе дети «группы риска» обследуются в зависимости от выявленного «фактора риска» (углубленная диагностика) с использованием подобранных диагностических средств; диагностика проводится совместно с психологом, по необходимости – запрашивается и анализируется из медицинских учреждений. По мере необходимости – определяется принадлежность ребенка к группе здоровья. Анализируется (по необходимости) информация из подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органов социальной защиты и т.п.).

На данном этапе определяется категория детей и проблемы, с которыми работают специалисты образовательного учреждения (социальный педагог, психолог), и учащиеся, решение проблем которых требует помощи в специально организованных условиях.

Таким образом, по результатам двух этапов диагностики определяется статус ребенка «группы риска», выявляется необходимость диагностической работы с семьей ребенка, оказания ему специализированной помощи (медицинской, психологической, социальной), разрабатывается и реализуется программа реабилитации. Определяется функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи.

 

 

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Ø На первом этапе анализируются:

- социальные паспорта классов (групп), определяются учащиеся, имеющие те или иные проблемы, далее проводится диагностическая работа с этими детьми и их семьями.

 

 

Социальный паспорт класса

 

Класс ______________ Всего учащихся ____________

Информация Общее количество учащихся по соц. статусу Ф.И.О. учащихся
1. Всего учащихся  
2. Учащиеся из многодетных семей:    
3. Учащиеся из неполных семей, в т.ч.: А. Проживают с одной матерью Б. Проживают с одним отцом    
4. Учащиеся из неблагополучных семей:    
6.1. С родителями-инвалидами    
6.2. Учащиеся из семей беженцев или переселенцев    
6.3. Учащиеся из семей пострадавших от стихийных бедствий    
6.4. Учащиеся из малообеспеченных семей    
6.5. Учащиеся из семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий    
6.6. Учащиеся из семей с криминогенным фактором    
6.7. Учащиеся из семей с деликвентным поведением (алкоголизм, наркомания и т.п.)    
5. Учащиеся, состоящие по опекой и попечительством    
6. Учащиеся-сироты    
7. Учащиеся из приемных семей    
  Учащиеся, состоящие на учете в ИДН    

Изучение личности, условий жизни подростка и его семьи

Схема изучения социальной истории личности:

1. Общие данные:

1.1.. Ф.И.О. ребенка, дата и место рождения ___________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________

1.2. Родители: И.О., дата рождения, место проживания ______________________________

_____________________________________________________________________________

1.3. Информация о других детях в семье: __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3. Психическое и физическое здоровье ребенка: норма, есть хронические заболевания, состоит на диспансерном учете в поликлинике, имеет группу инвалидности (подчеркнуть. указать) ______________________________________________________________________

1.4. Учебное заведение, которое посещает ребенок _________________________________ __________________________________________ класс (группа) ______________________ другие формы обучения (домашнее, индивидуальное обучение; вечернее, заочное обучение в учреждении профессионального образования и др. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.5. Место работы (если работает) _______________________________________________ __________________________________________ по какой специальности работает ______ _____________________________________________________________________________

2. Основные проблемы

2.1. Причины, вызвавшие необходимость работы с данным ребенком (подростком ):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. История проблемы и ее состояние на данном этапе _____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Изучение личности ребенка (подростка)

 

Социальная карта личности

1. Состояние здоровья и развития:

1.1. Общая оценка здоровья учащегося (заполняется по данным медицинской карты):

1.2. Признаки психологического неблагополучия (отсутствуют; повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, др. признаки ________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

1.3. Патологические влечения, зависимое поведение:

1. курение (не курит, курит эпизодически, систематически)

2. употребление спиртных напитков (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически)

3. употребление токсических и наркотических веществ (не употребляет, употреблял однократно, эпизодически, систематически)

1.4. Состоит (не состоит) на диспансерном учете у врача по поводу ________________________________________________________________________________

2. Психологическая атмосфера в семье:

- Учащийся живет в семье

- Учащийся-сирота

2.1.Данные о родителях (лицах, их заменяющих): образование, профессия, место работы

Семья ребенка: родительская, опекунская, приемная (подчеркнуть) __________________________

Мать ________________________________________________________________________________

Отец ________________________________________________________________________________

(замещающие лица) ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.2.Другие члены семьи ______________________________________________________________

2.3. Тип семьи:

А. благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная)

Б. неблагополучная, в том числе:

- педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания6 отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются,.систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении вне школы)

- нравственно неблагополучная (родители ведут асоциальный образ жизни, имеют судимости)

- конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, конфликты между родителями, старшими членами семьи, родители повышенно раздражительны)

2.4. Характер взаимоотношений родителей с ребенком:

- семейный диктат (систематические подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка)

- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, огарждение от трудностей, забот, усилий)

- попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенкак, пассивность, признание полной автономии ребенка)

- сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание позитивны и негативных событий)

2.5. Организация режима труда и отдыха

- какие обязанности выполняет в семье_____________________________________________

- кто и в какой степени контролирует выполнение домашних заданий ___________________ _____________________________________________________________________________________

- как организовано общение учащегося в семье в выходные, во время каникул, отпуска родителей

3. Особенности учебной деятельности:

3.3. Успеваемость: отличная, хорошая, удовлетворительная, плохая

3.4. Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, нейтральное

3.5. Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие

3.6. Мотивы учебной деятельности: позитивный интерес к предметам, осознание необходимости учиться, стремление овладеть профессией, стремление к самоутверждению в группе сверстников, другие _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

4. Социальный статус в группе:

4.3. Социальная позиция в коллективе: лидер, предпочитаемый, принятый, изолированный

4.4. С кем из группы наиболее близок, характер взаимного влияния (позитивное, нейтральное, негативное)

4.5. Взаимоотношения в учебной группе: деловые, ровные, дружеские, теплые, нейтральные, конфликтные, ни с кем не общается

4.6. Стиль общения с окружающими:

- доминантный (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, нелегко признает свою правоту)

- недоминантный (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым)

- постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, открыт, полон внимания к окружающим

- не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен

4.7. Отношение к общественному мнению:

- активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять)

- пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет)

- безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения)

- негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет)

5. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:

5.1. отношение к общественным поручениям: выполняет с готовностью, без видимого интереса, отказывается

5.2. Выполнение общественных поручений: добросовестное, с инициативой; «по настроению», недобросовестное, под нажимом педагогов

5.3. отношение к трудовым делам класса: принимает активнее участие; безразличен, демонстративно отказывается

5.4. отношение к физическому труду:

- положительное, имеет «золотые руки»

- равнодушное (не выделяет физический труд как интересную для себя деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы)

- отрицательное (ленив, трудовые поручения выполняет недобросовестно, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно)

5.5. Отношение к общественному имуществу: относится бережливо; относится равнодушно; относится демонстративно, пренебрежительно вплоть до умышленной порчи имущества)

6. Направленность интересов:

6.3. К какой деятельности проявляет интерес: интеллектуальная, техническая, организаторская, художественная, спортивная

6.4. Читательские интересы: какую литературу предпочитает ________________________________________________________________________________,

6.5. регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, систематически)

7. Особенности сферы свободного общения:

7.1. Сколько времени уделяется уличному общению в течение недели ________________________ Время вечернего прихода домой ________________________________________________________

7.2. С кем имеет дружеские связи вне класс а, какое влияние они оказывают на учащегося? ______ _____________________________________________________________________________________

7.3. Постоянное или предпочитаемое место уличного общения ______________________________ _____________________________________________________________________________________

7.4. Содержание уличного общения: работа с техникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное времяпрепровождение, азартные игры, другое _____________________________________________ _____________________________________________________________________________________

8. Уровень самооценки:

- адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, способности, возможности и достижения)

- завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения)

- заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения)

9. Особенности поведения:

9.3. Отрицательные поступки (проступки), их проявление (эпизодически, систематически), характер (грубость, драки, прогулы, опоздания на занятия, нарушение дисциплины на уроках, отказ от выполнения требований педагогов)

9.4. Правонарушения учащегося (кражи, хулиганство и др.)

9.5. Отношение к своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает

9.6. Отношение к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования

9.7. Состоит (не состоит) на учете: в ОППН, другое __________________

 

См. по:

Беличева С.А., Дементьева И. Ф. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. - //Воспитание школьников, 2004, № 3, С. 23-32

Методика работы социального педагога. - /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2006, с. 34-38


Диагностика семейной ситуации

Паспорт семьи

Учащегося ____________________________________________________________________

(фамилия, имя ребенка)

_____________ класса ____________________________ школы

1. Общие сведения о родителях и других членах семьи

Фамилия имя, отчество Семейный статус (степень родства для ребенка) Образование Место работы, специальность Примечание (м.б.отраженна др. значимая информация)
           
           
           
           

2. Жилищные условия семьи (отдельная квартира; комната в общежитии, коммунальной квартире; снимают жилье), условия проживания соответствуют /не соответствуют санитарным нормам, жизненным потребностям ребенка

3. материальное положение в семье

4. Общие сведения о детях:

Фамилия имя, отчество Дата рождения Место учебы (работы) Занятия вне школы (дополнительное образование, кружки, секции) Примечание (м.б.отраженна др. значимая информация)
           
           
           
           

 

5. Воспитательные возможности семьи:

5.1.Уровень педагогической культуры родителей: __________________________________

(высокий, средний, низкий)

5.2 Психологический климат в семье ____________________________________________

(положительный, устойчивый, неустойчивый, негативный)

5.3. Ситуация семейного воспитания _____________________________________________

(благоприятная, неблагоприятная)

6. Социально-психологические особенности семьи:

6.1. Характер взаимоотношений между родителями:

- взаимопонимание, согласие

- доброжелательные

- доминирование (отца, матери)

- напряженные отношения

- каждый сам по себе: параллельное существование, «изоляция», равнодушие

6.2. Стиль семейного воспитания:

- благоприятный

- неблагоприятный, в т.ч.: эмоциональное отвержение, неприятие, гипоопека, гиперпротекция.

6.3. Полнота удовлетворения потребностей ребенка _________________________________ __________________________________________________________________________

6.4. Создание условий для развития ребенка: родители создают / не создают условия для правильного развития ребенка:

- совместная деятельность, общение, интерес к делам ребенка, контроль, режим дня, определение обязанностей ребенка в семье

- другое ________________________________________________________________

6.5. Характер отношений ребенка к членам семьи:

- Зависимость (не принимает самостоятельных решений, во всем ориентируется на мнение родителей, зависит от их настроения, расположения)

- Ровная привязанность, теплые, доверительные отношения

- Отвержение кого-либо из членов семьи, отстраненность в контактах с кем-либо из членов семьи

- выраженный негативизм по отношению к кому-либо из членов семьи (стремление делать все наоборот в противовес требованиям)

- Предпочтение кого-либо из членов семьи

- Страх в отношениях с кем-то из членов семьи, пассивная подчиняемость

6.6. Наличие социального неблагополучия в семье:

- аморальный образ жизни родителей (алкоголизм, употребление наркотиков,)

- культ насилия как способ общения в семье, психическое и физическое насилие

- невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию ребенка, невнимание к их интересам

- противоправное поведение родителей, других членов семьи, волечение в противоправные действия детей

6.7. Оценка влияния семейной среды на ребенка:

- наличие в семье неблагоприятных факторов, повлиявших на здоровье ребенка, социальную адаптацию, учебную деятельность, поведение в целом: влияние оценивается как благоприятное, неблагоприятное, психотравмирующее

-----------------------------------------------------------------------------

Паспорт семьи разработан по:

Методика работы социального педагога. - /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2006, с. 39-40

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как компонент здоровьесберегающей среды в детском доме. – Вологда, 2005, с. 95-96


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...