Диагностика семейной ситуации
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Диагностические средства В практике социально-педагогического сопровождения Детей «группы риска» Литература: Беличева С.А., Дементьева И. Ф. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. - //Воспитание школьников, 2004, № 3, С. 23-32 Диагностика личности ребенка и его семьи в работе школьного социального педагога. - /под ред. Т.В.Лодкиной. – Вологда, 1997, с. 15 – 22 Методика работы социального педагога. - /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.Школьная пресса, 2006 Овчарова Р.В.. Справочная книга социального педагога.- М.: Сфера, 2000, с. 230-231, 242 – 247 Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002, с. 110-112 Саленко Н. Профилактическая работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей. //Социальная педагогика, 2006, № 2, С. 76-86 Сидоров Н.Р. Проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних. - //Вестник практической психологии образования, 2006, № № 2-3 Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М.: Академия, 2002 Система диагностики: На первом этапе проводится диагностика всех детей на предмет выделения общей группы риска (по всем факторам/показателям). Цель этого этапа – определить, в чем заключаются трудности ребенка (учебная дезадаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и т.п.). Проводится анализ социальных паспортов классов, беседы с учителями, классными руководителями. На втором этапе дети «группы риска» обследуются в зависимости от выявленного «фактора риска» (углубленная диагностика) с использованием подобранных диагностических средств; диагностика проводится совместно с психологом, по необходимости – запрашивается и анализируется из медицинских учреждений. По мере необходимости – определяется принадлежность ребенка к группе здоровья. Анализируется (по необходимости) информация из подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органов социальной защиты и т.п.).
На данном этапе определяется категория детей и проблемы, с которыми работают специалисты образовательного учреждения (социальный педагог, психолог), и учащиеся, решение проблем которых требует помощи в специально организованных условиях. Таким образом, по результатам двух этапов диагностики определяется статус ребенка «группы риска», выявляется необходимость диагностической работы с семьей ребенка, оказания ему специализированной помощи (медицинской, психологической, социальной), разрабатывается и реализуется программа реабилитации. Определяется функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи.
ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Ø На первом этапе анализируются: - социальные паспорта классов (групп), определяются учащиеся, имеющие те или иные проблемы, далее проводится диагностическая работа с этими детьми и их семьями.
Социальный паспорт класса
Класс ______________ Всего учащихся ____________
Изучение личности, условий жизни подростка и его семьи
Схема изучения социальной истории личности: 1. Общие данные: 1.1.. Ф.И.О. ребенка, дата и место рождения ___________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________ 1.2. Родители: И.О., дата рождения, место проживания ______________________________ _____________________________________________________________________________ 1.3. Информация о других детях в семье: __________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1.3. Психическое и физическое здоровье ребенка: норма, есть хронические заболевания, состоит на диспансерном учете в поликлинике, имеет группу инвалидности (подчеркнуть. указать) ______________________________________________________________________ 1.4. Учебное заведение, которое посещает ребенок _________________________________ __________________________________________ класс (группа) ______________________ другие формы обучения (домашнее, индивидуальное обучение; вечернее, заочное обучение в учреждении профессионального образования и др. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1.5. Место работы (если работает) _______________________________________________ __________________________________________ по какой специальности работает ______ _____________________________________________________________________________ 2. Основные проблемы 2.1. Причины, вызвавшие необходимость работы с данным ребенком (подростком ): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.2. История проблемы и ее состояние на данном этапе _____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Изучение личности ребенка (подростка)
Социальная карта личности 1. Состояние здоровья и развития: 1.1. Общая оценка здоровья учащегося (заполняется по данным медицинской карты):
1.2. Признаки психологического неблагополучия (отсутствуют; повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, др. признаки ________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 1.3. Патологические влечения, зависимое поведение: 1. курение (не курит, курит эпизодически, систематически) 2. употребление спиртных напитков (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически) 3. употребление токсических и наркотических веществ (не употребляет, употреблял однократно, эпизодически, систематически) 1.4. Состоит (не состоит) на диспансерном учете у врача по поводу ________________________________________________________________________________ 2. Психологическая атмосфера в семье: - Учащийся живет в семье - Учащийся-сирота 2.1.Данные о родителях (лицах, их заменяющих): образование, профессия, место работы Семья ребенка: родительская, опекунская, приемная (подчеркнуть) __________________________ Мать ________________________________________________________________________________ Отец ________________________________________________________________________________ (замещающие лица) ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 2.2.Другие члены семьи ______________________________________________________________ 2.3. Тип семьи: А. благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная) Б. неблагополучная, в том числе: - педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания6 отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются,.систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении вне школы) - нравственно неблагополучная (родители ведут асоциальный образ жизни, имеют судимости) - конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, конфликты между родителями, старшими членами семьи, родители повышенно раздражительны)
2.4. Характер взаимоотношений родителей с ребенком: - семейный диктат (систематические подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка) - чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, огарждение от трудностей, забот, усилий) - попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенкак, пассивность, признание полной автономии ребенка) - сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание позитивны и негативных событий) 2.5. Организация режима труда и отдыха - какие обязанности выполняет в семье_____________________________________________ - кто и в какой степени контролирует выполнение домашних заданий ___________________ _____________________________________________________________________________________ - как организовано общение учащегося в семье в выходные, во время каникул, отпуска родителей 3. Особенности учебной деятельности: 3.3. Успеваемость: отличная, хорошая, удовлетворительная, плохая 3.4. Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, нейтральное 3.5. Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие 3.6. Мотивы учебной деятельности: позитивный интерес к предметам, осознание необходимости учиться, стремление овладеть профессией, стремление к самоутверждению в группе сверстников, другие _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ 4. Социальный статус в группе: 4.3. Социальная позиция в коллективе: лидер, предпочитаемый, принятый, изолированный 4.4. С кем из группы наиболее близок, характер взаимного влияния (позитивное, нейтральное, негативное) 4.5. Взаимоотношения в учебной группе: деловые, ровные, дружеские, теплые, нейтральные, конфликтные, ни с кем не общается 4.6. Стиль общения с окружающими: - доминантный (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, нелегко признает свою правоту) - недоминантный (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым) - постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, открыт, полон внимания к окружающим - не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен 4.7. Отношение к общественному мнению: - активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять) - пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет) - безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения) - негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет) 5. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:
5.1. отношение к общественным поручениям: выполняет с готовностью, без видимого интереса, отказывается 5.2. Выполнение общественных поручений: добросовестное, с инициативой; «по настроению», недобросовестное, под нажимом педагогов 5.3. отношение к трудовым делам класса: принимает активнее участие; безразличен, демонстративно отказывается 5.4. отношение к физическому труду: - положительное, имеет «золотые руки» - равнодушное (не выделяет физический труд как интересную для себя деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы) - отрицательное (ленив, трудовые поручения выполняет недобросовестно, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно) 5.5. Отношение к общественному имуществу: относится бережливо; относится равнодушно; относится демонстративно, пренебрежительно вплоть до умышленной порчи имущества) 6. Направленность интересов: 6.3. К какой деятельности проявляет интерес: интеллектуальная, техническая, организаторская, художественная, спортивная 6.4. Читательские интересы: какую литературу предпочитает ________________________________________________________________________________, 6.5. регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, систематически) 7. Особенности сферы свободного общения: 7.1. Сколько времени уделяется уличному общению в течение недели ________________________ Время вечернего прихода домой ________________________________________________________ 7.2. С кем имеет дружеские связи вне класс а, какое влияние они оказывают на учащегося? ______ _____________________________________________________________________________________ 7.3. Постоянное или предпочитаемое место уличного общения ______________________________ _____________________________________________________________________________________ 7.4. Содержание уличного общения: работа с техникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное времяпрепровождение, азартные игры, другое _____________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 8. Уровень самооценки: - адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, способности, возможности и достижения) - завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения) - заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения) 9. Особенности поведения: 9.3. Отрицательные поступки (проступки), их проявление (эпизодически, систематически), характер (грубость, драки, прогулы, опоздания на занятия, нарушение дисциплины на уроках, отказ от выполнения требований педагогов) 9.4. Правонарушения учащегося (кражи, хулиганство и др.) 9.5. Отношение к своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает 9.6. Отношение к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования 9.7. Состоит (не состоит) на учете: в ОППН, другое __________________
См. по: Беличева С.А., Дементьева И. Ф. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. - //Воспитание школьников, 2004, № 3, С. 23-32 Методика работы социального педагога. - /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2006, с. 34-38 Диагностика семейной ситуации Паспорт семьи Учащегося ____________________________________________________________________ (фамилия, имя ребенка) _____________ класса ____________________________ школы 1. Общие сведения о родителях и других членах семьи
2. Жилищные условия семьи (отдельная квартира; комната в общежитии, коммунальной квартире; снимают жилье), условия проживания соответствуют /не соответствуют санитарным нормам, жизненным потребностям ребенка 3. материальное положение в семье 4. Общие сведения о детях:
5. Воспитательные возможности семьи: 5.1.Уровень педагогической культуры родителей: __________________________________ (высокий, средний, низкий) 5.2 Психологический климат в семье ____________________________________________ (положительный, устойчивый, неустойчивый, негативный) 5.3. Ситуация семейного воспитания _____________________________________________ (благоприятная, неблагоприятная) 6. Социально-психологические особенности семьи: 6.1. Характер взаимоотношений между родителями: - взаимопонимание, согласие - доброжелательные - доминирование (отца, матери) - напряженные отношения - каждый сам по себе: параллельное существование, «изоляция», равнодушие 6.2. Стиль семейного воспитания: - благоприятный - неблагоприятный, в т.ч.: эмоциональное отвержение, неприятие, гипоопека, гиперпротекция. 6.3. Полнота удовлетворения потребностей ребенка _________________________________ __________________________________________________________________________ 6.4. Создание условий для развития ребенка: родители создают / не создают условия для правильного развития ребенка: - совместная деятельность, общение, интерес к делам ребенка, контроль, режим дня, определение обязанностей ребенка в семье - другое ________________________________________________________________ 6.5. Характер отношений ребенка к членам семьи: - Зависимость (не принимает самостоятельных решений, во всем ориентируется на мнение родителей, зависит от их настроения, расположения) - Ровная привязанность, теплые, доверительные отношения - Отвержение кого-либо из членов семьи, отстраненность в контактах с кем-либо из членов семьи - выраженный негативизм по отношению к кому-либо из членов семьи (стремление делать все наоборот в противовес требованиям) - Предпочтение кого-либо из членов семьи - Страх в отношениях с кем-то из членов семьи, пассивная подчиняемость 6.6. Наличие социального неблагополучия в семье: - аморальный образ жизни родителей (алкоголизм, употребление наркотиков,) - культ насилия как способ общения в семье, психическое и физическое насилие - невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию ребенка, невнимание к их интересам - противоправное поведение родителей, других членов семьи, волечение в противоправные действия детей 6.7. Оценка влияния семейной среды на ребенка: - наличие в семье неблагоприятных факторов, повлиявших на здоровье ребенка, социальную адаптацию, учебную деятельность, поведение в целом: влияние оценивается как благоприятное, неблагоприятное, психотравмирующее ----------------------------------------------------------------------------- Паспорт семьи разработан по: Методика работы социального педагога. - /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2006, с. 39-40 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как компонент здоровьесберегающей среды в детском доме. – Вологда, 2005, с. 95-96
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|