Структура Системы сертификации ГОСТ Р
Организационную структуру Системы образуют: · Госстандарт России · центральные органы сертификации однородной продукции (работ, услуг) · органы по сертификации · испытательные лаборатории
№ 53. Инспекционный контроль сертифицированных систем менеджмента качества: цели, периодичность, внеплановый контроль, выводы по его результатам. Инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым. Плановый инспекционный контроль проводят не менее одного раза в год в течение срока действия сертификата. Плановый инспекционный контроль проводят через 6, 10 и 10 месяцев в течение срока действия сертификата. При плановом инспекционном контроле общий объем проверки должен включать не менее 1/2 элементов системы менеджмента качества. При этом при каждом инспекционном контроле проверяют следующую совокупность обязательных элементов (в скобках указаны номера разделов, подразделов и пунктов ГОСТ Р ИСО 9001): - требования к документации (4.2); - цели в области качества (5.4.1); - анализ со стороны руководства (5.6); - менеджмент ресурсов (раздел 6); - удовлетворенность потребителей (8.2.1); - внутренние аудиты (проверки) (8.2.2); - улучшение (8.5); - использование сертификата и знака соответствия. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях: - получения органом по сертификации информации о любых серьезных нарушениях в рамках сертифицированной СМК, в том числе информации о жалобах потребителей на качество продукции, выпускаемой держателем сертификата; - существенных изменений организационной структуры организации, технологии и условий производства, численности персонала, кадрового состава и т.п. Объекты аудита при внеплановом инспекционном контроле определяют в зависимости от причины, вызвавшей необходимость инспекционного контроля.
Результаты инспекционного контроля, выводы и рекомендации комиссии оформляют в виде акта и представляют в орган по сертификации. При положительных результатах инспекционного контроля (отсутствие несоответствий, отсутствие нарушения правил использования сертификата и применения знака соответствия) орган по сертификации принимает решение о подтверждении действия сертификата соответствия. Если при инспекционном контроле обнаруживают невыполнение запланированных корректирующих действий по устранению несоответствий по результатам предыдущего инспекционного контроля, то орган по сертификации принимает решение о приостановлении действия выданного сертификата на срок до трех месяцев.
№ 54. Выводы сертификационного аудита: значительные и малозначительные несоответствия, уведомления, последующие действия с несоответствиями
Согласно ГРСТ Р ИСО 9001: несоответствие: Невыполнение требования. значительное несоответствие (категория 1): Несоответствие системы менеджмента качества, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований потребителей и/или обязательных требований к продукции.
малозначительное несоответствие (категория 2): Отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании системы менеджмента качества или в документации, которые могут привести к невыполнению требований потребителя и/или обязательных требований к продукции, или к снижению результативности функционирования элемента (совокупности элементов) системы менеджмента качества. уведомление: Свидетельство аудита, не носящее характер несоответствия и фиксируемое с целью предотвращения возможного несоответствия.
Формирование выводов сертификационного аудита
Полученная и проверенная информация по объектам аудита или свидетельства аудита должны быть сопоставлены с критериями аудита для получения выводов (наблюдений) аудита. Выводы аудита могут указывать на соответствие или несоответствие СМК проверяемой организации критериям аудита. Выводы аудита могут касаться и предотвращения возможных отклонений; тогда они классифицируются как уведомления. Члены комиссии должны совместно систематически анализировать получаемые выводы по ходу аудита. Свидетельства должны быть обобщены с указанием мест наблюдений, функций, процессов и требований, которые были проверены. Несоответствия, уведомления и подтверждающие их свидетельства аудита должны быть зарегистрированы. Классификация и регистрация выводов В ходе аудита СМК все обнаруженные отклонения объектов аудита от требований ГОСТ Р ИСО 9001 и документов СМК организации должны быть тщательно рассмотрены и классифицированы комиссией согласно 3.17-3.20 в зависимости от степени несоответствия рассматриваемого объекта аудита. Выводы, сделанные в ходе аудита, классифицируют с целью выполнения проверяемой организацией корректирующих действий (для устранения причин несоответствий), адекватных последствиям выявленных несоответствий, принятия органом по сертификации решения о выдаче, подтверждении, приостановлении или отмене действия сертификата, а также расширения или сужения области сертификации. Неоднократное повторение малозначительных несоответствий одного вида (связанных с одним и тем же элементом СМК) дает основание для перевода их в значительное несоответствие. Окончательное решение по отнесению несоответствий к определенным категориям принимает председатель комиссии. Обнаруженные несоответствия и уведомления регистрируют на бланках. Исправления на бланках не допускаются. Зарегистрированные несоответствия и уведомления официально представляют руководству проверяемой организации. Действия с несоответствиями и уведомлениями Действия с несоответствиями и уведомлениями состоят из следующих этапов: - комиссия официально представляет руководству проверяемой организации зарегистрированные несоответствия и уведомления, при этом возможно обсуждение и рассмотрение аргументов организации по поводу зарегистрированных несоответствий и уведомлений;
- если организация устранит несоответствия и учтет уведомления, о чем представит убедительные свидетельства во время работы комиссии, комиссия снимает такое несоответствие или уведомление соответствующим оформлением листа регистрации по данному несоответствию или уведомлению. Количество снятых несоответствий и учтенных уведомлений фиксируют в акте, но не учитывают при принятии решения о выдаче (невыдаче) сертификата соответствия; - если несоответствия и уведомления комиссией доказаны, то уполномоченный представитель руководства проверяемой организации ставит свою подпись на бланках регистрации несоответствий и уведомлений. Примечание - При наличии неразрешимых разногласий между комиссией и руководством проверяемой организации оформляют протокол разногласий. Протокол разногласий представляют в комиссию по апелляциям органа по сертификации. В случае отрицательного решения по разногласиям работы по сертификации начинают с 7.2; - организация проводит анализ причин несоответствий и уведомлений и планирует проведение корректирующих действий; - в случае возникновения затруднений у проверяемой организации при планировании корректирующих действий в период сертификационного аудита орган по сертификации вправе предоставить дополнительно одну неделю (от даты проведения заключительного совещания) для завершения указанной работы. При наличии замечаний к плану орган по сертификации извещает об этом проверяемую организацию, которая после этого в течение недели проводит доработку плана. Срок, отводимый в плане на выполнение запланированных корректирующих действий, не должен превышать: - 12 недель (от даты проведения заключительного совещания) при наличии одного и более значительных несоответствий; - 5 недель (от даты проведения заключительного совещания) при наличии только малозначительных несоответствий и уведомлений.
Если в орган по сертификации не представлен план корректирующих действий, процесс сертификации должен быть прекращен. Возобновление процесса сертификации может быть осуществлено только с подачи повторной заявки на сертификацию.
№ 55. Российская система аккредитации РОСА. Цели аккредитации, объекты аккредитации. Аккредитация — это самостоятельная сфера деятельности, сопряженная с сертификацией, главной целью которой является обеспечение доверия к организациям путем подтверждения их компетентности; создание условий для взаимного признания результатов деятельности разных организаций в одной и той же области. Аккредитация – 1. официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия (ФЗ «О техническом регулировании»); 2. Процедура подтверждения соответствия третьей стороной, относящаяся к органу по оценке соответствия, служащая официальным доказательством его компетентности для выполнения конкретных задач по оценке соответствия (ИСО/МЭК 17000:2004). Аккредитация является только признанием третьей стороной компетентности, а факт аккредитации не означает наделение аккредитованного органа правом на выполнение определенных работ. Российская система аккредитации (РОСА) представляет собой совокупность организаций, участвующих в деятельности по аккредитации, аккредитованных органов по сертификации, ИЛ, других субъектов, а также установленных норм, правил процедур, которые определяют действие этой системы. Общее руководство и координацию деятельности по аккредитации осуществляет ФА по техническому регулированию и метрология России, а в нем самостоятельное подразделение - отдел по аккредитации, который сертификацией не занимается. Орган по аккредитации - авторитетный орган, который проводит аккредитацию. Обычно орган по аккредитации получает полномочия от правительства (ИСО/МЭК 17000:2004). Система аккредитации устанавливает требования к объектам аккредитации, аккредитующему органу; правила и процедуры системы, причем аккредитующий орган в каждом конкретном случае имеет право устанавливать дополнительные критерии в соответствии с особенностями объекта аккредитации. Объектами аккредитации являются организации, осуществляющие деятельность в области соответствия: испытательные лаборатории, органы по сертификации; контролирующие организации; метрологические службы юридических лиц; организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов. Участниками Российской системы аккредитации являются: Совет по аккредитации в РФ, аккредитующие органы и технические центры по видам деятельности, объекты аккредитации и аккредитованные организации, эксперты по аккредитации.
Совет: решает вопросы, относящиеся к принципам проведения данной технической политики в области аккредитации; исследованиям по аккредитации; координации деятельности аккредитованных органов, экономическим аспектам аккредитации; международному сотрудничеству в области аккредитации; анализу итогов деятельности по аккредитации; ведению объединенного реестра аккредитованных объектов и экспертов по аккредитации. Рабочие органы Совета: технический секретариат, рабочие группы (из числа членов Совета) и комиссия по апелляциям. Аккредитующий орган: ФА по техническому регулированию и метрологии России и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательными актами РФ. Организуют и проводят аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в сфере законодательно регулируемой - конкретно в области обязательной сертификации. Аккредитацию в добровольной сфере имеет право осуществлять юридическое лицо, отвечающее требованиям к аккредитующим органам. ФА по техническому регулированию и метрологии помимо функций аккредитующего органа, разрабатывают общие процедуры аккредитации, требования к аккредитующим органам, объектам аккредитации, экспертам, к документам по аккредитации; взаимодействует с международными, региональными и зарубежными организациями по аккредитации; аккредитует их, выдает им аттестат аккредитации, проводит регистрацию и публикует информацию о них и рассматривает апелляции. ГОСТ Р 51000.2-95 «Система аккредитации в РФ. Общие требования к аккредитующему органу» регламентирует требования к аккредитующему органу: общая политика, принятие решений; персонал; система качества; порядок аккредитации и документация. Технический центр выполняет работу, которую ему поручает аккредитующий орган: предварительное рассмотрение заявок на аккредитацию, проведение экспертизы документов, подготовка программ аттестации заявителей и инспекционного контроля аккредитованных организаций, рассмотрение результатов аттестации и инспекционного контроля и подготовка по ним проекта решения. Эксперты по аккредитации проводят экспертизу документов, представляемых на аккредитацию; аттестуют заявителей и готовят решения о выдаче аттестата аккредитации, а также осуществляют инспекционный контроль за аккредитованными организациями. К ним предъявляются определенные требования, которые в первую очередь относятся к их квалификации и компетентности. Аккредитованные организации обязаны выполнять работу четко в соответствии с областью аккредитации и поддерживать соответствие организации установленным требованиям. В процессе своей деятельности они взаимодействуют с аккредитующим органом и др. участниками аккредитации, представляя информацию о всех изменениях, которые могут затрагивать критерии аккредитации. Процедура аккредитации состоит из следующих последовательно выполняемых действий: - Представление заявителем заявки на аккредитацию. - Экспертиза документов по аккредитации. - Аттестация заявителя. - Выдача аттестата об аккредитации. - Проведение инспекционного контроля аккредитованной организации. ГОСТ Р 51000.1-95 регламентирует все процедуры аккредитации. Система аккредитации предусматривает повторную аккредитацию и доаккредитацию.
№ 56. Порядок проведения работ по сертификации систем менеджмента качества: принятие решения о сертификации, подача заявки, подготовка комплекта документов, аудит на месте, завершение сертификации.
Трехлетний цикл сертификации начинается с принятия решения о сертификации. Организация работ. Основанием для начала работ может служить письмо-обращение в произвольной форме или заявка, направленная заказчиком в орган по сертификации. Орган по сертификации регистрирует письмо-обращение (заявку) и проводит анализ письма-обращения (заявки) для определения возможности проведения сертификации. Орган по сертификации письменно извещает заказчика о решении принять/не принять заявку на сертификацию СМК. В случае отказа орган по сертификации приводит в извещении основание для отрицательного решения. После получения извещения о принятии заявки от органа по сертификации заказчик оплачивает органу по сертификации регистрационный взнос (три минимальных размера оплаты труда), который включается в стоимость работ по договору на проведение сертификации СМК. В случае положительного решения о принятии заявки на СМК орган по сертификации и заказчик заключают договор. Подготовка комплекта документов заказчиком После оплаты работ по договору орган по сертификации направляет заказчику перечень сведений и документов СМК, представляемых проверяемой организацией (заказчиком) в обязательном порядке, а также перечень дополнительных документов (включая записи), представляемых по запросу органа по сертификации. Заказчик представляет в орган по сертификации заполненный бланк заявки в одном экземпляре (в случае, если ранее было направлено письмо-обращение) и запрашиваемые сведения и документы СМК в одном экземпляре на бумажном носителе (часть сведений и документов может быть представлена в электронном виде). Полученные документы остаются в органе по сертификации в качестве контрольных экземпляров. После представления заказчиком запрошенных сведений и документов распоряжением руководства органа по сертификации назначается председатель комиссии и формируется комиссия по сертификации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|