Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы товарной экспертизы




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Красноярский государственный

Торгово-экономический институт»

Кафедра товароведения и экспертизы непродовольственных товаров

«ТОВАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ГРУПП ОДНОРОДНОЙ ПРОДУКЦИИ

(непродовольственные товары)»

лабораторный практикум

для студентов специальности

080115.65 (036401.65) «Таможенное дело» очной формы обучения

Красноярск, 2011


«Товарная экспертиза групп однородной продукции (непродовольственные товары)»: лабораторный практикум / Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т.; сост. к.э.н. Е.А. Зайченко, ассистент Е.В. Петренко – Красноярск, 2011 г. – 169 с.

ã ФГБОУ «Красноярский государственный

торгово-экономический институт», 2011


Введение

Лабораторный практикум по дисциплине «Товарная экспертиза групп однородной продукции» предназначен для студентов специальности 080115.65 (036401.65) «Таможенное дело» в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и учебным планом специальности.

Основной задачей лабораторных занятий является – получение студентами практических знаний в проведении товарной экспертизы непродовольственных товаров. Практические задания и ситуационные задачи должны дополнить получаемые студентами теоретические знания по экспертизе товаров. Содержание лабораторных работ охватывает вопросы экспертизы товаров в разных ее аспектах: идентификационная экспертиза, документальная экспертиза, санитарно-гигиеническая экспертиза, экспертиза качества и количества, осуществляемых экспертными организациями в практической деятельности; законодательные акты российской федерации, регулирующие организационные и юридические вопросы экспертизы, направленные на защиту прав потребителей.

Выполнение предлагаемых заданий требует от студентов наличия базовых знаний в области теоретических основ товароведения, стандартизации, сертификации и метрологии, всех разделов товароведения непродовольственных товаров. Лабораторные работы № 2,5-8,11 представляют собой имитационную модель работы товароведа-эксперта или экспертной группы, включают реальные задачи, встречающиеся в практике экспертизы.

Темы лабораторных занятий рассчитаны на 4 часа учебного времени. Содержание указаний по темам включает цель работы, перечень материалов и пособий, задания, порядок их выполнения и оформления результатов. Результаты оформляются в тетради и предъявляются преподавателю для проверки.

Учебное занятие проводится в два этапа:

Этап I. Подготовка студентов к занятию, выполнение домашнего задания по основным вопросам блока «Вопросы для изучения», показ конспекта и обсуждение в подгруппе.

Этап II. Решение ситуационных заданий, работа с нормативной документацией, с образцами товаров для закрепления полученных теоретических знаний.

Для успешного усвоения курса обязательна систематическая внеаудиторная работа студентов, включающая подготовку к лабораторным работам, текущему рубежному и итоговому контролю. Выполнение лабораторной работы предполагает самостоятельную работу студента с рекомендованной литературой, данными методическими указаниями и конспектами лекций. Допуск к лабораторной работе студент получает по результатам предварительного контроля теоретических знаний.

Допущенный к лабораторной работе студент составляет отчет о выполнении работы в тетради и отчитывается перед преподавателем. Не выполнение студентами лабораторных работ является основанием «не допуска» студентом к экзамену.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 (2 часа)

ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРТИЗЫ, ФАЛЬСИФИКАЦИИ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ТОВАРОВ

Цель работы: Изучить нормативно-правовую, законодательную базу экспертизы товаров и экспертной деятельности.

Материальное обеспечение:

ü Уголовный кодекс Российской Федерации;

ü Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

ü Таможенный кодекс Таможенного Союза;

ü Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;

ü Гражданский кодекс Российской Федерации;

ü «О защите прав потребителей» (ред. от 21.12.2004). Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1;

ü Правила продажи отдельных видов товаров (ред. от 01.02.2005). Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.

ü Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (ред. от 02.02.2002). Утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55

ü Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (ред. от 20.10.98). Утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55

ü Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720

ü Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575

ü Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению (ред. от 10.05.2001). Утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720

ü ГОСТ Р 51293-99 «Идентификация продукции. Общие положения».

Вопросы для изучения:

1. Основные положения статей Кодекса РФ об Административной ответственности, Гражданского, Уголовного кодексов РФ об ответственности за производство и продажу товаров ненадлежащего качества, фальсифицированных и приравненных к ним.

2. Эксперт и специалист в правоприменительном процессе: в гражданском процессе, в арбитражном процессе, в таможенном процессе, в административном процессе, в уголовном процессе − порядок назначения, обязанности, права, ответственность, требования.

3. Основные положения ГОСТ Р 51293-99 «Идентификация продукции. Общие положения».

Решение ситуационных задач

по применению нормативно-правовых актов в торговой практике в спорных случаях между потребителем и производителем (продавцом), связанных с продажей некачественного товара и других. Задание предполагает ответ на ситуации, указанные преподавателем, Ответ должен быть полным, обоснованным, иметь ссылку на соответствующий нормативный акт.

Ситуация 1

Магазин не может устранить дефект мебели в 20-дневный срок или предложить аналогичную мебель в течение 7 дней из-за ее отсутствия.

Охарактеризуйте права покупателя в данной ситуации.

Ситуация 2

Господин Сидоров желает приобрести встраиваемый телевизор для ванной комнаты марки «TileVision». Но инструкция по применению и эксплуатации телевизора существует на двух языках: французском и английском. Фирма предложила покупателю сделать за дополнительную плату русскоязычный перевод инструкции.

Какие права у покупателя и как он должен поступить?

Ситуация 3

Семья приобрела холодильник, который сломался на 7 месяце гарантии (1 год). Сдала его в гарантийную мастерскую, где из-за отсутствия запчастей холодильник ремонтировали 3 месяца. А потом потребовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный срок службы холодильника закончился.

Работники мастерской не правы дважды, докажите это.

Ситуация 4

Покупательница обратилась с просьбой обменять сумку, которая не подошла ей по цвету. Модель куплена неделю назад в этом магазине и сохранен ярлык, но товарного или кассового чека покупательница не сохранила.

Как должна поступить заведующая магазином?

Ситуация 5

Гражданка Данильченко приобрела электромеханическую швейную машинку «Janome MS 100». В период действия гарантийного срока швейная машинка вышла из строя. Покупательница через 4 месяца после покупки пришла в магазин и потребовала замены изделия на аналогичную модель. Но директор магазина сказала, что она не имеет права на обмен, а может только произвести гарантийный ремонт.

Как разрешить данную ситуацию?

Ситуация 6

Покупатель настаивает на обмене компьютерного монитора, купленного в магазине 2 месяца назад. Свое требование он мотивирует тем, что монитор имеет плохое неустойчивое изображение, не подлежащее настройке. Это подтверждает справка из гарантийной мастерской. Продавец не соглашается с требованием покупателя, т.к. считает, что недостаток возник вследствие нарушения правил эксплуатации монитора.

Кто из участников ситуации должен доказывать точку зрения продавца? Как разрешить данную ситуацию?

Ситуация 7

В обувном магазине 10 февраля без примерки были куплены полуботинки для сына покупателя, стоимостью 2649 руб. 23 февраля этого же года покупатель обратился к руководству магазина с просьбой обменять полуботинки, ссылаясь на то, что они не подошли сыну по размеру.

Какие будут действия со стороны торгового предприятия?

Ситуация 8

Покупатель приобрел в мебельном комплексе «Континент» прихожую. При установке мебели в квартире был обнаружен брак. Покупатель обратился к директору магазина с просьбой заменить мебель на качественную. Работники магазина удовлетворили претензию покупателя только через 34 дня.

Как следует поступить в этой ситуации покупателю.

Ситуация 9

Покупательница решила приобрести автоматическую стиральную машину и обратилась к продавцу с просьбой о консультации по выбору модели, но продавец не смог квалифицированно дать консультацию по данному вопросу.

Что делать в данной ситуации?

Ситуация 10

Покупательница в отделе парфюмерно-косметических товаров попросила продать ей крем для нормальной кожи. Продавец порекомендовала ей один из видов крема, аннотация к которому была на английском языке. Однако продавец была уверена в назначении крема и покупка состоялась. После нескольких дней применения крема кожа стала сухой и в некоторых местах начала шелушиться.

Как Вы расцениваете ситуацию?

Ситуация 11

Покупательница 20 августа приобрела 3 метра шерстной ткани в магазине «Радуга». При осмотре ткани дома она обнаружила на лицевой стороне конца отреза наличие фабричного ярлыка и фабричного клейма. На следующий день покупательница обратилась в магазин с просьбой обменять купленную ткань. Администрация магазина отказала ей в удовлетворении в просьбы, мотивируя тем, что данный вид ткани отсутствует в продаже. Как Вы расцениваете ситуацию?

Как следует поступить покупательнице в данной ситуации?

Ситуация 12

Через 5 дней после покупки (январь) масляного радиатора покупатель обратился в магазин с требованием его ремонта, так как после трех дней использования прибор стал слабо нагреваться. И одновременно покупатель потребовал предоставить ему на период ремонта аналогичный товар.

Как должна поступить администрация магазина в данной ситуации?

Ситуация 13

10 марта в магазине «Россита» покупательница приобрела мокасины торговой марки «Hogl», а 10 июня она обратилась в магазин с жалобой на низкое качество обуви – отклеилась подошва и появились трещины на лицевой поверхности кожи в носочно-пучковой части обуви.

Как должна поступить администрация магазина в данной ситуации? Исходные условия: а) покупка совершена в г. Москва; б) покупка совершена в г. Красноярске.

Ситуация 14

Семья Петровых заказала в выставочном зале дизайн-студии «Мир кухни» изготовление и установку встроенной кухни стоимостью 84 768 руб. Оплата была произведена в полном объеме. В соответствии с бланк-заказом доставка и установка мебели должна быть осуществлена 27 июля. 2 августа семья уезжала в отпуск. В указанный срок менеджер студии сообщил о том, что заказ еще не выполнен и установка переносится на 15 августа. Фактически установка кухни была осуществлена 30 августа.

Покупатели потребовали от дизайн-студии «Мир кухни» возмещения убытков. Кто прав в данной ситуации?

Ситуация 15

12.07.2011 г. покупательница приобрела в ООО «Эльдорадо» электрочайник торговой марки «Bosch», модель TWK 8613. Согласно руководству по эксплуатации у электрочайника есть функция автоматического отключения. Однако при использовании электроприбора, отключение не сработало. Это привело к тому, что вода из чайника выкипела, а пар повредил нижнюю панель кухонной полки. Таким образом, причиненный ущерб составил 5 810 руб. (стоимость полки). Покупательница обратилась с претензией к продавцу с просьбой вернуть стоимость чайника (2 613 руб.) и возместить убытки в размере стоимости испорченного имущества. В течение 10 дней, установленных законом, продавец вернул деньги за товар, однако возмещать убытки отказался.

Кто прав в данной ситуации?


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 (4 часа)

МЕТОДЫ ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Цель работы: Приобрести практические навыки использования методов экспертизы для оценки показателей качества.

Материальное обеспечение:

ü ГОСТ ИСО 1833-2001 «Материалы текстильные. Методы количественного химического анализа двухкомпонентных смесей волокон»;

ü ГОСТ ИСО 5088-2001 «Материалы текстильные. Методы количественного анализа трехкомпонентных смесей волокон»;

ü ГОСТ Р 52341-2005 «Изделия декоративной косметики на эмульсионной основе. Общие технические условия»;

ü ГОСТ Р 52342-2005 «Изделия декоративной косметики на жировосковой основе. Общие технические условия»;

ü ГОСТ 29188.0-91 «Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний»;

ü ГОСТ Р 52343-2005 «Кремы косметические. Общие технические условия»;

ü ГОСТ Р 52344-2005 «Изделия косметические порошкообразные и компактные. Общие технические условия»;

ü ГОСТ Р 52345-2005 «Изделия косметические гигиенические моющие. Общие технические условия»;

ü ГОСТ Р 52701-2006 «Изделия косметические для ухода за ногтями. Общие технические условия»;

ü ГОСТ Р 51578-2000 «Изделия парфюмерные жидкие. Общие технические условия»;

ü ГОСТ 22567.1-77 «Средства моющие синтетические. Метод определения пенообразующей способности»;

ü ГОСТ 23361-78 «Средства пеномоющие. Технические условия»;

ü ГОСТ 25644-96 «Средства моющие синтетические порошкообразные. Общие технические требования»;

ü ГОСТ 8784-75 «Материалы лакокрасочные. Метод определения укрывистости»;

ü ГОСТ Р 51691-2000 «Материалы лакокрасочные. Эмали. Общие технические условия»;

ü ГОСТ Р 52020-2003 «Материалы лакокрасочные. Водно-дисперсионные. Общие технические условия»;

ü ГОСТ Р 51388-99 «Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения. Общие требования»;

ü ГОСТ Р 51565-2000 «Энергосбережение. Приборы холодильные электрические бытовые. Эффективность энергопотребления. Методы определения;

ü ГОСТ 16317-85 «Приборы холодильные электрические. Общие технические условия»;

ü ГОСТ 7400-81 «Электрочайники и электросамовары бытовые. Технические условия».

Информационная справка:

Метод товарной экспертизы − способ достижения конечных результатов экспертной оценки товаров. В зависимости от применяемых средств измерения все методы делятся на группы, подгруппы и виды (рисунок 1).

       
   
Методы экспертизы
 
 

 


Рисунок 1 – Классификация методов экспертизы товаров

ГОСТ Р 51304-99 предусматривает использование следующих методов для контроля качества и безопасности услуг торговли – а) экспертные, в т.ч. органолептический и аналитический (проверка наличия и сроков действия обязательных документов, выдаваемых надзорными органами; проверка маркировки на упаковке товара, наличие сроков годности, условий хранения товара); б) измерительные (проверка технического состояния и режимов работы оборудования и т.д.); в) социологические (проведение опросов потребителей и обслуживающего персонала, оценка результатов опроса).

ГОСТ Р 51239-99 определяет дополнительные методы экспертизы – по документам; апробирование (опытная носка, эксплуатация) и испытание.

В зависимости от источника информации возможно деление на а) традиционные (осуществляются должностными лицами в силу их служебных обязанностей), б) статистические (позволяют определить средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов, например, средние значения показателе качества и их доверительные интервалы; законы распределения показателей качества; коэффициенты корреляции) и в) социологические.

Органолептические методы

Информационная справка:

Органолептическиминазывают методы, основанные на использовании в качестве первичных измерительных преобразователей органов чувств человека (осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса). При этом не исключается использование технических средств, повышающих разрешающую способность органов чувств человека, например, лупы. Метод широко распространен при определении значений эстетических, некоторых эргономических и функциональных показателей (например, запах парфюмерных товаров, оценка полноты маркировки и др.), которые невозможно оценить с помощью технологических средств измерений, или измеренная характеристика является недостаточной (не учитывается соответствие товара моде). Достоинства – доступность и быстрота определения значений показателей качества, отсутствие дорогостоящего оборудования при измерениях. Недостатки – субъективизм оценки, относительное выражение ее результатов в безразмерных величинах.

Задание 1

Провести идентификацию волокон по внешнему виду, микроскопическим признакам и по горению /Приложение Б/.

Задание 2

Провести оценку органолептических показателей качества парфюмерно-косметических товаров (разных видов) по следующим показателям: запах, внешний вид, цвет, кроющая способность и компактность, качество покрытия.

Алгоритм действий:

А) Запах жидких изделий определяют с использованием полоски плотной бумаги размером 10х160 мм, смоченной приблизительно на 30 мм погружением в анализируемую жидкость.

Запах средств ухода за волосами определяют с использованием водного раствора с массовой долей средства 10 % при температуре раствора 40-45 0С.

Б) Внешний вид изделий, имеющих твердую консистенцию и упакованных в баночки или пеналы, и компактные изделия декоративной косметики определяют просмотром поверхности изделия.

Внешний вид и однородность изделий, имеющих жидкую консистенцию и упакованных в прозрачные флаконы, определяют просмотром флаконов с жидкостью в проходящем или отраженном дневном свете или свете электрической лампы после перевертывания флакона пробкой вниз два-три раза.

Внешний вид порошкообразных изделий и изделий, имеющих консистенцию эмульсии, геля, желе, паты, мази определяют просмотром пробы, массой 0,5 г, нанесенной тонким ровным слоем на предметное стекло или лист белой бумаги.

Однородность изделий – отсутствие комков или крупинок – определяют на ощупь легким растиранием пробы

В) Цвет изделий, имеющих жидкую консистенцию, а также внешний вид и однородность изделий, упакованных в непрозрачные флаконы, определяют просмотром пробы в количестве около 20-30 см2 в стакане на фоне листа белой бумаги в проходящем или отраженном дневном свете или свете электрической лампы.

Цвет порошкообразных изделий и изделий, имеющих консистенцию эмульсии, геля, желе, паты, мази определяют просмотром пробы, помещенной тонким ровным слоем на предметное стекло или лист белой бумаги.

Г) Для определения кроющей способности мазок наносится площадью около 2 см2 на наружную поверхность кисти руки или лист белой бумаги трижды на одно место. Покрытие должно быть ровным, однородным, без крошек.

Д) Для определения степени компактности изделий декоративной косметики поддонник с ним 3 раза бросают с высоты 20 см на твердую поверхность, покрытую слоем линолеума. Компактные изделия не должны растрескиваться.

Е) Качество покрытия и время высыхания лака. Лак двукратно наносят на предметное стекло при помощи кисточки. Визуально оценивается качество покрытия, которое должно быть ровное с хорошим блеском. Время высыхания определяют при комнатной температуре 18-20 0С через 5 мин после нанесения второго слоя лака. После истечения указанного времени лак не должен давать отлип (не оставлять отпечатка на поверхности пленки при надавливании пальцем).

Оценить полученные результаты на соответствие требованиям нормативных документов. Результаты работы представить в виде таблицы:

 

Таблица 1 – Результаты органолептической оценки показателей качества парфюмерно-косметических товаров

Образец Показатели Опытное значение Нормативное значение
       

Задание 3

Определить эмульгирующую способность моющего средства для посуды. Эмульгирующая способность моющего средства характеризует моющую способность средства по отношению к загрязнениям жировой природы.

Алгоритм действий:

Готовят растворы моющих средств с концентрацией моющего средства 0,5 %. В пробирку наливают примерно 10 мл. раствора и вводят 3-5 капель растительного масла, тщательно перемешивают и оставляют на 10 минут. Параллельно ставят опыт с водой. Эмульгирующая способность тем выше, чем меньше размер жировых шариков, чем равномернее распределены они в растворе, чем стабильнее эмульсия.

Определить суспензирующую способность моющего средства. Она характеризуется способностью средства удалять загрязнение минеральной природы. Опыт проводится аналогично пункту 1, только в пробирку добавляют небольшое количество сажи.

Результаты работы представить в тетради в произвольной форме.

Измерительные методы

Информационная справка:

Измерительные методы основаны на определении значений показателей качества при помощи технических измерительных средств. В зависимости от используемых средств измерения подразделяются на следующие подгруппы:

− физические методы – для определения физических и химических показателей качества с помощью средств измерения;

− химические и биохимические методы – для определения химических показателей с помощью стандартных веществ, образцов, измерительных приборов и установок;

− микробиологические методы – применяют для установления степени безвредности и безопасности товара, возможных под действием внешних факторов и внутренних процессов, протекавших в период хранения, реализации.

По хронологическому признаку и чувствительности:

− классические – используются для определения макропоказателей, преобладают разрушительные операции;

− современные – для получения точных результатов с высокой степенью чувствительности и для дифференцированного определения отдельных компонентов, входящих в состав группы веществ (хроматографический, спектральный, фотоэлектроколориметрический, потенциометрический, рефрактометрический, реологический, микроскопирования).

По времени получения результатов испытаний: экспресс-методы; долгосрочные.

Основные достоинства – объективность, воспроизводимость, точность измерений и выражение измеряемых параметров в конкретных абсолютных единицах. Недостатки – сложность, длительность измерений, потребность в сложных технических средствах, разрушающий характер измерений.

Задание 4

Определить укрывистость образца лакокрасочных материалов, используя данные таблиц 2, 3 и собственных опытов.

Информационная справка:

Укрывистость – это способность лакокрасочного материала делать невидимым цвет или цветовые различия окрашиваемой поверхности. Значение укрывистости показывает количество лакокрасочного материала, необходимой для покрытия единицы площади поверхности. Чем ниже показатель укрывистости, тем меньше расход лакокрасочного материала при прочих равных условиях. На маркировке лакокрасочных материалов представлен их расход, что соответствует укрывистости не высушенной лакокрасочной пленки.

Алгоритм действий:

Стеклянную пластину 10×10 см взвесить, нанести на ней восковым карандашом прямоугольник или квадрат. Эмаль или масляную краску, готовые к употреблению нанести тонким слоем кисточкой на отмеченную площадь так, чтобы через слой краски не было видно границы между белой и черной бумагой. Такое покрытие называется укрывистым. Пластинку с краской взвесить и по разности массы до и после закрашивания определить количество израсходованной краски. Измерить закрашенное поле линейкой и рассчитать его площадь S (см).По разности результатов взвешивания стекла до покраски и после нанесения слоя определить вес исследуемой краски G (г). Укрывистость (U) для невысушенной и высушенной лакокрасочной пленки можноопределить по формуле:

(1)

Таблица 2 – Расчет укрывистости не высушенной лакокрасочной пленки

Показатель Образец m0, г , г S, мм2 U, г/м2
1 2 3 4 5
Краска ВД ООО «Эскаро Кемикал АС» 49,628 51,934    
Эмаль ПФ-266 ОАО Завод «Ставбытхим» 50,464 51,372    
Эмаль ПФ-115 ООО «Торговый Дом ВИТ» 50,980 52,724    

 

Таблица 3 – Расчет укрывистости высушенной лакокрасочной пленки

Показатель Образец m0, г , г S, мм2 U, г/м2
1 2 3 4 5
Краска ВД ООО «Эскаро Кемикал АС» 49,628 50,742    
Эмаль ПФ-266 ОАО Завод «Ставбытхим» 50,464 51,172    
Эмаль ПФ-115 ООО «Торговый Дом ВИТ» 50,980 52,440    

 

 

Таблица 4 – Показатель укрывистости пленки лакокрасочных материалов

Вид лакокрасочного материала Оценка группы специалистов Расход, г/м2 Показатель укрывистости, г/м2
опытное значение данные маркировки опытное значение нормативное значение
1 2 3 4 5 6
Краска ВД ООО «Эскаро Кемикал АС»     83-125    
Эмаль ПФ-266 ОАО Завод «Ставбытхим»     150-180    
Эмаль ПФ-115 ООО «Торговый Дом ВИТ»     90-180    

 

Задание 5

Определить пенообразующую способность и ее стабильность для образцов зубной пасты, шампуня, моющего средства

Алгоритм действий:

В 4-мерных цилиндрах с притертыми пробками, емкостью 200 мл поместить по 50 мл 1 %-го раствора мыла 2 видов и моющих средств − 2 видов, нагретых до 50 градусов. Жидкость в цилиндрах энергично встряхнуть в течение 15 секунд, затем определить моющие средства с наибольшей пенообразующей способностью.

Рассчитать пенообразующую способность, устойчивость пены через 5, 15, 30 мин и плотность пены по формулам:

Пенообразующая способность = Y1 / Y0, (2)

где Y1 – объем столба пены, не разрушенной через 60 с, см3;

Y0 – объем исходного раствора, см3.

Устойчивость пены = Y1 / Y0, (3)

где Y1 – объем столба пены, не разрушенной через ….. мин., см3;

Y0 – первоначальный объем столба пены, см3.

Плотность пены = Y1 / Y0, (4)

где Y1 – объем используемого раствора, см3;

Y0 – первоначальный объем столба пены, см3.

Объем используемого раствора − разность объемов начального раствора и раствора при максимальном увеличении объема пены.

Задание 6

Определить твердость керамической плитки, образца керамики и стекла. Сделать вывод о соответствии данного показателя нормативным требованиям.

Информационная справка:

Твердость − способность минерала сопротивляться внешнему механическому воздействию − царапанию, резанию, вдавливанию. Этот признак, как и большинство других, зависит от внутреннего строения минерала. Относительная твердость материала определяется царапаньем одного минерала другим.

Для оценки относительной твердости используется эмпирическая шкала, предложенная австрийским минералогом Ф.Моосом (1772-1839) и известная в минералогии как шкала твердости Мооса. В шкале в качестве эталонов используются десять минералов с известной и постоянной твердостью. Эти минералы располагаются в порядке возрастания твердости. Первый минерал − тальк − соответствует самой низкой твердости, принятой за 1, последний минерал − алмаз − соответствует самой высокой твердости 10. Каждый предыдущий Минерал шкалы царапается последующим минералом.
Таблица 5 − Шкала твердости Мооса

Тальк − 1 Ортоклаз, полевой шпат − 6
Гипс − 2 Кварц − 7
Кальцит − 3 Топаз − 8
Флюорит − 4 Корунд − 9
Апатит − 5 Алмаз − 10

 

Алгоритм действий:

Для определения относительной твердости по поверхности материала с нажимом проводят острым углом минерала-эталона. Если эталон оставляет царапину, значит, твердость изучаемого минерала меньше твердости эталона, если не оставляет − твердость минерала больше. В зависимости от этого выбирают следующий эталон выше или ниже по шкале до тех пор, пока твердость определяемого минерала и твердость минерала-эталона совпадут или окажутся близкими, т.е. оба минерала не царапаются друг другом или оставляют слабый след. Если исследуемый минерал по твердости оказался между двумя эталонами, его твердость определяется как промежуточная, например 3,5.

Таблица 6 − Справочные значения показателя твердости по шкале Мооса

Вид материала Значение, не менее
Боросиликатное стекло  
Многосвинцовые силикатные стекла 5-6
Керамический гранит неглазурованный  
Керамический гранит глазурованный  
Керамический плитка для пола глазурованная  
Керамический плитка для пола неглазурованная  
Керамический плитка для стен глазурованная  
Фарфор 6,5-7,5
Фаянс 5,5-6,5

Экспертные методы

Информационная справка:

Экспертные методы применяются: а) для измерения показателей качества; б) определения коэффициентов весомости потребительских свойств. Источником информации является обобщенный результат, основанный на индивидуальных оценках группы специалистов-экспертов. Исходная, необходимая и достаточная численность экспертной группы составляет не менее 7 человек (до 15-20 экспертов). Опрос экспертов может быть очным и заочным, групповым и индивидуальным, персонифицированным и анонимным. Эксперты могут выражать свое мнение в письменной (путем заполнения анкет, таблиц) или устной форме (участвуя в интервью, дискуссии).

Расчет коэффициентов весомости. Максимальному наивысшему рангу самого значимого свойства соответствует максимальное число баллов, которое равно числу объектов экспертизы (показателей потребительских свойств). Объекту, имеющему наименьшую важность и самый низкий ранг, соответствует минимальное число баллов 1, и самое наименьшее значение коэффициента весомости. Условно принимаем, что сумма коэффициентов весомости объектов составляет 1,0 (т.к. каждый показатель является соответствующей долей «качества»). Тогда коэффициент весомости каждого объекта из совокупности рассчитывается как отношение суммы баллов i-го объекта экспертизы к сумме баллов всех объектов экспертизы:

(5)

Итоговая таблица по расчету коэффициентов весомости примет следующий вид:

Таблица 7 – Расчет коэффициентов весомости показателей качества

Показатель (объект экспертизы)   Балл (Хi),присвоенный экспертами Сумма баллов объекта Отклонение от среднего арифметич. Квадрат отклонения Коэффициент весомости
         
Nj=1            
Итого: 1,00

 

( 6 )

Оценкой согласованности мнений группы экспертов служит коэффициент конкордации:

(7)

где S – сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого объекта экспертизы от среднего арифметического рангов,

n – число экспертов,

m – число объектов экспертизы.

В зависимости от степени согласованности мнений экспертов коэффициент конкордации может принимать значение от 0 (при отсутствии согласованности) до 1 (при единодушии).

Измерение показателей качества и определение относительных показателей качества.

Численное значение показателей определяют лабораторным (измерительным), расчетным и органолептическим методами.

Для определения относительных показателей используют безмерные балльные шкалы. При определении лабораторных и расчетных показателей выполняются две операции: измерительная (или расчетная) и оценочная.

При органолептическом методе измерение не проводится, а сразу дается балльная оценка (от 0 до 5, от 0 до 100 баллов и т.д.). В некоторых случаях установленная величина балла соответствует определенной градации качества. Существуют шкалы с тремя, пятью, и семью градациями качества.

В шкале с пятью градациями (пятибалльной) различают:

Отличное качество 5 или 4 балла
Хорошее качество 4 или 3 балла
Среднее (удовлетворительное) качество 3 или 2 балла
Плохое качество 2 и 1 балл
Очень плохое качество 1 и 0 баллов

 

Если требуется повышенная точность оценки, то применяют шкалу с семью градациями (семибальную).

 

Таблица 8 – Оце

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...