Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обзор сектора высшего образования.




В настоящее время система высшего образования Республики Казахстан включает 171 гражданских высших учебных заведений, из которых 34 государственных, 12 акционерных обществ, 3 международных, 122 частных вузов и 124 филиала, а также 12 негражданских высших учебных заведений.

Число высших учебных заведений всех форм собственности и ведомственной подчиненности возросло со 108 в 1995 году до 170 в 2001 году.

Численность студентов за этот период возросла с 272,7 тыс.чел. до 442,4 тыс.чел. Увеличение произошло за счет увеличения количества негосударственных вузов с 41 в 1995 году до 123 в 2001 году. На начало 2000-2001 учебного года в системе высшего образования страны функционировало 47 государственных вузов гражданского профиля, из них 28 университетов, 13 академий и 6 институтов.

Контингент обучающихся в гражданских и негражданских вузах Республики Казахстан составляет 514 тыс. студентов, в том числе государственных высших учебных заведениях республики 331 тыс. человека (64,4%) и негосударственных высших учебных заведениях 183 тыс. человек (35,6%). Доля студентов государственных высших учебных заведений, обучающихся на платной основе, составляет 32,8%.

Одним из интегральных показателей развития высшего образования, принятого мировым сообществом, является количество студентов, приходящихся на 10 тыс. населения. По этому показателю с 1995 года наблюдается увеличение общего числа студентов, но в то же время происходит снижение удельного числа студентов, обучающихся за счет бюджета. На 10 тысяч населения республики приходится 298 студент.

Профессорско-преподавательский состав государственных гражданских вузов включает 20914 человек, в том числе 1239 докторов или 5,9% и 6967 кандидатов наук или 33,3%, т.е. приблизительно 40 процентов профессорско-преподавательского состава государственных гражданских вузов являются докторами и кандидатами наук.

Все гражданские высшие учебные заведения подотчетны Министерству образования и науки Республики Казахстан. Из 12 негражданских вузов один подотчетен Агентству РК по чрезвычайным ситуациям, 4 – Министерству внутренних дел РК, 2 – Комитету национальной безопасности РК, 4 – Министерству обороны РК, 1 – Министерству государственных доходов РК. Координация деятельности всех медицинских высших учебных заведений, кроме финансовых вопросов, осуществляется Министерством образования и науки РК. Финансирование медицинских вузов реализуется через Министерство здравоохранения РК.

Осуществлена работа по реструктуризации сети государственных вузов. Исходя из специфики развития страны, Указом Президента Республики Казахстан от 5 июля 2001 г. № 648 придан особый статус 8 ведущим университетам, которые должны стать флагманами системы образования.

В целях развития регионального образования в стране определены 18 региональных вузов, которые должны стать центрами образования, культуры и науки в каждой области.

Постановлением Правительства от 17.06.2000 г. № 912 начато акционирование государственных вузов, в соответствие с которым было принято решение о реорганизации в акционерные общества 12 высших учебных заведений.

В республике получила развитие подготовка специалистов как по заказу государства – на конкурсной основе путем получения государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов, так и по желанию молодежи за счет собственных средств. Государство также финансирует и частный сектор образования, размещая государственный образовательный заказ в негосударственных вузах, прошедших государственную аттестацию.

Изменен принцип финансирования подготовки специалистов: грантовые или кредитные средства получает студент, а не высшее учебное заведение, т.е. произошел переход от принципа «финансирования объекта образования» к принципу «финансирование субъекта образования».

Реформирование механизма финансирования организаций образования предполагает нормирование государственных средств и развитие альтернативных источников. Другими источниками финансирования учреждений и предприятий образования являются внешние займы, гранты, спонсорская и благотворительная помощь, корпоративные средства, средства от предпринимательской деятельности, средства за счет расширения подготовки специалистов для зарубежных государств на платной основе и от оказания иных платных образовательных услуг.

Кредитный механизм содействия в получении высшего образования как модель финансового обеспечения преследует цели дальнейшего развития образования в условиях развития рыночных отношений, повышения престижа образования и усиления ответственности молодежи при обучении в высших учебных заведениях.

Государственный образовательный кредит – это целевой кредит, предоставляемый студентам на возвратной основе для получения высшего образования в высших учебных заведениях внутри страны и покрывающий стоимость обучения.

Функции управления процессом кредитования и контроля за возвратностью и правильностью использования кредитных ресурсов возложены на Финансовый центр Министерства образования и науки.

Что касается в целом объема финансирования высшего образования за счет республиканского бюджета, то оно составило в 2001 году 9287 млн. тенге, в 2002 году - 9966 млн. тенге.

Одним из важнейших направлений развития высшего образования являются вопросы международного сотрудничества, главной задачей которого является интеграция системы высшего образования Казахстана в мировое образовательное пространство.

Международное сотрудничество в области образования регулируется законодательством Республики Казахстан и осуществляется на основе международных договоров, соглашений и конвенций.

В настоящее время в области образования подписаны соглашения о сотрудничестве с Германией, Испанией, Китаем, Турецкой Республикой, Болгарией, Британским Советом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Американским Советом по сотрудничеству в области образования и изучения языков, Германской службой академических обменов, Национальным Центром университетских программ Франции, Фондом «Сорос-Казахстан», Обществом «Светоч», Российской Федерацией, Арабской Республикой Египет, Узбекистаном, Кыргызской Республикой, Украиной, Монголией, Азербайджаном, Грузией.

Особо значимой является работа по признанию казахстанских документов об образовании и аналогичных иностранных документов в Республике Казахстан. Этому способствует подписание 11 апреля 1977 года, ратификация и утверждение Указом Президента Республики Казахстан № 202-13 РК от 13 декабря 1997 года Лиссабонской конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию.

Планомерно продолжается работа по подписанию двусторонних соглашений по признанию документов об образовании со странами, не подписавшими указанный рамочный документ и странами которые не присоединились к каким-либо международным соглашениям.

Кроме того, между Правительствами Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан подписано Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званий от 24 ноября 1998 года. Данное соглашение депонировано в Министерстве иностранных дел Республики Казахстан и вступило в силу 1 октября 1998 года.

В Казахстане созданы и действуют Международный Казахстанско-Турецкий Университет им. Ходжа Ахмеда Яссави, Казахстанско-Британский Технический Университет. В соответствии с Протоколом, подписанным Министерством образования и науки Республики Казахстан и МГУ им. М.Ломоносова открыт казахстанский филиал МГУ. Создан Российско-Казахстанский современный гуманитарный университет (ныне Казахстанско-Российский университет) в г. Караганде.

На сегодняшний день около пяти с половиной тысяч граждан Республики Казахстан обучаются более чем в 35 странах мира, география сотрудничества в области образования и науки с каждым годом расширяется.

Обучение граждан Республики Казахстан за рубежом идет по следующим основным направлениям:

международные образовательные обмены;

стипендии Правительств иностранных государств и международных организаций;

в частном порядке;

по международной стипендии «Болашак»;

Министерство образования и науки РК принимает участие в реализации программ международных организаций ЮНЕСКО, ACTR/ACCELS,, ПРООН, Корпуса Мира, Информационная служба США (ЮСИС), Фонда СОРОС, Американский Совет по международным исследованиям (IREX), Британский Совет в Казахстане, Германской службы академических обменов (ДААД), Национальный центр школьных и университетских программ Франции (CNOUS), Бюро по лингвистическому и педагогическому сотрудничеству Посольства Франции в Казахстане.

В течение 10 лет министерство сотрудничает с Американским Советом по сотрудничеству в области образования и изучения языков (АСПРЯЛ/АКСЕЛС) по реализации ряда образовательных программ, научно-исследовательских проектов, подготовки кадров, оказанию консультативной помощи.

Результативно сотрудничество в рамках программы «ТАСИС» и «ТЕМПУС» Евросоюза, направленной на установление академических связей между университетами Казахстана и стран Европейского сотрудничества.

Министерством образования и науки Республики Казахстан проделана существенная работа по формированию единого образовательного пространства стран СНГ, по выработке интегрального критерия. В ходе V заседания Совета по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества, состоявшегося 17-19 июня 2002 г. в г.Душанбе, было подписано Соглашение, где в качестве единого выдвинут критерий - наличие аккредитации у организации образования, и который признали все государства-участники ЕврАзЭС.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...