Накопленный опыт и уроки ушедшего десятилетия.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Анализ реформируемой системы образования Республики Казахстан и происходящие в ней изменения позволяют сделать как позитивные, так и негативные выводы. Главным позитивным приобретением Казахстана за десять лет его развития является сохранение социального единства, как объективный результат конструктивного сотрудничества людей, входящих в разные виды организаций. В этой связи можно утверждать, что в приумножении «социального капитала» казахстанского общества достойную роль играла и реформируемая система образования страны. Высшее образование Казахстана на современном этапе характеризуется непрерывной структурой образования, предполагающей реализацию возможности обучения в течение всей жизни, модернизацией на основе национальных традиций и мировых тенденций в области образования, равенством доступа ко всем ступеням, единство ее элементов и требований, преемственность всех ступеней обучения. В сфере высшей школы приоритетными направлениями являются повышение качества высшего образования, развитие научных исследований, совершенствование образовательных технологий и формирование системы дополнительного высшего профессионального образования. В основном доступ граждан к высшему образованию Казахстана обеспечивается за счет платного обучения. Государственный образовательный заказ в государственных вузах составляет только третью часть от общего контингента студентов вузов. Опыт развитых стран показывает, что государственная политика в области образования не должна ограничивается только подготовкой специалистов для нужд отраслей экономики страны, в то же время она должна быть ориентирована на удовлетворение потребности личности и ее социальных нужд. Поэтому госзаказ должен быть больше чем, потребности экономики. В этой связи для увеличения доступа молодежи к высшему образованию на уровне мировых требований, в том числе из малообеспеченных слоев населения, оралманов, детей-сирот, по нашим расчетам нужно, чтобы не менее половины выпускников общеобразовательных школ имели доступ к высшему образованию на бюджетной основе.
Вместе с тем, проблемой остается формирование госзаказа с учетом перспективной потребности экономики. До настоящего времени Государственный образовательный заказ на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием формировался на основании заявок отраслей экономики, которые не всегда отражают научно обоснованную потребность в тех и иных специалистах. Поэтому Министерством образования и науки РК разработаны проекты методики средне - и долгосрочного прогнозирования структуры спроса на рынке труда специалистов с высшим профессиональным образованием и программы по трудоустройству выпускников вузов. В настоящее время совместно с Министерством труда и социальной защиты населения и Министерством экономики и торговли принимаются меры по ее апробации в 4 регионах страны. Анализ существующего положения в наиболее развитых государствах мира показывает, что Казахстан вышел в «лидеры» по такому показателю как количество вузов на 1 млн. населения. У нас этот показатель равен 12 и мы опережаем такие страны, как США, Франция, Япония, Германия и Россия. То, что в республике создан рынок образовательных услуг, несомненно, является позитивным моментом. В то же время не совсем оправдано функционирование многочисленной сети небольших негосударственных высших учебных заведений, которые к тому же не обеспечивают качественное образование. Нужно прямо признать, что бурный рост количества вузов и их филиалов в целом не был связан с привлечением инвестиций в развитие их учебно-материальной базы, как это предполагалось, а стал возможен из-за либерального законодательства, позволившего создавать университеты без наличия материальной базы, слабого состава преподавательских кадров.
Опыт подготовки кадров в частных высших учебных заведений, которые составляют 70 % от общего количества вузов страны показывает, что большинство из них представляют образовательные услуги на низком качественном уровне по заниженным демпинговым ценам, не соответствующим реальным затратам, что не позволяет развиваться в целом системе высшего образования. Вследствие чего резко снижается качество выпускаемых специалистов и, как следствие, девальвируются казахстанские дипломы на мировом рынке труда. В стратегическом плане планируется вести целенаправленную и системную работу по приведению сети вузов Казахстана и качества реализуемых в них образовательных программ в соответствие с требованиями и нормами, существующими в международной практике, прежде всего с Модельными законами в области образования стран СНГ после их принятия. Обеспечение качественной подготовки специалистов напрямую связано с принципами формирования студенческого контингента. Поэтому Министерство внесло в Типовые правила приема в вузы положение об обязательном прохождении комплексного тестирования всеми абитуриентами, поступающими в вузы Казахстана независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности через Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования. О растущем доверии абитуриентов и их родителей к новым принципам приема в высшие учебные заведения республики свидетельствует нижеприведенная статистика. Так, для участия в комплексном тестировании в 1999 году было подано 43649 заявлений (23% от числа выпускников школ), в 2000 году – 102919 (50%), в 2001 году – 142623 (68%), в 2002 году – 121606 (89%). Министерство начало активно привлекать работодателей в процесс подготовки кадров в вузах. В феврале текущего года совместно с Конфедерацией работодателей Республики Казахстан, представителями крупных фирм, компаний, предприятий, организаций и других работодателей проведено крупное совещание, на котором обсужден ряд вопрос социального партнерства в деле подготовки специалистов с высшим образованием. Во время дискуссии было признано, что в современных условиях качественная подготовка специалистов существенно зависит от материальной базы вузов, возможности студентов проходить профессиональную практику на предприятиях, организациях в тесном взаимодействии с их специалистами. При этом студенты могут выполнять курсовые и дипломные проекты в условиях производства и одновременно решать их проблемные вопросы. Отмечено, что существующее налоговое законодательство экономически не стимулирует оказание материальной и финансовой помощи учебным заведениям. Поэтому изучается вопрос о возможности внесения дополнений в Налоговый кодекс Республики Казахстан, которые предусматривали бы льготное налогообложение расходов, направляемых на образовательную деятельность. В частности, предлагается средства предприятий и организаций, расходуемые на эти цели, отнести к их затратам, а не выделять из прибыли.
Одна из важнейших проблем нашей системы- это подготовка учительских кадров для малокомплектных школ, которых насчитывается более половины среди всех школ республики. Наши высшие учебные заведения готовят педагогические кадры в достаточном количестве и номенклатуре. Государственный образовательный заказ превышает заявленную потребность. Однако причина проблемы кроется в том, что большинство выпускников педагогических специальностей не пребывают в сельские школы. Основными причинами этого являются низкая заработная плата учителей, отсутствие соответствующего жилья, льгот на коммунальные услуги и т.д. Эта проблема поднята на правительственном уровне. Продолжается работа над дальнейшей реструктуризацией сети государственных вузов 18 региональных вузов готовят специалистов в основном для нужд регионов, выполняют научные исследования, направленные на решение местных проблем и в то же время из-за неотрегулированности межбюджетных отношений местные власти практически не могут оказать помощь в развитии материально-технической базы, выделении образовательных грантов вузам.
Проведенный анализ акционирования государственных вузов показал, что акционирование с последующей приватизацией ряда вузов вызвало неоднозначную реакцию коллективов вузов и общественности. В связи с этим, с целью сохранения профиля акционируемых вузов, предложено внести в соответствующие постановления Правительства Республики Казахстан изменения для обеспечения государственного контроля акционерных обществ. Опыт акционирования отдельных вузов, имеющих ярко выраженный отраслевой характер, показывает, что для таких специализированных высших учебных заведений, в условиях нехватки бюджетных средств на модернизацию материально-технической базы, наиболее привлекательным является схема с привлечением крупных национальных и иностранных инвесторов, как это осуществляется в Карагандинском металлургическом институте, когда инвесторы вкладывают крупные средства на строительство учебных корпусов, общежитий, оснащение лабораторий современным учебным, научным оборудованием, приобретение учебников, компьютеров и т.д. Все это остается в Казахстане и будет долго служит его народу. Министерство осуществляет государственный контроль за качеством образования через лицензирование и аттестацию вузов. К сожалению, существующая нормативная правовая база не позволяет отозвать лицензию при выявлении нарушений лицензионных требований, на первом этапе только приостанавливается деятельность организации образования. По истечении установленного срока необходимо заново проверять данный вуз или филиал. При этом некоторые руководители вместо устранения выявленных недостатков обманом и другими методами стараются обойти предъявляемые требования: собирают на момент проверки книги, учебное оборудование, компьютеры, арендуют здания и т. д. Следует отметить, что с введением нового Закона Республики Казахстан «О труде» возникли проблемы с комплектацией вузов штатным ППС, что затрудняет осуществление контроля за деятельностью вузов и преподавателей при проверке лицензионных требований. Либерализация трудового законодательства привела к тому, что некоторые недобросовестные преподаватели стали работать одновременно в 5-6 вузах. Поэтому планируется ввести понятие штатного преподавателя в Закон «Об образовании», усилить лицензионные требования к деятельности вузов, ввести жесткие показатели по обеспеченности дисциплин учебного плана учебно-методической литературой на электронных и магнитных носителях, к качественному составу преподавательских кадров, который будет определяться долей штатных преподавателей и преподавателей с учеными степенями непосредственно по профилю подготовки.
Еще одним из показателей несовершенства нормативной правовой базы в области образования является то, что в Казахстане возникло большое количество университетов, которые присвоили себе в названиях статусы международных университетов, хотя по своему содержанию, выполняемой деятельности и качеству подготовки кадров не соответствуют заявленному статусу. Есть проблемы и в области информатизации высшего образования. Существующие в стране государственные внутрирегиональные каналы не в состоянии удовлетворить требования информатизации образования, предполагающих передачу больших объемов информации, слабо разработана нормативная правовая база информатизации образования, недостаточно разработок электронных продуктов на государственном языке, практически не осуществляется подготовка кадров в области информатики и информационных технологий на государственном языке, отсутствует программное обеспечение для формирования образовательных порталов, электронных библиотек, медиатек, не обеспечена защита информационных ресурсов образования, в зачаточном состоянии дистанционное обучение. Как отмечалось выше, для решения этих проблем внесена в Правительство РК соответствующая программа по информатизации образования. 5. Формулирование новых представлений, задач и Сегодня не может быть ни одной страны, претендующей не только на экономическое и политическое лидерство в новом тысячелетии, но даже на экономическую и политическую самостоятельность, которая не осуществляла бы в соответствии со своими целями действенную реформу своей системы профессиональногообразования. Высшее профессиональное образование оказывает масштабное влияние на цивилизацию, уровень общественного, социально-экономического, технологического развития и обладает мощным потенциалом самоорганизации и самокорректировки. Наконец, занимая более высокое место в иерархической структуре системы образования, определяет требования к остальным его уровням, устанавливает их стандарты и обеспечивает высококвалифицированным кадровым корпусом. Именно с этих позиций система высшего образования должна формировать потенциал своего обновления. Прежде всего, это касается обновления коцептуально-методологических основ высшего профессионального образования, с учетом лучших отечественных и зарубежных достижений вузовской системы образования. Необходим системный сравнительный анализ содержательных компонентов всех уровней отечественной и зарубежной систем образования, с учетом ее структурной целостности, системообразующих связей и иерархической взаимозависимости составных частей. Основная цель развития системы высшего профессионального образования удовлетворение долгосрочных стратегических интересов общества, государства и личности, повышение качества подготовки специалистов путем системного и целенаправленного реформирования вузовской системы. Основные направления и стратегия развития системы высшего образования определены в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года №735. Важнейшими направлениями развития высшего профессионального образования являются: - Укрепление ведущих позиций университетов в образовании Казахстана, расширении присутствия вузов Республики в мировом образовательном пространстве; поддержка и развитие интеграции системы высшего образования Казахстана в мировое образовательное пространство; согласование подходов к государственным образовательным стандартам; расширение мобильности студентов, преподавателей, стажеров, аспирантов и докторов, научных работников и специалистов в рамках единого образовательного пространства; расширение межгосударственного информационного обмена по вопросам образования; разработка согласованных критериев и технологий мониторинга состояния и качества образования, тенденций его развития в государствах-участниках. - Решение проблемы качества подготовки специалиста на всех этапах преддипломной и последипломной подготовки путем систематического обновления содержания образовательно-профессиональных программ на кардинально новой – научно-педагогической основе, обеспечивающей высочайший уровень подготовки специалистов. В фокусе образовательного процесса должна быть методологическая подготовка специалистов по каждой дисциплине, где особое значение должны приобретать не только прочность и глубина, но и востребованность фундамента, на котором выстраивается профессиональная подготовка. Общность фундаментальной подготовки должна создавать равные возможности для «образования через всю жизнь», способствовать творческому развитию и самореализации личности. Это станет возможным, если вуз вооружит выпускника общей интегральной (междисциплинарной) методологией профессиональной деятельности. Иначе говоря, подготовит его как специалиста – методолога, умеющего востребовать и использовать «аппарат» каждой отдельной дисциплины в междисциплинарной связи с другими как средство решения задач в познавательной и профессиональной деятельности. -Формирование новой, гибкой адекватной времени технологии организации образовательного процесса - кредит-системы, под которой понимается целостная организация всего образовательного процесса на основе кредит-часа как единицы измерения объема содержания образовательно-профессиональных программ и установления междисциплинарных эквивалентов содержания обучения для самостоятельного и мобильного планирования учебного процесса; с оптимальным соотношением обязательной аудиторной и самостоятельной работы. -Дальнейшее развитие и совершенствование новой модели формирования студенческого контингента в направлении обеспечения доступности высшего образования с учетом принципа «образование по выбору» и расширением возможности выбора типа вуза, вида образовательно-профессиональных программ, форм обучения. -Развитие дистанционно-виртуального обучения как системы, позволяющей человеку в течение всей активной жизни получать свободный доступ к образованию, приобретению или изменению профессии, повышению своей квалификации и удовлетворяющей образовательные потребности личности, ориентированной на постоянную самоперестройку, самоусовершенствование. -Выработка новой концепции развития фундаментальной университетской науки и повышения роли вузов как научно-исследовательских учреждений за счет передачи академических институтов, исследовательских подразделений некоторых производств, предприятий военно-промышленного комплекса в ведение учебных заведений в форме лабораторий и кафедр, а также путем привлечения известных ученых к преподавательской деятельности в виде передачи «ноу-хау», поддержки приоритетных тем и направлений, имеющих крупные теоретические прорывы, со скорым выходом на новые и новейшие технологии; дальнейшего развития гуманитарных наук, той особой их университетской сущности, которая всегда была главным стержнем жизни университетов. - Организация более эффективной и четкой экономической, финансовой и хозяйственной деятельности для обеспечения работы университетов и социальной защиты каждого работающего и обучающегося. - Приведение системы управления университетом в соответствие с возрастающими и постоянно меняющимися требованиями жизни. Реформы в системе высшего образования призваны вывести Казахстан на передовые позиции в мире, обеспечить будущее казахстанской нации, достойную жизнь каждому гражданину. Заместитель директора
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|