Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Основные показатели, принимаемые во внимание в процессе нововведений и реформы в области высшего образования и их эффективность за последнее десятилетие.





До 1999 года правовые основы развития системы образования регулировались двумя законами: «Об образовании» и «Высшем образовании», принятые в 1992 и 1993 годах. Однако названные законы не смогли в полной мере обеспечить правовой фундамент в новых социально-экономических условиях республики из-за множества причин.

В связи со сложившейся ситуацией назрела острая необходимость создания адекватных законодательных основ для перевода системы образования на рыночные рельсы, более полного раскрытия статьи 30 Конституции Республики Казахстан о праве граждан на получение образования, определения роли и места негосударственного сектора образования, правовой основы функционирования иностранных, международных и религиозных организаций образования.

Осуществление всех этих задач возможно было только на прочной правовой основе и именно с этой целью был принят в июне 1999 года новый Закон Республики Казахстан «Об образовании».

Впервые в Казахстане образование было провозглашено приоритетной сферой государственной политики, которая закреплялась гарантиями, включающими нормативно-правовые и экономические обязательства государства.

Закон РК «Об образовании» в соответствующих статьях разграничил компетенцию и ответственность центральных, местных представительных и исполнительных органов в области образования в рамках установленной компетенции.

Закон РК «Об образовании» является законом прямого действия и применяется на всей территории республики. В связи с этим проделана большая работа по подготовке проектов законов, законодательных и иных правовых актов для последующего их принятия Правительством Республики Казахстан.

Так, 20 июля 1999 года было принято постановление Правительства РК «О плане мероприятий по реализации Закона Республики Казахстан «Об образовании»». В соответствии с ним были разработаны проекты Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования» и 28 постановлений Правительства Республики Казахстан, из них 13 относятся к высшему образованию.



За период с 1991 до 2002г.г. принято более 70 важных нормативных документов, регламентирующих деятельность высших учебных заведений.

30 сентября 2000 г. Указом Президента Республики Казахстан утверждена Государственная программа «Образование», в которой впервые рассматриваются в комплексе все аспекты целостной непрерывной системы образования, охвачены все ее уровни, начиная с дошкольного воспитания и обучения и завершая вузовским и послевузовским профессиональным образованием.

В соответствии с указаниями Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева о необходимости перехода на новые принципы приема студентов в вузы республики была разработана и утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан № 464 от 24 апреля 1999 года «Новая модель формирования студенческого контингента государственных высших учебных заведений в Республике Казахстан». Эта модель позволила повысить объективность оценки знаний абитуриентов, отобрать наиболее одаренную молодежь среди поступающих в вузы по госзаказу, поставить заслон протекционизму и исключить многие негативные явления, сопровождающие приемную кампанию.

Суть новой модели заключается в приеме вступительных экзаменов от всех абитуриентов единым независимым органом и проведением конкурса по каждой специальности в целом по стране. Уполномоченным органом для проведения тестирования абитуриентов явился Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования при Министерстве образования и науки РК, созданный постановлением Правительства от 3 декабря 1999 года № 1850.

Главная цель перехода на новую модель - обеспечение будущему студенту права выбора не только специальности, но и конкретного вуза, где ведется подготовка по избранной им специальности. Деятельность региональных комиссий позволила сделать это, не выезжая за пределы региона проживания.

В целях повышения качества подготовки специалистов особое внимание уделяется вопросу совершенствования содержания высшего образования.

Так, в 2001 году в соответствии с Международным Классификатором систем образования разработан и введен новый Классификатор направлений подготовки и специальностей высшего образования, содержащий 283 специальностей специального образования, 70 магистерских и 46 бакалаврских направлений подготовки.

Это также вызвано закрепленной Законом Республики Казахстан «Об образовании» многоуровневой структурой высшего профессионального образования, необходимостью создания единого образовательного пространства на территории стран СНГ и обеспечения решений Лиссабонской конвенции о взаимной конвертируемости дипломов и гармонизации с Международной стандартной классификацией образования, утвержденной Генеральной конференцией ЮНЕСКО не ее 29-ой сессии в 1997 году.

В соответствии с новым Классификатором начата работа по разработке государственных стандартов образования нового поколения.

Главное отличие новых госстандартов заключается в том, что 70 % общего объема учебной нагрузки составляет государственный компонент, а 30 % учебного времени реализуются самими вузами в соответствии с профилем, сложившейся научной школой. Это повышает академическую свободу и мобильность вузов и позволяет учитывать особенности спроса рынка труда конкретного региона в соответствующих специалистах.

Государственные общеобязательные стандарты высшего профессионального образования обязательны для всех высших учебных заведений независимо от форм собственности, их типов и видов.

Разработан и издан унифицированный государственный стандарт по циклам социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в структуре образовательно-профессиональных программ высшего профессионального образования. Это введено с целью проведения единой идеологии, гуманизации системы высшего образования. Такая унификация позволяет обеспечить академическую мобильность обучающихся и технологичность учебного процесса.

Государственным образовательным стандартом устанавливаются самые общие требования к содержанию высшего образования. Это проявляется, в частности, в том, что по каждому направлению и специальности определены циклы (блоки) инвариантных дисциплин, подлежащих изучению каждым студентом. К ним относятся:

- цикл общих социально-гуманитарных дисциплин;

- цикл общих естественнонаучных дисциплин;

- цикл общепрофессиональных дисциплин (для данного направления или специальности);

- цикл специальных дисциплин.

Необходимо подчеркнуть, что наряду с обязательными дисциплинами программы профессиональной подготовки включают и курсы по выбору студентов, факультативные курсы, предусматривается возможность разработки индивидуальных программ, что широко используется в практике зарубежных вузов.

Важной особенностью современного подхода к стандарту образования является то, что в нем устанавливаются требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение в вузе.

Введение образовательных стандартов призвано способствовать появлению новых образовательных программ, становлению рынка альтернативных учебных книг, средств обучения, реализации различных педагогических концепций и идей.

Начиная с 2002-2003 учебного года планируется поэтапный переход всей системы высшего образования на кредитную технологию обучения.

В числе наиболее важных приоритетов высшего образования - гуманистический и светский характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, уважения прав и свободы человека.

Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан утверждена Концепция гуманитарного образования, на основе которой Министерством разработана и реализуется соответствующая программа.

Состояние информатизации высшего образования характеризуется хорошей оснащенностью вузов компьютерной техникой последнего поколения, большинство из них подключены к сети Интернет, имеют свои информационно-вычислительные центры, а также ведутся работы по созданию и использованию автоматизированных систем управления образованием, развивается дистанционная форма обучения.

В целях информатизации системы образования Республики Казахстан с охватом всех уровней образования утверждена Концепция информатизации системы образования на 2002 –2004 годы и в настоящее время внесен на рассмотрение в Администрацию Президента Республики Казахстан проект Государственной программы информатизации системы образования на 2002 – 2004 годы.

Уровень квалификации специалистов является сегодня одним из наиболее важных факторов, определяющих уровень развития экономики страны. Анализ дает основание говорить о том, что республика обладает достаточно мощным кадровым потенциалом.

Доля специалистов с высшим образованием в общей численности населения изменилась за 1990-2001 годы с 9,7 до 13,5%.

В настоящее время уровень общей безработицы по республике составляет 12,7%, в том числе среди специалистов с высшим образованием - 7,7%.

Особый интерес в плане оценки спроса и востребованности специалистов в современных условиях вызывают данные, характеризующие трудности с трудоустройством и распределением специалистов по окончанию вузов. Многие высшие учебные заведения не несут прямой ответственности за трудоустройство своих выпускников, особенно выпускников, обучавшихся на платной основе. Продолжает оставаться высоким число нетрудоустроенных молодых специалистов, а также трудоустраивающихся не по избранной специальности. Существующее дублирование в подготовке кадров в государственных и негосударственных вузах приводит к перепроизводству и различному уровню подготовки специалистов одного профиля. Расширение сферы платных образовательных услуг часто носит нерегулируемый характер, а прием студентов в негосударственные высшие учебные заведения по ряду специальностей превышает прием по госзаказам, что порождает комплекс социальных проблем. Медленно решаются вопросы закрытия специальностей, не конкурентоспособных на рынке труда, вследствие этого продолжается выпуск специалистов, не соответствующих потребностям экономики и рынка труда, пополняются ряды безработных.

Можно сказать, что только 30-40% выпускников вузов находят работу по специальности. Многие студенты, еще не завершив первое образование, планируют второе. Вследствие того, что заработная плата в здравоохранении, науке, образовании низкая, многие выпускники данного профиля трудоустраиваются не по приобретенной специальности, а на фирмы с высоким заработком или работу, не требующую высшего образования (водители, работники сферы обслуживания и т.д.)

Система высшего образования не обеспечивает сегодня опережающего образования, то есть подготовки специалистов с ориентацией на технологический прогресс и работников широкого профиля, способных быстро менять профессию. Между тем это требуется не только из-за ускорения темпов развития технической базы производства и частой смены технологий, но и из-за изменения конъюнктуры на рынке труда.

Прогнозная потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием на 2002 г., по оценке Министерства образования и науки Республики Казахстан, составляет 28737 человек. Потребность регионов в специалистах с высшим образованием на 2002 г. составляет 16380 человек, что составляет 57% от потребности в целом по республике.

В сущности, данная потребность представляет из себя госзаказ на подготовку специалистов в 2002 году, то есть Министерство образования и науки Республики Казахстан ориентируется на возможности государственного бюджета и не прогнозирует общую потребность экономики республики в специалистах. Анализ показал, что в регионах прогнозированию более легко поддаются специальности в области образования, здравоохранения, местного и государственного управления, то есть бюджетные отрасли.

По прогнозу МОН Республики Казахстан, в наибольшей степени нужны педагоги – 18,3% от общей потребности республики. По регионам потребность в педагогах еще больше – 36,8% от общей потребности регионов.

Следующей по значимости является группа специальностей экономики и управления – 12,3%, по регионам – 8,5%. Медицинские специальности находятся на третьем месте – 8,0% по республике и 5,6% по регионам.

Ключевым звеном качественной подготовки специалистов является кадровое обеспечение высших учебных заведений.

Академический персонал вузов включает профессорско-преподавательский штат и научных работников. Профессорско-преподавательский штат состоит из профессоров, доцентов, старших преподавателей и ассистентов. В научно-исследовательский штат входят главные научные сотрудники, ведущие научные сотрудники, старшие научные сотрудники, научные сотрудники, младшие научные сотрудники.

Основной задачей академического персонала является совокупность преподавательской и методической деятельности, научно-исследовательской и творческой работы в течение периода, указанного в контракте. Акцент на один из видов деятельности может компенсироваться меньшим объемом работы в другом в течение более короткого или более длительного промежутка времени.

Средняя месячная ставка заработной платы профессорско-преподавательского состава вузов составляет в 2002 году 17215 тенге, в 2001 году эта цифра составляла 12558 тенге. Помимо этого профессорско-преподавательскому составу предусмотрены выплаты за наличие ученых степеней кандидата и доктора наук.

Средняя месячная ставка заработной платы учебно-вспомогательного, административно-управленческого и обслуживающего персонала вуза составляет в 2002 году 7532 тенге, в 2001 году – 5854 тенге.

Одним из существенных факторов, способствующих повышению качества подготовки специалистов, является осуществление системной переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов.
Нужно отметить, что в течение последних 10 лет из республиканского бюджета на эти цели практически не выделялись средства, высшие учебные заведения самостоятельно обеспечивали повышение квалификации своих сотрудников. В 2002 году в республиканском бюджете заложено 32 млн тенге. Вместе с тем надо признать, что этой суммы хватает для повышения квалификации лишь 700 преподавателей, тогда как ежегодная потребность составляет 4600 человек. Следовательно, обеспечивается только 15 % от потребности. Поэтому планируется сформировать сеть факультетов повышения квалификации в национальных и ведущих специализированных университетах страны, а для координации и научно-методического обеспечения - создать Республиканский институт повышения квалификации преподавателей вузов.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров осуществляется через магистратуру, аспирантуру и докторантуру.

Гуманитарным приоритетом XXI века станет процесс интеграции образования и науки.

В мировой практике успешно функционируют академические конгломераты, включающие в себя учебные заведения и научно-исследовательские институты. Такое соединение служит реальной основой интеграции науки и образования и позволяет проводить единую научно-техническую и образовательную политику в стране.

Наиболее эффективной формой интеграции сегодня является слияние вузов и научно-исследовательских институтов.

Государственная программа «Образование», утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 30 сентября 2000 г. №448 одной из основных задач также определяет поэтапную интеграцию академической и отраслевой науки с высшим образованием.

Важным событием для развития научной сферы является принятие в 2001 году Закона Республики Казахстан “О науке”, который определил основные цели и принципы государственной научно-технической политики.

В настоящее время в вузах наблюдается существенный разрыв между образовательным и научным процессами, узкая направленность научных исследований, при этом доминируют научные изыскания прикладного характера, их низкая практическая отдача, отсутствие полного цикла научных разработок, имеющих конечную готовую продукцию, слабая поддержка научных кадров.

Недостаточно развиты спектр фундаментальных и прикладных исследований, особенно по инженерным направлениям и их использование в научно-методическом, практическом обеспечении образовательного процесса, дальнейшее внедрение результатов в производство.

Министерством проводятся конкретные меры по осуществлению поэтапной интеграции научных учреждений и высших учебных заведений.

Принято постановление Правительства Республики Казахстан от 14.02.2000 г. № 236 «О некоторых мерах по интеграции образования и науки в Республике Казахстан». Произошла реорганизация ряда научных и образовательных организаций путем их присоединения, созданы 30 научно-исследовательских институтов и научных центров в составе 11 высших учебных заведений.

С целью совершенствования организации профессиональной практики, эффективного и рационального использования научно-технического потенциала научно-исследовательских организаций в профессиональной подготовке квалифицированных специалистов, приобщения обучающихся в организациях образования к научно-исследовательской работе 54 научно-исследовательские организации соответствующего профиля определены базами для проведения профессиональной практики обучающихся.

В последние годы наблюдается снижение качества подготовки специалистов в вузах, особенно в частных. Одним из действенных инструментов в решении этой проблемы явилось введение в 2001 году государственной аккредитации вузов – признание (подтверждение государством на очередной срок) государством статуса организации образования.

В данное время аккредитованы 59 вузов страны (37 – государственных и 22 – негосударственных), в том числе 36 университетов, 9 академий и 14 институтов.

Наряду с аккредитацией вузов, с целью повышения качества подготовки специалистов, постановлением Правительства РК от 28 декабря 2001 года усилены квалификационные требования, предъявляемые к лицензированию образовательной деятельности вузов.

В 2001 году проведена государственная аттестация 29 вузов, из которых 2 вуза признаны не аттестованными.

За период с начала 2002 года процедура государственной аттестации была проведена в 20 вузах страны, в том числе 3 – государственных, 2 – негражданских и 15 - негосударственных. У 12-ти вузов отозваны лицензии по 51-й специальности, в 9 вузах по 22 –м специальностям приостановлено действие лицензии.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.