Макроэкономическое равновесие и определение уровня национального дохода.
На определенных рынках спрос и предложение подвергаются постоянным изменениям (колебаниям) в одну и другую сторону (повышению, снижению). Но рано или поздно равновесие между спросом и предложением наступит. Речь идет о совокупном спросе и предложении. Совокупный спрос (линия DD) представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги произведенные в эк-ке. Он отражает связь между объё- мом совокупного выпуска, на кото- рый предъявлен спрос эконом. агентами и общим уровнем цен в экономике.
В структуре совокупного спроса можно выделить: спрос на потребительские товары и услуги, спрос на инвестиционные товары, спрос на товары и услуги со стороны государства, спрос на наш экспорт со стороны иностранных государств. Факторы определяющие совокупный спрос(не ценовые факторы): уровень цен, доходы населения, его намеренья на бедующие, налоги, правительственные закупки, объёмы инвестиции предприятий, %-ые ставки, субсидии, льготы, валютный курс и условия на внешних рынках, предложение денег и скорость обращения, т.е. всё, что воздействует на расходы домохозяйств, государства, фирм и т.п. В условиях рынка действует экономический закон спроса, согласно которому при прочих равных условиях по низким ценам товаров будет больше, чем по высоким. Это происходит по трем причинам: -низкая цена доступна большему числу покупателей, -дешевый товар притягивает покупателей дорогого товара, - снижение цены вызывает эффект понижения предельной полезности товара.
Совокупное предложение (линия SS) - это общее количество конечных товаров и услуг произведенных в экономике. Оптимальный объём производства определяется размером производимых затрат, среди которых важное место принадлежит труду и капиталу, а так же производительностью которую эти затраты приносят.
Экономический закон предложения гласит: при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких ценах. Закон спроса и закон предложения представлены на рисунке. Горизонтальная ось (ось x) - общий объём производства, представленный ВНП. Вертикальная ось (ось у) - общий уровень цен (Р). Точка пересечения Е кривых спроса и предложения показывает реальную цену купли - продажи, называемую "цена равновесия", поскольку при этой цене величины спроса и предложения совпадают. Условием формирования равновесной цены является совершенная конкуренция (состояние рынка при котором: действует множество равноправных покупателей и продавцов, что исключает установление монопольных цен; предлагаемый товар одинаков по качеству у всех продавцов; продавцам и покупателям известны все рыночные цены. Необоснованное понижение цены ведет к избыточному спросу, а необоснованное завышение к избыточному предложению. В первом случае становится незачем зарабатывать (ибо не удастся купить), во-вторых незачем производить (ибо не удастся продать). Обе ситуации разрушительны для рыночной экономики. Равновесие в условиях свободной конкуренции на отдельном рынке означает, что определенные издержки на производство какого-то вида продукта будут равны для общества предельной полезности, но если общество меняет вкусы, тогда ресурсы общества будут вслед за вкусами перебрасываться от производства одного товара к производству другого. Равновесие не может существовать на всех рынках одновременно - речь идет о частичном равновесии. Частичное равновесие это равновесие между спросом и предложением на отдельном рынке.
Национальный доход рассчитывают как разницу между ЧНП и суммой косвенных налогов.
С точки зрения поставщиков ресурсов, НД является показателем доходов, полученных от участия в текущем производстве. С точки зрения фирм, компаний, НД - показатель цен факторов производства или ресурсов, т.е. он отображает рыночные цены экономических ресурсов, потраченных на создание объёма производства текущего года. НД можно определить путем расчета ВНП по доходам как сумму всех видов распределения за исключением амортизационных отчислений и прямых налогов на бизнес.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|