Парадигма построения методической службы на всех уровнях управления
Материалы подготовлены Федеральным государственным учреждением Федеральный институт развития образования
Модель методической службы в сфере дошкольного образования как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Введение В соответствии с п.6.2 ст.9 Закона РФ «Об образовании» (в редакции от 1 декабря 2007 года) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. Под «условиями реализации основной общеобразовательной программы» понимается совокупность вспомогательных средств (ресурсов), необходимых для получения ребенком дошкольного образования в объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В результате выполнения проекта ФЦПРО на 2006-2010 годы «Разработка федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе и условиям ее реализации» был сформирован примерный перечень Требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В него вошли Требования к информационно-методическому обеспечению, включающие в себя Требования к методическому сопровождению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержательное наполнение указанных требований предполагает разработку модели методической службы в сфере дошкольного образования как условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Глоссарий Методическая служба – связующее звено между педагогическим коллективом, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессиональной культуры педагогов, развитию их личностного потенциала. Методическая работа – часть системы непрерывного образования, ориентированная на освоение педагогами содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования; достижений науки и передового педагогического опыта, методов воспитания и образования детей, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования; повышение уровня готовности педагогов к организации и ведению образовательного процесса в современных социальных и экономических условиях; содействующая развитию у них рефлексивного педагогического мышления, включению педагогов в режим инновационной деятельности. Концептуальные основы федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655) Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309–ФЗ внес в статью 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» новый пункт 6.2: 6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования.
В соответствии с П.4 ст.7 ФЗ «Об образовании»: Под «структурой основных образовательных программ» понимается соотношение и объем их частей, а также соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Определение: «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» - программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе) на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования различают две части: 1) обязательную часть, разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) часть, формируемую участниками образовательного процесса. «Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования» – часть основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В группах компенсирующей и комбинированной направленности включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.
Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования В соответствии с направленностью групп детей дошкольного возраста основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна представлять собой одну из моделей соотношения обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса: 1-я модель - только обязательная часть (применяется для групп общеразвивающей направленности без приоритетных направлений деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования); 2-я модель - обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражающая деятельность образовательного учреждения с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (применяется для групп и учреждений общеразвивающей направленности с приоритетными направлениями деятельности); 3-я модель - обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста, образовательных учреждениях других типов и видов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования); 4-я модель - обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур (группы оздоровительной направленности во всех типах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);
5-я модель - только обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования); 6-я модель - обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования). Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), кроме групп компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной чтения), и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. «Совместная деятельность взрослого и детей» - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками. «Самостоятельная деятельность детей» -1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.). Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна: Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра. Способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе, создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»). Формировать такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе. Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Структура Программы должна содержать пояснительную записку, организационный раздел, и следующие обязательные разделы в соответствии с возрастом воспитанников: - «Возрастные особенности детей», - «Физическое развитие», - «Социально-личностное развитие», - «Художественно-эстетическое развитие», - «Познавательно-речевое развитие», - «Психолого-педагогические результаты освоения программы». Планируется время на проведение психолого-педагогической диагностики результатов освоения Программы: 5-7 дней в сентябре и мае. Парадигма построения методической службы на всех уровнях управления Традиционная модель методической службы в сфере дошкольного образования строится на основе разделения по методикам, то есть специалисты службы, чаще всего, курируют каждый свое направление реализации программы. Например, физическое развитие детей, развитие речи и др. Что достаточно часто приводит к нарушению целостного взгляда на ребенка, рассмотрению образовательного процесса в дошкольных учреждениях как совокупности методик. Такой подход в корне противоречит концептуальным основам основной общеобразовательной программы дошкольного образования, важнейшим условием реализации которой является методическая служба. Освоение образовательных областей выступает в концептуальном подходе к основной общеобразовательной программе дошкольного образования не как самоцель, а в качестве средства, способствующего развитию взаимосвязанных физических, личностных, интеллектуальных качеств ребенка. Поэтому и новая модель методической службы должна строиться на основе целостного, понимающего, развивающего и поддерживающего подхода по отношению ко всем субъектам образовательного процесса - ребенку, педагогу, родителям. Новая модель методической службы предполагает выстроенность в двух направлениях: - по вертикали – от федерального уровня до уровня образовательного учреждения и основной структурной единицы, в которой реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования - группы детей дошкольного возраста (в соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», 2008 г.); - по горизонтали – сетевое взаимодействие содержательно и функционально разнообразных объединений педагогов, родителей, исследователей, представителей системы среднего специального, высшего профессионального и дополнительного профессионального (повышения квалификации специалистов) образования и других заинтересованных социальных партнеров различных образовательных проектов. Принципы построения методической службы в сфере дошкольного образования на всех уровнях управления: - нормативность; - научная обоснованность; - системность, целостность, согласованность всех звеньев; - адаптивность; - открытость; - мобильность; - прагматичность; - оптимальность; - эффективность. Функции (направления деятельности) методической службы в сфере дошкольного образования: - аналитическая; - информационная; - организационно-методическая, - консультационная и образовательная, - научно-методическая, - экспертная; - информатизация системы дошкольного образования (включение в единое информационное и медийное пространство). В основе создании эффективно функционирующей методической службы лежит структурно-функциональная организация, позволяющая создать среду (образовательный универсум), в которой любое образовательное учреждение, педагог могут взаимодействовать с другими образовательными учреждениями и педагогами, обмениваться идеями, мнениями, результатами профессиональной деятельности, получать поддержку своих профессиональных интересов, обучаться умению видеть проблемы и формулировать вопросы, совместно находить ответы на них. Система показателей эффективности методической службы любого уровня функционирования: - проработанность концептуальных оснований воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста; - ориентированность системы на работу с субъектами образования; - динамичность и гибкость в структуре работы; - профессионализм кадров; - организационная и информационная культура.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|