Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность методической службы образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

 

Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях.

В разных регионах России образовательные учреждения, обеспечивающие развитие, воспитание и образование маленьких детей испытывают ряд кадровых проблем. Некоторые из них обозначены в обосновании Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.. В частности, отмечается дефицит квалифицированных кадров, слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам общества, отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации, которая тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.

Это в полной мере относится и к дошкольному образовательному учреждению, основной структурной единицей которого является группа детей дошкольного возраста, а основой педагогического персонала являются воспитатели. Именно от воспитателей в значительной мере зависит, насколько те новации, которые вносятся в содержание, организацию и технологии воспитательно-образовательного процесса будут осознаны и внедрены в практику работы с детьми, включены в повседневную деятельность дошкольных групп других типов образовательных учреждений, поддержаны родителями (законными представителями) воспитанников. Знания и навыки, которые педагоги получили за время обучения в средних или высших учебных заведениях (к сожалению, не всегда в соответствии с дошкольным профилем), вовсе не гарантируют успешной работы на всю оставшуюся жизнь. И даже периодическое плановое повышение квалификации, как отмечают исследователи, не является решением проблемы.

В последние годы, особое значение приобретает проблема развития непрерывного образования, которое рассматривает процесс обучения как постоянный континуум «от колыбели до смерти» и основывается на девизе Европейской ассоциации образования взрослых: «Учиться никогда не поздно». Использующийся в этом контексте термин «образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования, а недавно появившийся термин «образование шириною в жизнь»фиксирует не только постоянство процесса обучения, но и разнообразие его форм - формальное, неформальное и информальное. Формальное образование получается в образовательных учреждениях и удостоверяется выдачей общепризнанного диплома или аттестата; неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходит в образовательных учреждениях или общественных организациях, на рабочем месте или в клубе по интересам; информальное образование - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь, не обязательно носящая целенаправленный характер. Развитие информационного общества заставляет активнее использовать две последние категории.

В сфере дошкольного образования условия для непрерывного образования педагогов создаются в рамках методической работы. Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня педагога посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства воспитателей рассматривается не только как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного педагога.В связи с этим изменяются подходы к организации методической работы, приоритет отдается активным формам и методам освоения новых знаний и умений.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении является важной составляющей управленческой деятельности руководителя. При этом важно рассматривать ее как систему. С одной стороны, закрытую, относительно предмета своей деятельности, с другой стороны, открытую, входящую в общую систему управления и подверженную влиянию извне.

Методическая работа при системном рассмотрении предполагает изучение целей, задач, основных направлений и содержания деятельности педагогов, методов и форм работы с детьми, прогнозируемых результатов и средств их достижения. (Кульневич С.В.).

Во многом методические функции определяются особенностями образовательной парадигмы, в рамках которой действует образовательное учреждение, а также ролью педагога в педагогическом процессе. В гуманистических образовательных системах, к которым относятся современные дошкольные образовательные учреждения, методическая работа направлена, в первую очередь, на развитие и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности педагога, на социальную защиту воспитателей через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств.

Таким образом, методическая работа – это часть системы непрерывного образования, основанная на достижениях науки, передового педагогического опыта и конкретном анализе затруднений воспитателей система взаимосвязанных мер, направленных на развитие профессиональных компетенций и мастерства педагогов, творческого потенциала педагогического коллектива, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

При выстраивании системы методической работы необходимо включать ее в систему непрерывного образования в следующих направлениях:

1. По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является – формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Поэтому методическая работа в детском саду должна быть нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники, исполнительского искусства.

2. По отношению к педагогическому коллективу детского сада - методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

3. Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление направлений развития образовательной политики, внедрение достижений науки и передовой практики.

В каждом детском саду выстраивается система повышения квалификации педагогов через все групповые и индивидуальные формы методической работы на основе дифференцированного подхода.

Среди критериев результативности методической работы можно выделить качество воспитательно-образовательной работы, рост профессионализма и квалификации педагогов, рациональные затраты времени, рост творческой активности, удовлетворенность воспитателя своим трудом.

Руководство всей работой, в том числе и методической, осуществляет заведующий или руководитель образовательного учреждения, в состав которого входят группы (группа) для детей дошкольного возраста. Непосредственным организатором методической работы является старший воспитатель (заместитель руководителя), должностные обязанности которого связаны с выполнением функций по руководству работой воспитателей.

Организатор методической службы участвует в:

— подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;

— создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;

— формулировке социального заказа своему образовательному учреждению, выработке концепции его развития;

— стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы;

— создании имиджа образовательного учреждения среди населения;

— разработке образовательной программы;

— организации воспитательно-образовательной работы с детьми;

— развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала учреждения;

— развитии сотрудничества с другими детскими садами, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

Кроме этого, организатор методической службы планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса, предусматривая:

— предложения в годовой план работы;

— повышение квалификации педагогов;

— помощь педагогам в самообразовании;

— аттестацию педагогов;

— планирование образовательного процесса в группах детей;

— методическую помощь педагогам в осуществлении педагогического процесса;

— обмен опытом работы сотрудников образовательного учреждения;

— ознакомление педагогов с достижениями педагогической теории и практики;

— развитие преемственности дошкольного и школьного образования;

— совершенствование взаимодействия с родителями;

— комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;

— постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организует учебно-воспитательную, методическую работу:

— участвует в подготовке и проведении заседаний педагогического совета;

— проводит для воспитателей коллективные просмотры передового опыта, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;

— организует работу творческих групп;

— своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы;

— ведет картотеку издаваемой и представленной в методкабинете учебно-педагогической и методической литературы;

— комплектует, рекламирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т.п.;

— организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;

— проводит совместные мероприятия со школой;

— готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания;

— своевременно оформляет педагогическую документацию;

— формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.

Осуществляет контроль за работой воспитателей:

— систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;

— по графику посещает различные отрезки педагогического процесса в группах;

— следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

Организует взаимодействие в работе всех участников педпроцесса.

Регулярно проводит диагностику развития детей, оценивает готовность детей к школьному обучению.

Помогает педагогам в самообразовании.

Осуществляет взаимосвязь в работе детского сада, семьи, школы.

Профессиональная компетентность организатора методической работы складывается из нескольких компонентов, в том числе:

— наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности;

— наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями, осуществляемой в режиме диалога;

— готовности к совместному со всеми участниками педагогического процесса овладению социальным опытом;

— стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей;

— освоения культуры получения, отбора, воспроизведения, обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;

— наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности.

Выделение в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основных направлений развития детей (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое) требует наличия специалистов, способных оказать помощь воспитателям и родителям в их реализации с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка, обеспечивая комплексный подход к освоению образовательных областей, доступных дошкольнику. В должностные обязанности таких специалистов (музыкальный руководитель, педагог по физической культуре и др.) включены методические функции по отдельным направлениям. В образовательных учреждениях других типов, имеющих дошкольные группы, эти обязанности могут быть включены в должностные инструкции завуча начальной школы, учителей музыки, физкультуры, учителя-логопеда и т.д. В этом случае учителя должны пройти соответствующую профилю работы дополнительную подготовку в области дошкольного образования.

Организатор методической работы и соответствующие специалисты, осуществляющие функции, связанные с методической работой, объединяются в методическую службу образовательного учреждения. Методическая служба - подразделение образовательного учреждения, обеспечивающее комплекс условий, способствующих развитию профессиональной компетентности педагогов в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на уровне современных требований.

Целью методической службы является создание в образовательном учреждении организационно-педагогических условий для выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществления непрерывного образования педагогов, развития их творческого потенциала.

Основные задачи методической службы:

- оказание методической поддержки и необходимой помощи участникам педагогического процесса (педагогам, родителям (законным представителям) воспитанников и др.) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

- выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта;

- обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития воспитанников;

- определение содержания предметно-развивающей среды и учебно-методического оснащения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- организация педагогического мониторинга.

Непосредственное взаимодействие методическая служба осуществляет с психологической, медицинской службами, другими подразделениями, органами самоуправления образовательного учреждения. Методическая служба учреждения работает в тесной взаимосвязи с муниципальной методической службой, образовательными учреждениями дополнительного педагогического образования (повышения квалификации), средними и высшими профессиональными образовательными учреждениями, другими организациями, деятельность которых связана с разнообразными проблемами дошкольного детства, с учреждениями культуры и спорта, разнообразными общественными проектами. При планировании деятельности методической службы необходимо соблюдать принцип интеграции, избегать дублирования видов деятельности, осуществляемых другими подразделениями, органами самоуправления (например, педагогическим советом и т.п.).

В условиях видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений, состав методической службы определяется в зависимости от наличия в штатном расписании тех или иных должностей работников, в обязанности которых входят методические функции. При организации деятельности дошкольных групп в составе образовательных учреждений разных типов структура методической службы может объединять работников нескольких учреждений или функции методической службы образовательного учреждения могут полностью делегироваться методической службе муниципалитета.

Организационная структура методической службы может быть линейной, линейно-функциональной, матричной. Для линейной структуры характерно наличие двух или более иерархических уровней управления, на каждом из которых руководителю подчиняется группа сотрудников. Отношения между руководителем и подчиненными строятся по принципу единоначалия. Руководители наделяются полномочиями решать любые вопросы, возникающие в деятельности подчиненной ему группы. В линейно-функциональной организационной структуре управления наряду с иерархией линейного руководства существуют функциональные подразделения, которые специализируются на выполнении определенных видов управленческих действий и которые могут принимать решения относительно ограниченного круга специальных вопросов. Организационная структура матричного типа может возникать при одновременной реализации многих проектов. Один и тот же сотрудник может одновременно входить в разные проектные, творческие группы и подчиняться нескольким руководителям проектов, не имеющих административных полномочий. Создание матричной структуры позволяет существенно повысить гибкость управления. Структуры этого типа предъявляют высокие требования к профессионализму руководителя и зрелости коллектива.

От типа организационной структуры методической службы зависит ее эффективность.

Выделяются два основных блока работы методической службы:

- деятельность по управлению педагогическим процессом (обеспечение и контроль выполнения образовательной программы, организация работы педагогов, оказание методической помощи);

- методическое обеспечение педагогического процесса.

Первое направление связано с реализацией основных функций управления.

 

Таблица 1.

Содержание деятельности методической службы по управлению педагогическим процессом

Содержание деятельности
Организация системы сбора, обработки, анализа, доведения до сведения педагогов информации (внешней и внутренней), необходимой для организации педагогического процесса; формирование банка данных о развитии профессиональных компетенций педагогов, передовом педагогическом опыте, новых педагогических технологиях, ходе реализации образовательной программы и т.д.
Участие в определении перспективных и текущих целей, задач, на диагностической основе уточнение направлений методической работы, использование дифференцированного подхода в работе с педагогами, обеспечение условий для ознакомления с передовым педагогическим опытом, проявления инициативы и творчества.
Прогнозирование развития педагогического процесса, предметно-развивающей среды, педагогического коллектива, помощь в выстраивании индивидуальной образовательной траектории педагогов. Участие в разработке программы развития ДОУ, создании образовательной программы, годового плана, перспективного и текущего плана повышения квалификации педагогов.
Обеспечение условий для выполнения образовательной программы, годового плана, программы развития ДОУ. Участие в расстановке педагогических кадров, в разработке должностных инструкций. Организация форм методической работы, взаимодействия всех участников педагогического процесса, временных творческих коллективов. Подготовка и организация аттестации педагогов. Подготовка вопросов для обсуждения на педагогическом совете, создание условий для выполнения его решений. Установление связей и сотрудничества с муниципальной методической службой, другими социальными институтами.
Организация педагогической диагностики участников педпроцесса, педагогический мониторинг, контроль реализации образовательной программы, экспертная оценка качества воспитательно-образовательной работы, состояния предметно-развивающей среды.
Обеспечение оперативной помощи педагогам, инструктирование, консультирование. Внесение коррекции в образовательную программу, ход педагогического процесса, расстановку педагогических кадров и т.д.
Создание условий для открытости содержания работы образовательного учреждения для социума (через Интернет, кабельное телевидение, местную периодическую печать и др.)

 

Второй блок предполагает конкретную деятельность, обеспечивающую условия для реализации педагогического процесса на качественном уровне, выполнения образовательной программы дошкольного образования совместными усилиями всех участников педагогического процесса.

Таблица 2.

Деятельность методической службы по методическому обеспечению педагогического процесса

Повышение квалификации педагогов Работа методического кабинета Работа с педагогическим опытом Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников Преемственность в работе воспитателей и учителей начальной школы
Направление педагогов на повышение квалификации в различных формах. Создание условий и контроль успеваемости педагогов, обучающихся на курсах, семинарах, в колледжах, вузах. Организация и контроль самообразования воспитателей. Организация работы с молодыми специалистами, воспитателями, не имеющими профильного образования. Изучение знаний воспитателями содержания образовательной программы, владение технологиями ее реализации. Изучение представлений педагогов о состоянии и перспективных направлениях развития системы дошкольного образования, новинках методической литературы и др.   Установление связи с методическими службами на муниципальном, региональном уровнях. Организация сотрудничества с другими социальными институтами. Анализ состояния и результативности методической работы, определение ее цели, задач, форм, содержания. Совместно с председателем педагогического совета планирование, подготовка и организация его работы, проверка эффективности принятых решений. Планирование, подготовка и проведение педагогических чтений, конференций. Оснащение, оформление методического кабинета. Подбор, экспертиза и организация приобретения литературы и методических материалов. Приобретение, систематизация и обработка дидактических средств для работы с детьми. Обобщение материалов из опыта работы воспитателей. Организация постоянных и временных выставок для педагогов, родителей, населения. Определение направлений работы с педагогическим опытом, обоснование ее цели, содержания, форм и методов ее осуществления, оценка результативности. Организация разработки и использования инновационных дидактических и методических материалов. Планирование и проведение открытых просмотров работы педагогов. Оказание помощи воспитателям в работе по изучению, обобщению, презентации передового опыта, оформлении конспектов, дневниковых записей, докладов, статей. Подготовка воспитателей к выступлениям. Оформление наглядного материала, отражающего результаты опытной педагогической работы, внедрения инноваций. Оказание помощи воспитателям в планировании и проведении работы с родителями. Консультирование воспитателей при подготовке к групповым родительским собраниям. Организация родительских конференций, семинаров, различных совместных мероприятий образовательного учреждения и семей и др. Организация работы по подбору материалов к тематическим выставкам, газетам для родителей. Организация дней открытых дверей. Организация консультативной и методической помощи родителям, дети которых не посещают дошкольные образовательные учреждения.   Организация и проведение совместных методических объединений. Организация взаимопосещений воспитателей и учителей. Анализ готовности детей к школьному обучению. Организация участия учителей в заседаниях педагогического совета, родительских собраниях. Организация совместных мероприятий детского сада и школы. Организация консультативной и методической помощи родителям по проблеме подготовки детей к обучению в школе. Организация групп предшкольной подготовки для детей, не посещающих детский сад.

Как у любого подразделения, деятельность методической службы регулируется соответствующими документами, имеющими характер локальных нормативных актов, создаваемых на основе существующей нормативно-правовой базы.

В современных условиях назревшей необходимостью является разработка Типовых рекомендаций об организации и содержании деятельности методической службы образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Необходим организационный документ, устанавливающий порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы методической службы образовательных учреждений различных типов и видов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В нем должны быть представлены разделы: общая часть (общие положения); цель, задачи, содержание и организация деятельности; права и ответственность; взаимосвязи с другими подразделениями, организациями; делопроизводство (документация).

В разделе «Общая часть (общие положения)» должно быть определено место методической службы в системе функционирования образовательного учреждения, указано, кем она возглавляется и кому подчиняется, кто входит в ее состав, определены ее полномочия, степень самостоятельности и др.

Раздел «Основные задачи» определяет цель и задачи деятельности методической службы. В разделе «Функции и содержание деятельности» содержится перечень функций, с конкретизацией работ в зависимости от специфики образовательной деятельности учреждения. В разделе «Права и ответственность» определяются права методической службы и ответственность за качественное выполнение поставленных задач. Раздел «Организация деятельности» определяет порядок создания, реорганизации и ликвидации службы, ее отчетность, регламентацию создания и работы временных творческих коллективов, рабочих групп и другие вопросы. В разделе «Взаимосвязи с другими подразделениями, организациями» устанавливаются взаимосвязи методической службы с другими подразделениями образовательного учреждения (психологической, медицинской службами и др.), органами самоуправления, а также сторонними организациями, учреждениями и т.д., сотрудничество с которыми помогает решать поставленные задачи. В разделе«Документация» фиксируется документация, ведение которой возложено на методическую службу.

К рекомендуемой документации методической службы можно отнести:

1. Локальный акт, созданный на основе Типовых рекомендаций об организации и содержании деятельности методической службы образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Циклограмма работы педагогов, отражающая осуществление ими методических функций.

2. Банк данных о педагогических работниках.

3. Годовой план работы. Тематический план методических мероприятий на месяц. Тетрадь посещений групп. Справки тематического контроля. Перспективный план повышения квалификации и аттестации педагогов.

4. Результаты педагогических мониторингов.

5. Журнал учета индивидуальных и групповых консультаций и выдачи методической литературы и пособий..

6. Протоколы методических мероприятий.

Основное содержание работы методической службы связано с организацией разнообразных форм методической работы с воспитателями и оказанием консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Методическая работа основывается на основных методологических подходах к управлению: системном, функциональном, ситуационном, исследовательском, дифференцированном и др.

Системный подход предполагает взаимосвязь отдельных форм методической работы между собой, поступательность движения в формировании профессиональных знаний, умений, навыков педагогов, опору на предшествующий опыт. Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, необходимо учитывать их оптимальное сочетание между собой. Структура методической работы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе, что лежит в основе ситуационного подхода. Функциональный (процессный) подход определяет, что организация методической работы строится на основе управленческого цикла: ее цель определяется на основе сбора информации (педагогический анализ), формы, методы, средства обучения отвечают потребностям и особенностям всей системы, а также субъектов обучения, необходимым условием является результативность работы, контроль достижения поставленной цели, педагогический анализ и постановка новой цели. Дифференцированный подход предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на группы педагогов, которые выделяются руководителем по сходным индивидуальным, личностным качествам. Исследовательский предусматривает построение методической работы на диагностической основе, следуя логике построения исследовательской деятельности (констатация, формирование, обсуждение результата).

Существуют две взаимосвязанные группы форм методической работы: групповые формы (семинары, семинары-практикумы, консультации, коллективные просмотры педагогического процесса, методические выставки, деловые игры и т.д.) и индивидуальные формы. В рамках различных форм находят применение многообразные методы работы с кадрами. Под формой принято понимать устройство, структуру, систему организации чего-либо, а под методом – способ познания, достижения цели, осуществления чего-либо.

Педагогический совет является постоянно действующим органом самоуправления, выразителем коллективной педагогической мысли, своеобразной школой мастерства и трибуной педагогического опыта. Главными задачами педсовета являются: объединение усилий педагогов в целях улучшения воспитания и обучения детей; внедрения в практику конкретного дошкольного образовательного учреждения достижений педагогической науки и передового опыта; сплочение коллектива; разъяснение каждому педагогу его роли и места в структуре деятельности педагогического коллектива. Участие в педагогическом совете способствует развитию творческой активности каждого его участника, помогает в решении задач, стоящих перед образовательным учреждением в целом и перед каждым воспитателем в отдельности. Тематика педагогических советов определена в годовом плане дошкольного учреждения, однако, подготовка к проведению педсовета предполагает расширение, уточнение повестки в соответствии с требованиями текущего момента. В связи с этим возрастает роль методической службы в разработке плана педсовета, подготовке вопросов, выносимых на обсуждение, сценария проведения заседания, разработке проектов решений. Распределение тем основных докладов, содокладов, сообщений, отчетов воспитателей на педагогических советах проводится и планируется до начала учебного года с тем, чтобы воспитатели смогли заранее подобрать, изучить необходимую литературу, преломить полученные знания.

Семинары - это групповые занятия педагогов по определенному плану под руководством опытных педагогов, специалистов, проводимые с целью глубокого и всестороннего изучения той или иной проблемы. Тематика семинаров определяется потребностью педагогов в повышении теоретического уровня по какому-либо конкретному вопросу, а также связана с задачами годового плана, с целями программы развития образовательного учреждения. Проведение семинаров особенно необходимо в коллективах, состоящих из преобладающего большинства начинающих педагогов, а также в случаях серьезных затруднений воспитателей в реализации какой-либо конкретной программной задачи. На семинаре наряду с общетеоретическими могут рассматриваться и практические вопросы, целесообразно обсуждать опыт работы участвующих в нем воспитателей. Руководителем семинара может быть заведующий или старший воспитатель, приглашенные специалисты. Важно продумать способы включения всех участников семинара в обсуждаемые темы.

Используются также семинары-практикумы, цель которых – научить воспитателей определенным практическим умениям. В совершенствовании практических умений и навыков педагогов эта форма работы наиболее эффективна, так как здесь рассматриваются важнейшие вопросы конкретной работы с детьми: разработка системы занятий по осуществлению определенной программной задачи; отбор системы дидактических игр, изготовление их, разработка их вариантов и правил; изготовление наглядных пособий; использование наиболее эффективных приемов и методов работы по реализации конкретных программных задач (обучение измерительной деятельности, обучение решению задач, обучение порядковому счету и т. п.). Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана. Руководителями этой формы методической работы могут быть люди, хорошо владеющие необходимыми навыками (педагог по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог, хорошо работающий по развитию художественной деятельности детей и т.д.). В семинары-практикумы включаются практические задания: воспитатели могут показать в действии приемы и методы работы, которые затем обсуждаются и анализируются. Эта форма методической работы предполагает также и отработку тех или иных методов работы без участия детей («ролевые игры»).

Коллективные просмотры педагогического процесса организуются с целью изучения наиболее эффективных приемов и методов работы лучших педагогов. Тематика и содержание коллективных просмотров непосредственно образовательной деятельности; образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей определяются вопросами, выносимыми на обсуждение педагогического совета или в связи с изучением и внедрением передового педагогического опыта. Но вместе с тем они не должны нарушать систему работы по выполнению определенных программных задач. Эффективным может быть использование видеозаписи педагогического процесса. Это особенно важно для начинающих педагогов, испытывающих определенные трудности. Такие просмотры помогают проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать соучастником творческого педагогического процесса.

Из разнообразных форм методической работы особенно важна такая форма, как консультирование педагогов. Консультациимогут проводиться по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики и методик, по заявкам воспитателей и т.д. Коллективные консультации для воспитателей проводятся с целью обогащения их теоретическими знаниями и практически

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...