Специфика работы методической службы образовательного учреждения с учетом различных моделей соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Представленные выше направления, содержание и формы работы методической службы характерны для первой модели соотношения частей программы, в которой представлена только обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Особенности работы методической службы с учетом второй модели, в которой сочетается обязательная часть программы + часть, формируемая участниками образовательного процесса с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таких как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, связаны со спецификой реализации приоритетных направлений. Содержание вариативной части программы оказывает влияние на штатное расписание, в частности на включение в штаты педагогов, реализующих конкретное направление (например, педагог по развитию и коррекции детской речи, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования, библиотекарь и т.д. при реализации познавательно-речевого направления) и выполняющих методические функции. Увеличение числа таких специалистов может повлиять на структуру методической службы. Для данной модели предпочтительно выстраивание линейно-функциональной или смешанной (линейно-функциональной и матричной) структуры. Содержание деятельности методической службы, ее задачи должны быть уточнены и дополнены в соответствии с реализацией приоритетных направлений. Необходимо уточнить направления взаимодействия и сотрудничества методической службы с другими социальными институтами в соответствии с заявленным приоритетом. В третьей модели, представленной обязательной частью программы + частью, формируемой участниками образовательного процесса с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях необходимо предусмотреть тесное взаимодействие дошкольных учреждений (групп) с начальной школой. Так как данная модель может быть реализована во всех видах общеобразовательных школ, то в состав методической службы могут войти учителя и (или) завуч начальной школы, прошедшие повышение квалификации, переподготовку в сфере дошкольного образования. Возможно включение дошкольной методической группы в методическую службу общеобразовательной школы, а также другие варианты. При этом необходимо наладить взаимодействие с другими общеобразовательными учреждениями, имеющими дошкольные группы, дошкольными учреждениями для организации коллективных просмотров педагогического процесса, взаимопосещений, совместных семинаров и других форм методической работы. Возможно создание гибкой открытой структуры методической службы на базе нескольких учреждений, работающих с группами детей дошкольного возраста в направлении обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.
Для данной модели предпочтительно выстраивание матричной организационной структуры, предусматривающей временные объединения (рабочие группы, творческие коллективы, консилиумы и др.) для решения стоящих перед дошкольными группами (группой) задач. Содержание деятельности методической службы, ее задачи должны быть уточнены и дополнены в соответствии с реализацией приоритетных направлений. Четвертая модель - обязательная часть программы + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур. Для данной модели существенным является взаимодействие с медицинским персоналом, который берет на себя часть методических функций (консультирование, участие в педагогических советах, проведение практикумов и мастер-классов, работа с родителями и др.). В состав методической службы могут быть включены специалисты (специалист по лечебной физкультуре, инструктор по физкультуре и др.), деятельность которых связана как с образовательной деятельностью, так и лечебными, профилактическими мероприятиями. Организационная структура методической службы может быть представлена одной из трех обозначенных выше моделей или их сочетанием (линейная, линейно-функциональная, матричная структуры). Содержание деятельности методической службы, ее задачи должны быть уточнены и дополнены в соответствии с реализацией приоритетных направлений. Необходимо налаживание взаимодействия и сотрудничества методической службы с различными медицинскими учреждениями (диспансерами, центрами здоровья и др.), социальными службами и т.д.
Пятая модель - только обязательная часть программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии. Для методической службы, работающей с данной моделью, характерно наличие достаточно четко выделенных функциональных подразделений, связанных с организацией педагогического процесса, медицинской работой, психологической службой и коррекционно-развивающей деятельностью. В этом случае, оптимальным является сочетание линейно-функциональной и матричной организационных структур с установлением вертикальных и горизонтальных связей между представителями разных служб и наличие временных объединений сотрудников для решения поставленных задач. Содержание деятельности методической службы, ее задачи должны быть уточнены и дополнены в соответствии с реализацией приоритетных направлений и устремлены на координацию усилий функциональных подразделений для выполнения основной образовательной программы дошкольного образования (конкретизированной в Примерной программе коррекционной направленности). Необходимо налаживание взаимодействия и сотрудничества методической службы с различными медицинскими учреждениями (диспансерами, центрами здоровья и др.), социальными службами, общественными объединениями, организациями, занимающимися решением проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья и т.д.
Шестая модель - обязательная часть программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии + часть, формируемая участниками образовательного процесса с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, а также по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях. Для данной модели методической службы характерно наличие достаточно четко выделенных функциональных подразделений, связанных с организацией педагогического процесса, медицинской работой, психологической службой и коррекционно-развивающей деятельностью. При этом наличествуют и педагоги, обеспечивающие приоритетное направление (направления) воспитания и обучения детей. В этом случае, также оптимальным является сочетание линейно-функциональной и матричной организационных структур с установлением вертикальных и горизонтальных связей между представителями разных служб и наличие временных объединений сотрудников для решения поставленных задач. Содержание деятельности методической службы, ее задачи должны быть уточнены и дополнены в соответствии с реализацией приоритетных направлений и устремлены на координацию работы функциональных подразделений, выработку единых принципов воспитания и обучения детей на диагностической основе, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса. Необходимо налаживание сотрудничества методической службы с различными медицинскими учреждениями (диспансерами, центрами здоровья и др.), социальными службами, общественными объединениями, организациями, занимающимися решением проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья, тесное взаимодействие с общеобразовательными учреждениями разных типов и видов, в том числе со специальными (коррекционными) и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|