Системы экологического менеджмента
Стр 1 из 3Следующая ⇒ РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации»
К О Н Ц Е П Ц И Я РАЗВИТИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН До 2015 года
Астана Содержание
Введение
Развитие рыночной экономики в Казахстане определило новые приоритеты развития производства: повышение конкурентоспособности производимой в Казахстане продукции; осуществление перехода от добывающей промышленности к перерабатывающей; удовлетворение растущих потребностей населения; создание системы обеспечения безопасности потребляемой продукции. В связи с этим возникла необходимость использования нового подхода к решению вышеназванных задач. Решение проблем обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, безопасности отечественной продукции, расширения экспорта казахстанской продукции на зарубежныерынки сфокусировалось на достижении высокого уровня качества продукции, внедрении современных систем менеджмента.
В индустриально развитых странах уже давно интенсивная конкуренция и технологическое усложнение производства сделали внедрение и поддержание современных систем менеджмента крайне необходимыми. Исходными предпосылками разработки Концепции являются: 1) необходимость повышения конкурентоспособности казахстанских предприятий; 2) создание условий для интеграции казахстанской экономики в мировую экономику; 3) обеспечение баланса интересов государственных органов, производителей, общественных организаций и потребителей в условиях мобильного рынка.
Миссия Объединение усилий органов власти, предприятий и организаций, в том числе общественных, а также граждан для содействия решению задач в области качества и конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, активизация деятельности по созданию и применению Систем Менеджмента, соответствующих требованиям международных стандартов, постоянного совершенствования этой деятельности на период до 2015 года.
Стратегические задачи
1) Увеличение числа предприятий и организаций Республики Казахстан, использующих мировой опыт внедрения современных систем менеджмента, в том числе интегрированной системы. 2) Оказание помощи предприятиям в разработке и внедрении современных систем менеджмента. 3) Совершенствование системы подготовки и аттестации экспертов аудиторов по системам менеджмента. 4) Развитие и совершенствование механизмов поощрения достижений в области качества и конкурентоспособности отечественной продукции
Мировой опыт внедрения систем менеджмента Большую роль в понимании проблем современного менеджмента играют стандарты систем менеджмента нового поколения. На сегодняшний день имеется целый ряд международных стандартов, касающихся разработки и внедрения современных систем менеджмента в организациях любых размеров, видов деятельности и форм собственности – МС ISO 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования», МС ISO 14001:2004 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению», OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда», МС ISO 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции.Требования к любым организациям в продуктовой цепи», МС SА 8000:2001 «Социальная ответственность», МС ISO 17025:1999 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», МС ISO/ТS 16949:2002 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях производящих соответствующие запасные части», МС ISO/TS 29001:2003 «Системы менеджмента качества. Нефтяные, нефтехимические и газовые отрасли промышленности. Отчёт центрального секретариата ISO о сертификации систем менеджмента качества (по состоянию на конец 2006 года) показывает, что сертификация СМК на соответствие МС ISO 9001 по прежнему востребована во всём мире и число сертифицированных компаний неуклонно возрастает. Системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO серии 9000 Наибольшую популярность и признание в мире получили системы менеджмента качества, соответствующие требованиям ISO серии 9000. Первая версия этих стандартов была принята в 1987 году и, начиная с этого времени стандарты ISO серии 9000 на системы менеджмента качества - самые внедряемые в мире. Идеология менеджмента качества заключается в постоянном и систематическом управлении всеми процессами производства продукции (оказания услуг) компанией, основной целью которой является удовлетворение действующих и ожидаемых потребностей потребителей, при участии всех сотрудников компании и лидирующей роли руководства компании в менеджменте качества Сравнительные данные о количестве выданных сертификатов по МС ISO 9001 приведены в таблице 1.
Таблица 1
В странах дальнего зарубежья системы менеджмента качества широко внедряются на малых предприятиях. Так, в Австралии, где зарегистрировано почти 17 тыс. сертификатов соответствия по стандарту ISO 9001, в подавляющем большинстве это малые предприятия: производство, сфера обслуживания, органы государственного и муниципального управления. В Китае сертификаты соответствия требованиям стандарта ISO 9001 имеют даже дошкольные учреждения. Системы экологического менеджмента Идея экологического менеджмента – поддержание мер по охране окружающей среды и предотвращению загрязнения окружающей среды при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями общества. Системы экологического менеджмента обращены к потребностям, касающимся охраны окружающей среды, широкого круга заинтересованных сторон. До конца декабря 2006 г. в мире было выдано не менее 129199 сертификатов ISO 14001:2004 в 140 странах и экономических системах. Итоги 2006 г. показывают увеличение на 18037 (+16 %) по сравнению с 2005 г., когда общая сумма составляла 111 162 – в 138 странах и экономических системах.
Таблица 2 - ISO 14001:2004 Главные результаты
Иные системы менеджмента В области менеджмента охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний действует стандарт OHSAS 18001:2007 - «Системы менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда», Руководство по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 ILO-OSH 2001 и ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ Системы управления охраной труда. Общие требования ILO-OSH 2001». Объектом управления в данной системе является деятельность служб и структурных подразделений предприятий по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных подразделениях и в организации в целом.
Основные положения систем управления в области социальной ответственности установлены в стандарте SA 8000-2001 – «Социальная ответственность». Социальный аспект современного менеджмента определяют такие факторы, как ущемление прав национальных меньшинств и женщин, эксплуатация детского труда, вовлеченность в формирование местной национальной общественной политики, проблемы отношений с профессиональными союзами, а также вопросы оплаты и условий труда, гигиены и техники безопасности. Для пищевых предприятий в мировой практике применяется система анализа рисков и контрольных критических точек (НАССР), основные положения которой установлены международным стандартом ISO 22000-2005. Внедрение системы НАССР основано на систематической идентификации, оценке и управлении опасными факторами, влияющими на безопасность пищевой продукции и устанавливает требования ко всем организациям в цепи производства и потребления пищевых продуктов. К ним относятся предприятия, начиная от производителей кормов и сырья, изготовителей пищевых продуктов, транспортирующих и хранящих пищевые продукты, субподрядчиков до магазинов розничной торговли и предприятий общественного питания, вместе с такими взаимосвязанными организациями, как производители оборудования, упаковочных материалов, моющих средств, пищевых добавок и ингредиентов. Внедрение системы HACCP для пищевых предприятий европейских стран закреплено законодательно. Внедрение систем менеджмента в области охраны труда и социальной ответственности не так широко представлено в мировой практике, как внедрение систем менеджмента качества на основе ISO 9001 или экологического менеджмента в соответствии со стандартом ISO 14001. Однако фирмы-мировые лидеры на рынке, такие как «ФОРД», «Мерседес», «Сименс» и другие внедрили указанные системы менеджмента. Особые требования по применению ISO 9001:2000 для автомобильной продукции и релевантных организаций показывают, чтобыло выдано не менее 27999 сертификатов ISO/ТS 16949:2002 в 78 странах и экономических системах. В отчете по итогам 2006 года, предоставленным IATF (Международная Специальная Автомобильная Группа) показано увеличение на 10952 (+64 %) по сравнению с 2005 г., когда сумма составляла 17047 сертификатов в 80 странах и экономических системах. Таблица 3 - ISO/ТS 16949:2002 Главные результаты
В 2004 году впервые центральным секретариатом ISO был проведен обзор регистрации сертификатов ISO 13485:2003 «Медицинское оборудование. Системы менеджмента качества. Требования к регулятивным целям». До конца декабря 2006 г. было выдано не менее 8175 сертификатов ISO 13485:2003 в 82 странах и экономических системах. Итоги 2006 г. показывают увеличение на 3110 (+61 %) по сравнению с 2005 г., когда сумма составляла 5065 - в 67 странах и экономических системах. Таблица 4 - ISO 13485:2003 Главные результаты
В 2006 году впервые была проведена регистрация сертификатов ISO/IEC 27001:2005«Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования». Проведенный анализ по выданным сертификатам показал, что до конца декабря 2006 г. было выдано не менее 5797 сертификатов ISO/IEC 27001:2005 в 64 странах и экономических системах.
Таблица 5 - ISO/IEC 27001:2005 Главные результаты
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|