Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системы экологического менеджмента




РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации»

 

К О Н Ц Е П Ц И Я

РАЗВИТИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

До 2015 года

 

 

Астана

Содержание

  Введение  
1. Миссия  
2. Стратегические задачи  
3. Мировой опыт внедрения Систем Менеджмента  
3.1 Системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO серии 9000  
3.2 Системы экологического менеджмента  
3.3 Иные системы менеджмента  
4. Оценка состояния работ по внедрению систем менеджмента качества в Республике Казахстан  
4.1 Анализ текущего состояния  
4.2 SWOT – АНАЛИЗ  
5. Стратегия действий  
5.1 Развитие систем менеджмента качества в Республике Казахстан  
5.2 Внедрение отдельных систем менеджмента  
5.3 Интегрированные системы менеджмента  
5.3.1 Интегрированные системы менеджмента  
5.3.2 Значение интегрированных систем менеджмента  
5.3.3 Внедрение интегрированных систем менеджмента  
5.3.4 Основные положения концепции интегрированной системы менеджмента предприятия (организации)  
6. Основные направления реализации Концепции  
  Заключение  

Введение

 

Развитие рыночной экономики в Казахстане определило новые приоритеты развития производства: повышение конкурентоспособности производимой в Казахстане продукции; осуществление перехода от добывающей промышленности к перерабатывающей; удовлетворение растущих потребностей населения; создание системы обеспечения безопасности потребляемой продукции.

В связи с этим возникла необходимость использования нового подхода к решению вышеназванных задач. Решение проблем обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, безопасности отечественной продукции, расширения экспорта казахстанской продукции на зарубежныерынки сфокусировалось на достижении высокого уровня качества продукции, внедрении современных систем менеджмента.

В индустриально развитых странах уже давно интенсивная конкуренция и технологическое усложнение производства сделали внедрение и поддержание современных систем менеджмента крайне необходимыми.

Исходными предпосылками разработки Концепции являются:

1) необходимость повышения конкурентоспособности казахстанских предприятий;

2) создание условий для интеграции казахстанской экономики в мировую экономику;

3) обеспечение баланса интересов государственных органов, производителей, общественных организаций и потребителей в условиях мобильного рынка.

 

Миссия

Объединение усилий органов власти, предприятий и организаций, в том числе общественных, а также граждан для содействия решению задач в области качества и конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, активизация деятельности по созданию и применению Систем Менеджмента, соответствующих требованиям международных стандартов, постоянного совершенствования этой деятельности на период до 2015 года.

 

Стратегические задачи

 

1) Увеличение числа предприятий и организаций Республики Казахстан, использующих мировой опыт внедрения современных систем менеджмента, в том числе интегрированной системы.

2) Оказание помощи предприятиям в разработке и внедрении современных систем менеджмента.

3) Совершенствование системы подготовки и аттестации экспертов аудиторов по системам менеджмента.

4) Развитие и совершенствование механизмов поощрения достижений в области качества и конкурентоспособности отечественной продукции

Мировой опыт внедрения систем менеджмента

Большую роль в понимании проблем современного менеджмента играют стандарты систем менеджмента нового поколения.

На сегодняшний день имеется целый ряд международных стандартов, касающихся разработки и внедрения современных систем менеджмента в организациях любых размеров, видов деятельности и форм собственности – МС ISO 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования», МС ISO 14001:2004 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению», OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда», МС ISO 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции.Требования к любым организациям в продуктовой цепи», МС SА 8000:2001 «Социальная ответственность», МС ISO 17025:1999 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», МС ISO/ТS 16949:2002 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях производящих соответствующие запасные части», МС ISO/TS 29001:2003 «Системы менеджмента качества. Нефтяные, нефтехимические и газовые отрасли промышленности.

Отчёт центрального секретариата ISO о сертификации систем менеджмента качества (по состоянию на конец 2006 года) показывает, что сертификация СМК на соответствие МС ISO 9001 по прежнему востребована во всём мире и число сертифицированных компаний неуклонно возрастает.

Системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO серии 9000

Наибольшую популярность и признание в мире получили системы менеджмента качества, соответствующие требованиям ISO серии 9000. Первая версия этих стандартов была принята в 1987 году и, начиная с этого времени стандарты ISO серии 9000 на системы менеджмента качества - самые внедряемые в мире.

Идеология менеджмента качества заключается в постоянном и систематическом управлении всеми процессами производства продукции (оказания услуг) компанией, основной целью которой является удовлетворение действующих и ожидаемых потребностей потребителей, при участии всех сотрудников компании и лидирующей роли руководства компании в менеджменте качества

Сравнительные данные о количестве выданных сертификатов по МС ISO 9001 приведены в таблице 1.

Таблица 1

Мировые результаты     Дек 2002   Дек 2003   Дек 2004   Дек 2005   Дек 2006
Мировые итоги          
Мировой рост          
Количество стран/экономических систем          

В странах дальнего зарубежья системы менеджмента качества широко внедряются на малых предприятиях. Так, в Австралии, где зарегистрировано почти 17 тыс. сертификатов соответствия по стандарту ISO 9001, в подавляющем большинстве это малые предприятия: производство, сфера обслуживания, органы государственного и муниципального управления. В Китае сертификаты соответствия требованиям стандарта ISO 9001 имеют даже дошкольные учреждения.

Системы экологического менеджмента

Идея экологического менеджмента – поддержание мер по охране окружающей среды и предотвращению загрязнения окружающей среды при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями общества. Системы экологического менеджмента обращены к потребностям, касающимся охраны окружающей среды, широкого круга заинтересованных сторон.

До конца декабря 2006 г. в мире было выдано не менее 129199 сертификатов ISO 14001:2004 в 140 странах и экономических системах.

Итоги 2006 г. показывают увеличение на 18037 (+16 %) по сравнению с 2005 г., когда общая сумма составляла 111 162 – в 138 странах и экономических системах.

 

Таблица 2 - ISO 14001:2004 Главные результаты

  Мировые результаты   Декабрь 2005   Декабрь 2006
  Из которых итоги по 14001:2004
Мировые итоги      
Мировой рост      
Количество стран/экономических систем      

Иные системы менеджмента

В области менеджмента охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний действует стандарт OHSAS 18001:2007 - «Системы менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда», Руководство по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 ILO-OSH 2001 и ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ Системы управления охраной труда. Общие требования ILO-OSH 2001». Объектом управления в данной системе является деятельность служб и структурных подразделений предприятий по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных подразделениях и в организации в целом.

Основные положения систем управления в области социальной ответственности установлены в стандарте SA 8000-2001 – «Социальная ответственность».

Социальный аспект современного менеджмента определяют такие факторы, как ущемление прав национальных меньшинств и женщин, эксплуатация детского труда, вовлеченность в формирование местной национальной общественной политики, проблемы отношений с профессиональными союзами, а также вопросы оплаты и условий труда, гигиены и техники безопасности.

Для пищевых предприятий в мировой практике применяется система анализа рисков и контрольных критических точек (НАССР), основные положения которой установлены международным стандартом ISO 22000-2005.

Внедрение системы НАССР основано на систематической идентификации, оценке и управлении опасными факторами, влияющими на безопасность пищевой продукции и устанавливает требования ко всем организациям в цепи производства и потребления пищевых продуктов. К ним относятся предприятия, начиная от производителей кормов и сырья, изготовителей пищевых продуктов, транспортирующих и хранящих пищевые продукты, субподрядчиков до магазинов розничной торговли и предприятий общественного питания, вместе с такими взаимосвязанными организациями, как производители оборудования, упаковочных материалов, моющих средств, пищевых добавок и ингредиентов.

Внедрение системы HACCP для пищевых предприятий европейских стран закреплено законодательно.

Внедрение систем менеджмента в области охраны труда и социальной ответственности не так широко представлено в мировой практике, как внедрение систем менеджмента качества на основе ISO 9001 или экологического менеджмента в соответствии со стандартом ISO 14001. Однако фирмы-мировые лидеры на рынке, такие как «ФОРД», «Мерседес», «Сименс» и другие внедрили указанные системы менеджмента.

Особые требования по применению ISO 9001:2000 для автомобильной продукции и релевантных организаций показывают, чтобыло выдано не менее 27999 сертификатов ISO/ТS 16949:2002 в 78 странах и экономических системах. В отчете по итогам 2006 года, предоставленным IATF (Международная Специальная Автомобильная Группа) показано увеличение на 10952 (+64 %) по сравнению с 2005 г., когда сумма составляла 17047 сертификатов в 80 странах и экономических системах.

Таблица 3 - ISO/ТS 16949:2002 Главные результаты

Мировые результаты Дек 2004 Дек 2005 Дек 2006
Мировые итоги      
Мировой рост      
Количество стран/экономических систем      

 

В 2004 году впервые центральным секретариатом ISO был проведен обзор регистрации сертификатов ISO 13485:2003 «Медицинское оборудование. Системы менеджмента качества. Требования к регулятивным целям». До конца декабря 2006 г. было выдано не менее 8175 сертификатов ISO 13485:2003 в 82 странах и экономических системах. Итоги 2006 г. показывают увеличение на 3110 (+61 %) по сравнению с 2005 г., когда сумма составляла 5065 - в 67 странах и экономических системах.

Таблица 4 - ISO 13485:2003 Главные результаты

Мировые результаты Дек 2004 Дек 2005 Дек 2006
Мировые итоги      
Мировой рост      
Количество стран/экономических систем      

 

В 2006 году впервые была проведена регистрация сертификатов ISO/IEC 27001:2005«Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования».

Проведенный анализ по выданным сертификатам показал, что до конца декабря 2006 г. было выдано не менее 5797 сертификатов ISO/IEC 27001:2005 в 64 странах и экономических системах.

 

Таблица 5 - ISO/IEC 27001:2005 Главные результаты

  Мировые результаты     Декабрь 2006
Мировые итоги  
Мировой рост  
Количество стран/экономических систем  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...