Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образец оформления Содержания представлен в Приложении Г.




Во введении дается обоснование выбора темы работы, характеризуются ее значение и актуальность, степень изученности (разработанности) проблемы в отечественной и зарубежной психологии, формулируется цель исследования, определяются объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, указывается, какие методы применялись для достижения поставленных целей и задач, какова структура работы. Образец оформления введения представлен в Приложении Д.

Перечисленные компоненты (тема, актуальность, проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования) условно называют методологическим аппаратом исследования. Методологический аппарат курсовой работы – одна из ее наиболее важных частей.

В любом исследовании постановка проблемы является исходным пунктом. Проблема должна быть заложена в самом названии темы курсовой работы. Проблема – это неизученные или слабоизученные особенности, стороны, модели, составляющие разных видов явлений, представляющих интерес как для науки, так и для практики.

Исследовательские проблемы можно разделить на две группы: «описательные» – направлены на описание определенной ситуации, на поиск (выявление) каких‑то важных факторов; и «причинные» – позволяют ответить на вопрос «почему?», выяснить причину какого‑то явления, обосновать взаимосвязи каких‑либо факторов. Вторая группа проблем является наиболее сложной, прежде всего с позиции эмпирической доказательности.

При написании курсовой работы можно ограничиться так называемыми «учебными » проблемами, то есть достаточно исследованными с точки зрения науки, но интересными для студента с позиции познания нового в данной отрасли и «тренировки» им «научных навыков». Не стоит также распылять свои силы на решение широких, глобальных тем, а ограничиться решением конкретной, актуальной проблемы.

Формулировка проблемы курсовой работыдолжнаотражать социально-психологический, управленческий, прикладной характер исследуемого вопроса. В результате такого исследования должны быть получены конкретные выводы, связанные с решением прикладной задачи.

Под актуальностью исследования следует понимать степень его важности в определенный момент времени для решения конкретных задач. При обосновании актуальности важно рассмотреть степень исследованности проблемы в психологии, а также учесть наработки в области конкретной изучаемой практической деятельности.

Введение также должно содержать указание на объект и предмет исследования. Объектом исследования является часть субъективной реальности, существующая объективно, независимо от восприятия ее исследователем, и требующая изучения с определенной позиции, в определенной ее части. Это, собственно, приводит к необходимости выделения более узкого понятия – предмета исследования.

Предмет – это часть объекта, требующая изучения, либо способ описания, модель восприятия объекта. Предмет, как правило, практически совпадает с темой исследования и составляет суть заявленной проблемы.

Далее во введении формулируется цель исследования и задачи, которые предстоит решить в соответствии с заявленной целью. Как правило, цель созвучна теме исследования.

Задачи конкретизируют цель исследования и представляют собой своеобразные этапы достижения цели. Обычно это делается в форме перечисления с использованием глаголов: изучить…, доказать…, описать…, установить…, выявить…, обобщить…, упорядочить…, исследовать…, вывести…, предложить типологию…, сформулировать определение…, сравнить…, рассмотреть в (каком‑то) аспекте… и т. п. Как правило, в курсовой работе формулируется 3-4 исследовательские задачи.

Заявленные задачи должны быть достижимыми с точки зрения возможностей курсового исследования. Результаты и выводы, презентуемые в заключении работы, должны полностью соответствовать задачам исследования! Также во введении оговаривается, какие проблемы выходят за рамки исследования и какие вопросы, имеющие непосредственное отношение к теме, не будут затронуты (не могут быть раскрыты на располагаемом студентом материале, выходят за границы возможного объема курсовой работы, требуют отдельного исследования и решения дополнительных задач и т. п.).

Во введении также необходимо формулирование гипотезы исследования – предположений о наличии и характере взаимосвязей между признаками, факторами исследуемого явления. Гипотеза формулируется в соответствии с целями и задачами исследовательской работы, но не должна по своей формулировке повторять ее тему. Желательно также наличие объясняющего компонента в гипотезе.

Далее во введении указывается теоретическая база, то есть, на каком материале выполнено исследование: работы каких наиболее важных с точки зрения заявленной темы авторов анализируются, какие методологические подходы и теоретические концепции используются, каковы основные источники получения информации, в том числе эмпирической.

В конце вводной части должна быть дана структура работы в виде перечня: «Данная работа состоит из…», «Структура данной работы представлена…» (например, «…из введения, двух основных глав, заключения, списка использованных источников, трех приложений»). Кроме того, рекомендуется указывать наличие и количество рисунков и таблиц, а также количество страниц основного текста (считается от титульного листа до списка использованных источников). Например: «Работа содержит шесть рисунков, две таблицы. Основное содержание работы изложено на 36 страницах».

ВАЖНО! Окончательный вариант введения рекомендуется писать после написания основного текста работы. Тем не менее, некоторый набросок введения, с выделением обязательных методологических категорий, необходимо составить перед написанием курсовой работы. Писать работу без определения проблемы, цели, объекта и предмета исследования – бессмысленное занятие!

Введение к курсовой работе по объему составляет не более 2-3 страниц.

Теоретическая глава посвящается аналитическому обзору литературы по исследуемой проблеме. В обзоре литературы излагаются теоретические основы и краткая история по исследуемому вопросу. Обычно аналитический обзор производят в хронологической последовательности литературных источников, это фиксирует развитие представлений об изучаемой проблеме. Название теоретической главы может быть созвучно проблеме исследования.

Названия параграфов главы должны быть по возможности краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. В теоретической главе чаще всего дается общая характеристика и анализ проблемы, рассматриваются теоретические позиции разных авторов, формулируется позиция автора курсовой работы. При этом важно не только описать и систематизировать то, что уже сделано учеными по данной теме. Главное состоит в том, чтобы автор курсовой работы обосновал собственный взгляд на научные подходы, раскрыл основные теоретические позиции тех ученых, на работы которых он опирается.

Особое внимание в данной главе следует уделить понятийному аппарату. Важнейшим требованием, предъявляемым к любой научной работе, является строгость и четкость применяемой терминологии. Вместе с тем в научной литературе многие термины могут по‑разному трактоваться авторами, представляющими различные школы и направления. Поэтому при написании курсового исследования студент должен следить за тем смыслом, который он вкладывает в применяемые термины. С этой целью совершенно необходимо использовать психологические, философские словари, энциклопедии, словари русского языка.

ВАЖНО! Излагая материал, не следует допускать простого переписывания литературных источников. Работа, составленная из текстов других авторов (без собственных обобщений и выводов), считается компилятивной и имеет меньшую ценность.Переписывание текстов литературных источников без ссылки на авторов рассматривается как плагиат и осуждается научным сообществом. Такой текст в курсовой работе недопустим!

ВАЖНО! Обратите внимание на тире и дефис. Дефис (короткое тире -) ставится между двойными словами, например социально-психологические особенности. Во всех остальных случаях ставится среднее тире –

После: пишем с маленькой буквы, в конце части предложения ставится; в конце предложения точка.

При оформлении работы важно следить за тем, чтобы содержание не выходило за рамки проблемы, определенной заглавием. Курсовая работа должна быть написана последовательно, логично, грамотным литературным языком.

Для изложения теоретической информации можно придерживаться следующей схемы работы, представленной в таблице 2.

 

Таблица 2

Компоненты содержания теоретического анализа проблемы исследования

 

Смысловой компонент содержания Клише научного стиля
Актуальность проблемы (темы), которой посвящен обзор В современной (какой) науке особенную остроту приобретает тема (какая); актуальна проблема (чего); внимание ученых (критиков, социологов и т. д.) привлекают вопросы (чего)…
Перечисление работ, посвященных проблеме (теме) Существует обширное количество литературных источников, посвящённых теме... Данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы (статьи, монографии)… Эта проблема рассматривается в следующих работах…
Описание основных подходов к исследованию проблемы Среди ученых, занимающихся проблемой (какой), нет единой точки зрения (чего)… Можно выделить несколько подходов к решению обозначенной проблемы... Существуют три (две) основных точки зрения на проблему… Первый подход реализован в работах (чьих), в основе второго подхода лежит концепция (какая), третий подход состоит в том, что... В исследовании проблемы (какой) можно выделить несколько школ, направлений, точек зрения…
      Окончание табл. 2
   
Изложение сущности различных точек зрения Одна из точек зрения принадлежит (кому) и заключается (в чём)… Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает (что)… Этой точки зрения придерживается (кто)… Третий подход представлен в работах (чьих) и сводится (к чему)… Автор (кто) считает (что), автор выдвигает положение, концепцию, теорию (какую), как считает (кто), по мнению (кого), с точки зрения (кого)… Сущность (суть), основное положение (чего) состоит, заключается (в чем), сводится (к чему)… Согласно теории, концепции, трактовке (чего), согласно точке зрения (чьей), согласно мнению (кого, о чем)…
Отношение к рассматриваемым точкам зрения Согласие / несогласие. Трудно согласиться (с чем)… Трудно принять точку зрения (какую)... Нельзя принять утверждение (кого о чем), потому что... Можно согласиться (с чем)… Оценка. Данная точка зрения оригинальна, интересна, любопытна, наиболее адекватна нашему пониманию проблемы (чего)… Нельзя не отметить достоинство (чего в чем)…
Сравнение точек зрения Сходство. Автор высказывает мнение, сходное с мнением (кого), придерживается тех же взглядов, что и (кто); позиция автора близка взглядам (кого); автор опирается на концепцию (какую, чью); автор является представителем школы (какой); автор разделяет мнение (кого) по вопросу... (Что) объединяет (кого с кем) во взглядах (на что); (кто) по своей позиции близок (кому); (кто) так же, как и (кто), утверждает (что). Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу (какому)… Различие. Точка зрения (кого) коренным образом отличается от взглядов (кого на что); значительно/незначительно, принципиально отличается (от чего). (Что) диаметрально противоположно (чему). (Что) отличается (от чего) тем, что... Если (кто) утверждает (что), то (кто) считает, что…
Мотивированный выбор точки зрения Из сказанного выше следует, что наиболее обоснованной является точка зрения (кого)… Таким образом, можно остановиться (на чём), так как... Следует принять точку зрения (кого), исходя из следующих соображений... В данном случае наиболее убедительны аргументы (кого)… Неоспоримость доводов (кого) заключается в том, что... Описание результатов экспериментов (кого) представляется нам наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения (кого)…

 

В тексте документа порядок слов в наименовании (названии объекта) должен быть прямой, т.е. на первом месте должно быть определение (имя при-лагательное), а затем название (имя существительное). Наименования, приводимые в тексте документа и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми.

ВАЖНО! В тексте допускается повествование от третьего лица, например, «применяют», «указывают» и т.д. Не допускается изложение от первого лица «я сделал», «мною выполнено».

В тексте документа не допускается:

a) применять обороты разговорной речи;

б) применять произвольные словообразования;

в) применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии; соответствующими государственными стандартами; в соответствующем разделе документа.

Важно, чтобы изложение материала было целостным, связным, логичным и завершенным по смыслу. Перед написанием главы целесообразно составить детальный план всех ее параграфов; продумать, с чего начать, какие основные положения он должен включать, чем должен быть закончен и какую задачу должен решить.

ВАЖНО! Каждый параграф должен содержать выводы и смысловой переход к следующему параграфу. В конце теоретической главы также должны быть обобщающие выводы и общий итог теоретического анализа, в самом общем виде определена цель экспериментальной работы.

Общий объем теоретической главы не должен превышать 50% от общего объема работы.

Название эмпирической главы должно быть созвучно теме, но не совпадать с ней. Данная глава посвящается описанию проведенного экспериментального исследования. Ее объем должен быть примерно равен объему теоретической главы.

В данной главе подробно описываются гипотеза, задачи данной стадии исследования, организация, методика (методики) исследования, представляются полученные результаты и проводится их детальное обсуждение.

При описании организации эмпирического исследования необходимо указать, где (но не конкретную организацию, а целью сохранения анонимности исследования в обобщенном виде – например, в одной из производственных организаций Кировской области), когда, на какой выборке (объем, метод составления и специфика выборки) проводилось исследование. Если методика исследования является довольно известной (например, социометрия), достаточно сделать ссылку на источник, откуда была заимствована методика.

При обсуждении полученных практических результатов необходимо сначала представлять особенности выборки (что отчасти характеризует репрезентативность выборки), а затем представлять другие результаты исследования.

ВАЖНО! Выводы о наличии / отсутствии значимых различий в распределении признаков либо значимых взаимосвязей должны быть подтверждены при помощи методов математической статистики!

Необходимый графический и иллюстративный материал следует размещать непосредственно в тексте главы. По усмотрению автора часть иллюстративного материала может быть перенесена в приложения.

Завершается глава обобщающими выводами. Текст каждой главы (теоретической и эмпирической) следует начинать с нового листа.

Заключение последовательное, логическое изложение сделанных по результатам исследования выводов, соотносимых с общей целью и задачами, поставленными во введении. Как правило, это «выводное» знание, являющееся новым по отношению к исходному. Указывается, достигнуты ли поставленные цели и задачи, подтвердилась ли гипотеза исследования. Также в заключении следует привести данные об эффективности внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем, указать перспективы дальнейшей разработки темы.

Заключение может содержать только собственные выводы автора, поэтому в нем не должно быть цитат и, следовательно, ссылок. Объем заключения составляет примерно 5–10% от общего объема работы.

Библиографический список включает источники и литературу, которыми пользовался автор при изучении темы и написании курсовой работы и оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ (об этом смотри ниже).

Приложения содержат вспомогательный материал, который с целью сокращения объема курсовой работы не вошел в основную часть. Они могут быть представлены текстовыми документами, образцами методик, графиками, диаграммами, схемами, картами, таблицами, а также расчетами, выполненными с применением вычислительной техники. Они служат для иллюстрации отдельных положений исследуемой проблемы или являются результатом предлагаемых рекомендаций автора.

Приложения помещают после списка использованных источников и нумеруют в порядке их упоминания в тексте. Приложения нумеруются буквами русского алфавита.

В приложении или приложениях могут быть:

− графические материалы;

− таблицы большого формата;

− тексты программ и/или результаты расчетов и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...