По теме «Особенности временной перспективы и ответственности у студентов с разным уровнем академической прокрастинации»
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 ВВЕДЕНИЕ
В последнее время жизнь современного человека становится все более динамичной: возрастает разнообразие планируемых дел и задач, сужаются сроки их выполнения и реализации и многое другое………. Цель исследования – изучение и анализ особенностей временной перспективы и ответственности у студентов с разным уровнем академической прокрастинации. Объектом исследования являются прокрастинация, временная перспектива и ответственность личности. В качестве предмета исследования выступают особенности временной перспективы и ответственности у студентов с разным уровнем прокрастинации. Гипотезы исследования: 1. Существуют различия в особенностях временной перспективы у студентов с разным уровнем академической прокрастнации: для студентов, имеющих более высокий уровень академической прокрастинации, характерна несбалансированная, дисгармоничная временная перспектива. 2. Существуют различия в типах ответственности у студентов с разным уровнем прокрастнации: студенты, имеющие более высокий уровень академической прокрастинации, характеризуются менее конструктивными типами ответственности. 3. Временная перспектива взаимосвязана с типами ответственности студентов, а именно, отдельным ориентациям временной перспективы соответствуют определенные типы ответственности студентов и наоборот. Для достижения цели исследования и проверки гипотез были поставлены следующие задачи: 1. Опираясь на научную литературу, дать обзор изученности проблем прокрастинации, временной перспективы и ответственности в психологии, с целью определения понятий «академическая прокрастинация», «временная перспектива», «ответственность» и смежных понятий, а также выявления их особенностей и влияния на жизнедеятельность человека.
2. Определить и охарактеризовать выраженность академической прокрастинации как склонности откладывать важные дела «на потом», особенности временной перспективы у студентов, проявляющиеся в их отношении к прошлому, настоящему и будущему, а также особенностей ответственности студентов, проявляющихся в типах ответственного поведения личности. 3. На основе применения статистического анализа определить особенности временной перспективы и типов ответственного поведения у студентов с разным уровнем прокрастинации. 4. Выделить мишени воздействия и разработать рекомендации, направленные на снижение уровня прокрастинации, формирование сбалансированной временной перспективы и ответственного поведения у студентов. Методический аппарат исследования: 1. Методы теоретического анализа, синтеза и обобщения психологической литературы. 2. Опросник студенческой прокрастинации К. Лей (апробация Т. Ю. Юдеевой, Н. Г. Гаранян, Д. Н. Жуковой) [4] (Приложение А). 3. Тест «Временная перспектива» Ф. Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой, О. В. Митиной) [1] (Приложение Б). 4. Опросник диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО) И. А. Кочарян [2] (Приложение В). 5. Количественный анализ данных с использованием методов математической обработки данных: методы описательной статистики (критерий нормальности распределения Колмогорова-Смирнова); непараметрический U-критерий Манна-Уитни; коэффициент линейной корреляции Пирсона. Обработка данных проводилась на базе компьютерной программы SPSS демоверсия 21.0. Методологическая основа исследования: подход Т. Ю. Юдеевой, Н. Г. Гаранян и Д. Н. Жуковой к исследованию студенческой прокрастинации; подход П. Стилла к определению и описанию феномена прокрастинации, концепция временной перспективы личности Ф. Зимбардо и Дж. Бойда; подход И. А. Кочаряна к исследованию пяти типов ответственности личности; положение Е. А. Ипполитовой и А. С. Кузнецовой о наличии особенностей временной перспективы молодых людей с тенденцией к прокрастинации; положение Л. И. Дементий о наличии связей прокрастинации, временной перспективы и ответственности (субъективной и социальной) у студентов.
Практическая значимость исследования: предложенное исследование дает возможность не только определить и охарактеризовать особенности академической прокрастинации, временной перспективы и ответственности студентов, и раскрыть их суть, но и выявить мишени воздействия, посредством которых можно эффективно управлять данными феноменами для успешной учебной деятельности студентов. Данные исследования и разработанные на их основе рекомендации можно применять при организации воспитания и обучения студентов в ВУЗах и при проведении социально-психологических тренингов, направленных на снижение уровня прокрастинации, приобретения навыков адекватного планирования учебной деятельности, расстановки приоритетов и распределения своего времени, а также развитие положительной и сбалансированной временной перспективы и ответственного поведения, помогающих студентам более эффективно справляться с трудностями обучения. Организация исследования: исследование проводилось в октябре-ноябре 2014 года. В качестве респондентов выступили студенты I–V курсов различных факультетов Вятского государственного гуманитарного университета г. Кирова (n =110), в том числе 36 юношей и 74 девушки (средний возраст респондентов составляет 20 лет). Данные эмпирического исследования были опубликованы в статье «Особенности ответственности у студентов с разным уровнем академической прокрастинации», подготовленной для сборника материалов IV Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и наука: актуальные проблемы психологии» 10 апреля 2015 года. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, теоретическую, аналитическую и практическую главы, заключение, библиографический список, приложения. Приложение 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|