Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По теме «Особенности временной перспективы и ответственности у студентов с разным уровнем академической прокрастинации»




ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время жизнь современного человека становится все более динамичной: возрастает разнообразие планируемых дел и задач, сужаются сроки их выполнения и реализации и многое другое……….

Цель исследования изучение и анализ особенностей временной перспективы и ответственности у студентов с разным уровнем академической прокрастинации.

Объектом исследования являются прокрастинация, временная перспектива и ответственность личности. В качестве предмета исследования выступают особенности временной перспективы и ответственности у студентов с разным уровнем прокрастинации.

Гипотезы исследования:

1. Существуют различия в особенностях временной перспективы у студентов с разным уровнем академической прокрастнации: для студентов, имеющих более высокий уровень академической прокрастинации, характерна несбалансированная, дисгармоничная временная перспектива.

2. Существуют различия в типах ответственности у студентов с разным уровнем прокрастнации: студенты, имеющие более высокий уровень академической прокрастинации, характеризуются менее конструктивными типами ответственности.

3. Временная перспектива взаимосвязана с типами ответственности студентов, а именно, отдельным ориентациям временной перспективы соответствуют определенные типы ответственности студентов и наоборот.

Для достижения цели исследования и проверки гипотез были поставлены следующие задачи:

1. Опираясь на научную литературу, дать обзор изученности проблем прокрастинации, временной перспективы и ответственности в психологии, с целью определения понятий «академическая прокрастинация», «временная перспектива», «ответственность» и смежных понятий, а также выявления их особенностей и влияния на жизнедеятельность человека.

2. Определить и охарактеризовать выраженность академической прокрастинации как склонности откладывать важные дела «на потом», особенности временной перспективы у студентов, проявляющиеся в их отношении к прошлому, настоящему и будущему, а также особенностей ответственности студентов, проявляющихся в типах ответственного поведения личности.

3. На основе применения статистического анализа определить особенности временной перспективы и типов ответственного поведения у студентов с разным уровнем прокрастинации.

4. Выделить мишени воздействия и разработать рекомендации, направленные на снижение уровня прокрастинации, формирование сбалансированной временной перспективы и ответственного поведения у студентов.

Методический аппарат исследования:

1. Методы теоретического анализа, синтеза и обобщения психологической литературы.

2. Опросник студенческой прокрастинации К. Лей (апробация Т. Ю. Юдеевой, Н. Г. Гаранян, Д. Н. Жуковой) [4] (Приложение А).

3. Тест «Временная перспектива» Ф. Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой, О. В. Митиной) [1] (Приложение Б).

4. Опросник диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО) И. А. Кочарян [2] (Приложение В).

5. Количественный анализ данных с использованием методов математической обработки данных: методы описательной статистики (критерий нормальности распределения Колмогорова-Смирнова); непараметрический U-критерий Манна-Уитни; коэффициент линейной корреляции Пирсона. Обработка данных проводилась на базе компьютерной программы SPSS демоверсия 21.0.

Методологическая основа исследования: подход Т. Ю. Юдеевой, Н. Г. Гаранян и Д. Н. Жуковой к исследованию студенческой прокрастинации; подход П. Стилла к определению и описанию феномена прокрастинации, концепция временной перспективы личности Ф. Зимбардо и Дж. Бойда; подход И. А. Кочаряна к исследованию пяти типов ответственности личности; положение Е. А. Ипполитовой и А. С. Кузнецовой о наличии особенностей временной перспективы молодых людей с тенденцией к прокрастинации; положение Л. И. Дементий о наличии связей прокрастинации, временной перспективы и ответственности (субъективной и социальной) у студентов.

Практическая значимость исследования: предложенное исследование дает возможность не только определить и охарактеризовать особенности академической прокрастинации, временной перспективы и ответственности студентов, и раскрыть их суть, но и выявить мишени воздействия, посредством которых можно эффективно управлять данными феноменами для успешной учебной деятельности студентов.

Данные исследования и разработанные на их основе рекомендации можно применять при организации воспитания и обучения студентов в ВУЗах и при проведении социально-психологических тренингов, направленных на снижение уровня прокрастинации, приобретения навыков адекватного планирования учебной деятельности, расстановки приоритетов и распределения своего времени, а также развитие положительной и сбалансированной временной перспективы и ответственного поведения, помогающих студентам более эффективно справляться с трудностями обучения.

Организация исследования: исследование проводилось в октябре-ноябре 2014 года. В качестве респондентов выступили студенты I–V курсов различных факультетов Вятского государственного гуманитарного университета г. Кирова (n =110), в том числе 36 юношей и 74 девушки (средний возраст респондентов составляет 20 лет).

Данные эмпирического исследования были опубликованы в статье «Особенности ответственности у студентов с разным уровнем академической прокрастинации», подготовленной для сборника материалов IV Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и наука: актуальные проблемы психологии» 10 апреля 2015 года.

Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, теоретическую, аналитическую и практическую главы, заключение, библиографический список, приложения.


Приложение 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...