Поэтому объект должен всегда находиться в области данной науки или процесса и не выходить за их пределы.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение Врублевский, страницы: 10-14, 17-20, 22-28 Подготовка и написание ВКР Введение (2—3 стр.) представляет собой наиболее ответственную часть работы, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящено исследование. Это актуальность выбранной темы, ее практическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, цель работы, рабочая гипотеза. Желательно (и выигрышно при защите) указать во введении объект и предмет исследования, которые как категории научного процесса, соотносятся между собой как общее и частное. В формулировке научной гипотезы объекта и предмета существенную помощь Вам окажет научный руководитель, а более подробно на этих «контрольных элементах» исследования остановимся ниже. Таким образом, введение — очень ответственная (и чаще всего читаемая) часть работы, поскольку в ней Вы не только подготавливаете пытливый ум читателя к раскрытию темы своего исследования, но и даете все необходимые квалификационные характеристики.
Несколько слов о ВВЕДЕНИИ - вступительной и наиболее читаемой части ВКР, в которой в лаконичной форме (на 2-3 страницах) излагается суть проблемы, послужившей обоснованию выбора темы исследования и ее актуальности. Вопреки широко распространенному мнению, приступая к написанию ВКР, нельзя сразу писать ее начало — введение. Это связано с тем, что введение к квалификационной работе — наиболее ответственная ее часть, в которой должны отражаться все достоинства, элементы актуальности и практической значимости исследования. Здесь нужно продемонстрировать, что Вы хорошо ориентируетесь в теме и овладели методами научной работы с библиографическим материалом, можете верно оценить вклад ваших предшественников и современников в решение данной проблемы.
Введение 10-14 Тема Остановив свой выбор на научном руководителе, следует согласовать с ним тему будущей работы. Под темой работы принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Кстати, необходимо иметь в виду, что тематика ВКР разрабатывается выпускающей кафедрой и обновленный перечень тем ежегодно представляется в деканат. Поэтому есть смысл, прежде чем предстать перед руководителем, ознакомиться с тематикой кафедральных тем. Кроме того, студенту следует знать, что ВКР в основном могут выполняться в виде работ реферативного (теоретического) и экспериментального характера. Отличие их друг от друга заключаются в следующем: — в работе реферативного характера дается история вопроса, отражается уровень разработанности проблемы в теории и практике, исходя из сравнительного анализа изученной литературы. Студент в этих работах должен показать свое умение критически анализировать и оценивать информацию, имеющуюся в специальной литературе. Следует отметить, что, как правило, данные работы не всегда приветствуются комиссией на защите. Исключение может быть в том случае, если в работе глубоко изучена тема с проработкой большого количества литературных источников, а сами работы оригинальны по содержанию; — работа экспериментального характера предполагает проведение эксперимента или его фрагмента, анализ полученных результатов и разработку рекомендаций по их практическому применению. В этих работах используются различные методы научного исследования, в частности педагогические (наблюдение, эксперимент, тестирование и др.), медико-биологические, статистические и др. Нельзя не учитывать, что правильный выбор темы предстоящей работы, способствующий ее успешному выполнению, должен сочетаться с наличием соответствующей материально-технической и экспериментальной базы для проведения исследования. Основу этого составляет, прежде всего, необходимая литература по теме, научно-исследовательская аппаратура, место проведения и наличие соответствующего контингента испытуемых.
Необходимо быть объективным и в оценке собственного вклада в рассмотрение темы исследования. Иногда студенту без достаточных на то оснований кажется, что до него никто не обращался к этой теме и не приходил к таким выводам. Если у Вас возникло аналогичное ощущение, не торопитесь сообщить об этом в тексте введения. Тщательно проанализируйте всю имеющуюся в библиотеке специальную литературу по изучаемой проблеме, проконсультируйтесь с научным руководителем, а потом уже решайте, делать или нет столь широкомасштабное заявление.
Очень хорошо, если тема выношена и выстрадана, заранее в какой-то мере уже сложилась в голове (это свойственно в основном отличникам учебы). Хорошо, когда выбор темы проистекает из накопленного студентом опыта, практики его работы, близких ему проблем, своих возможностей (это чаще встречается в среде студентов-заочников). Нет ничего плохого и в том, что для рядового, обычного студента (а таких большинство) не столь важно, какова тема, лишь бы по ней можно было написать (и защитить!) работу. Так как преподавателю свойственны свои взгляды, привязанности и вкусы, а также он исходит из того, что знает толк в темах больше студента, то в итоге часто тема ВКР рождается в виде компромисса между желанием студента и убеждением научного руководителя. Многие сомневаются: надо ли формулировать название работы до ее завершения. Когда работа уже сложилась, сформулировать название намного проще. Однако, по-нашему убеждению, следует попытаться определить название темы в начале работы. Другое дело, что законченной и отточенной формулировки может не получиться — это не должно Вас смущать. В процессе проведения исследования название работы может сильно измениться. 17-20 Возможно, определенную помощь в выборе и формулировании темы Вам окажут представленные в Приложении 1 ключевые слова (базисные понятия) и характерные определения, которые могут стоять перед ключевым словом. Если варианты названия темы даются тяжело, можно для смыслового согласования использовать основные, чаще всего употребляемые слова из Приложения 11.
Несколько советов об алгоритме формулирования темы исследования, которые сводятся к тому, что: — в названии работы следует избегать слов, содержание которых ничего не добавляет к ее существу и не несет никакой информационной нагрузки («некоторые», «определенные», «особые»); — в названии нежелательно употребление слов, содержащих незавершенность (исследование..., совершенствование..., разработка..., изучение..., некоторые вопросы... и т.п.); — должны отсутствовать аббревиатуры и другие сокращения, не являющиеся общепринятыми и общедоступными. Второй пункт больше относится к названию диссертаций, т.к., например, считается, что любая научная работа есть «исследование», а уж диссертация тем более. Что касается использования слова «совершенствование», то умудренные опытом ученые могут урезонить соискателя степени: «Совершенствуем мы уже десятки лет, надо не совершенствовать, а находить принципиально новые решения». В этом есть доля истины. Так, постоянное «совершенствование» керосиновых ламп в принципе не может привести к появлению электрической лампочки. Для этого нужно совсем другое направление мыслей и связанных с этим поисков. Кроме того, в теме научной работы должен отражаться ожидаемый результат исследования и в ее названии не следует употреблять слова, указывающие на процесс. В последнем случае границы исследуемого объекта размываются, ибо процесс совершенствования бесконечен, а отсюда возникает опасение, что подобные исследования нельзя завершить. Кроме вышесказанного, формулировка темы должна быть ясной по форме, т.е. не должна содержать неудобочитаемых и заумных фраз со словами и словосочетаниями, известными лишь Вашему научному руководителю. Название работы не должно быть длинным. Здесь нам на помощь приходят несложные приемы разбивки названий с помощью двоеточий и скобок, которые уточняют и конкретизируют основную тему. Пример такого названия может быть следующим: «Факторы, обеспечивающие повышение гибкости (на примере гимнастики)».
Наконец, название должно выглядеть гладко с литературной точки зрения. Если в названии два раза употреблено слово «физической» или имеющее корень «спорт», значит, дела плохи — Вам необходимо еще поработать над названием и стремиться к тому, чтобы тема читалась, как говорят, на одном дыхании, легко и свободно, что будет означать лексическую грамотность ее формулировки. В целом раздумья над названием темы очень важны, ибо заставляют Вас определиться с тем, о чем, собственно, Вы будете писать, в чем состоит основная цель работы и как будут расставляться акценты. И все же вначале студент не представляет ни перспектив будущей работы, ни ее границ и методов, пригодных для выполнения. Лучше за вас это сделает научный руководитель, который будет исходить из накопленного студентом опыта, близких ему проблем, актуальных в избранной области исследований. При выборе темы ВКР целесообразнее брать сравнительно узкую задачу, с тем чтобы можно было бы ее глубоко проработать. Между тем студенты нередко избегают выбора узких тем. Это неверно. Дело в том, что квалификационные работы, посвященные широким темам, часто оказываются поверхностными и менее самостоятельными. Узкая тема чаще прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что она настолько узка, что и писать вроде бы не о чем. Но по мере ознакомления с материалом эти опасения исчезают в связи с возможным открытием таких сторон проблемы, о которых раньше не только студент, но и его научный руководитель не догадывались. Выбор обширной темы для студента может оказаться непосильным, так как требует определенного опыта ведения научно-исследовательской работы и времени. И еще ряд «универсальных критериев» для тех, кто желает самостоятельно сформулировать название работы: — выбирайте тему, в наименьшей мере знакомую тем людям, которые будут читать Вашу работу — это может существенно снизить энтузиазм проверяющих; — старайтесь не выбирать тему, на которую уже написана или пишется похожая работа другим студентом той же группы или на той же кафедре — сравнение Вам ни к чему; — выбирайте тему, которая идеологически нейтральна и, по возможности, не имеет отношения к современным научным и общественно-политическим дискуссиям; — выбирайте тему, на которую писал кто-либо из преподавателей вашего учебного заведения или вашей кафедры. Изучение подобных произведений поможет Вам, во-первых, избежать сплошного списывания (в котором Вас могут уличить люди, узнавшие собственный текст), а во-вторых, включить в свою работу несколько цитат, упоминание которых, несомненно, будет приятно преподавателю.
Избрав или самостоятельно сформулировав тему, ее следует обсудить с научным руководителем. Мягко отстаивая свое собственное мнение о теме ВКР, не следует вступать с ним в пререкания. Старайтесь лучше убедительно доказать, что эта тема Вам близка, Вы в ней наилучшим образом ориентируетесь, уже кое-что писали и переработали определенное количество литературы. В конце концов эта тема «греет» Вам душу. В то же время учитывайте непреложную истину, что право отстаивать собственное мнение Вы приобретете после защиты и получения диплома. А пока право на «истину в последней инстанции» принадлежит не Вам. Беседуя с научным руководителем о предстоящей работе, старайтесь выяснить как можно больше, что должно представлять собой будущее исследование, причем указания лучше записывать в присутствии преподавателя, т.к. обычно, руководя работами нескольких студентов, он может забыть о своих первоначальных требованиях и впоследствии спросить нечто диаметрально противоположное. Среди весьма нужных сведений следует выделить список необходимой литературы по теме и примерный план работы.
Немаловажно и то, чтобы тема была актуальной и практически значимой.
Актуальность Актуальность избранной темы отражает ее важность, злободневный характер, соответствие задачам науки и практики, решаемым в настоящее время. Если Вы пишете работу, посвященную «изобретению колеса», то ваше исследование, мягко говоря, не актуально. Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент для решения насущной проблемы, задачи или вопроса. Отражается, что сделано в данном направлении и что еще остается нерешенным. Формулировка актуальности вашей темы должна представлять собой развернутый вывод о том, что несмотря на имеющиеся исследования данного вопроса, научные знания в данной области недостаточны, устарели или отсутствуют. Доказывая актуальность, необходимо убедить всех и каждого, что ранее таких важных работ, как ваша, не выполнялось. А если и выполнялись, то не был учтен выбранный Вами аспект. А если был учтен, то раскрыт не до конца, или был раскрыт полностью, но Вы продолжаете его разработку, расширяя условия (критерии, задачи, возможности и т.д.) исследования. Вы должны дать читателю понять, что необходимость вашего исследования была обусловлена внутренней логикой развития соответствующей области науки, что в случае, если бы оно не было проведено, то процесс познания в чем-то замедлился бы. Это формулируется в виде противоречия, например, так: «Без знания... сейчас невозможно.... В то же время... до сих пор не разработаны.... Таким образом, для... необходимо...».
Противоречие На этом фоне формируется противоречие, понимаемое чаще всего как несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями внутри единого объекта. Выявленное противоречие может иметь место как в теории, так и в практике. Формулируют противоречие, например, так: «Без знания... сейчас невозможно... В то же время... до сих пор не разработаны...», «Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью применения...подхода и отсутствием методик выявления...» и т.п. Проблема На основании выявленного противоречия формируется проблема. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования. Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты. Проблему часто отождествляют с вопросом (т.е. положением, которое также нужно разрешить). Считается, что проблема - это тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Это так и не так, поскольку специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т.е. для науки вопрос проблемой не является. Таким образом, если диссертанту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть. Укажем типичный порядок действий, необходимых для постановки проблемы. Прежде всего, надо выделить центральный вопрос проблемы, зафиксировать то противоречие, которое легло в основу проблемы, а затем сделать предположительное описание ожидаемого результата. Чтобы построить проблему, необходимо: - «расщепит» ее на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос; - сгруппировать и определить последовательность решения подвопросов, составляющих проблему; - ограничить поле изучения в соответствии с потребностями исследования И возможностями самого исследователя, а потом разграничить известное от неизвестного в области, избранной для изучения. Для оценки проблемы следует произвести следующие действия: - выявить все условия, необходимые для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и т.п.; - проверить наличные возможности и предпосылки; - выяснить степень проблемности, т.е. соотношение известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы; - найти среди уже решенных проблем аналогичные решаемой. Для обоснования проблемы надо: - установить ценностные, содержательные и генетические связи данной проблемы с другими проблемами; - привести доводы в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; - постараться выдвинуть сколь угодно большое число возражений против проблемы. 1 Вслед за проблемой исследования определяется его объект и предмет.
С формулировкой темы работы у начинающих исследователей часто возникают сложности. Многие не понимают разницы между проблемой и собственно темой исследования. Следствие этого — путаница с целью и задачами работы.
Проблема — неблагополучное положение, расхождение между желаемым и реальным состоянием объекта, процесса, явления, которые, как Вы догадались, необходимо устранить. Это некий парадокс, если угодно, загадка, которую предполагается разгадать, противоречие в понимании, нестыковка смыслов и интерпретаций. Оно возникает, если исследователь сталкивается с препятствием, которое он не может с легкостью преодолеть или обойти. Приходится предпринимать определенные целенаправленные действия, образно говоря, разбирать завалы, карабкаться, искать обходные пути. Это, как иногда говорят, «знание о незнании», содержащее противоречие. Так, например, в диссертационных работах проблемная ситуация может формулироваться следующим образом: «Существует противоречие между необходимостью укрепления и сохранения здоровья учащихся во время обучения в школе, с одной стороны, а с другой — отсутствием у будущих учителей соответствующих профессионально-педагогических знаний и умений по формированию здорового образа жизни школьников, организации рационального досуга». Или еще вариант: «Необходимость преодоления противоречий между возрастающей интенсификацией тренировочного процесса спортсменов высокой квалификации и лимитирующими возможностями морфофункциональных систем организма при выполнении максимальных тренирующих воздействий составляет проблему нашего исследования». В результате выделяется «слабое звено», препятствующее успешному развитию различных педагогических систем и процессов, а также теории и практики физического воспитания и спортивной подготовки. Отличие проблемы от вопроса в том, что ее решение связано с получением новых знаний, а для ответа на вопрос достаточно «старых». Выявив проблему, Вы легко сможете определить тот пробел в знании, который Вам необходимо восполнить в ходе данного исследования. Таким образом, проблемность темы означает ее направленность на совершение каких-либо действий, т.е. на изменение или установление зависимостей. Так, например, тема «Воспитание осанки школьников» не является проблемной, так как она лишь констатирует наличие такого процесса. А название темы ВКР «Средства и методы формирования осанки школьников» или «Влияние физических упражнений на формирование осанки школьников» — проблемные. В первом случае заложена идея педагогического действия, во втором — обозначены связи и зависимости компонентов работы. Как уже отмечалось, окончательная формулировка темы названия ВКР складывается ближе к завершению работы, но суть исследования должна быть неизменна. Практическая значимость темы характеризует ее прикладную ориентацию на задачи, встречающиеся в работе организаций отрасли ФКС. Соединение экономики (менеджмент, маркетинг, ФиК,..) и отраслевой направленности Выигрышно будет смотреться работа, если Вы подчеркнете практическую значимость исследования, т.е. перечислите, в каких областях прикладной деятельности, какими физкультурно-спортивными организациями и в какой форме могут быть использованы результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе. Практическая значимость исследования есть та выгода, которую получит общество, если проблема будет решена в данном исследовании. Иными словами, Вам надо попытаться убедительно показать, что до проведения вашего исследования в данной области физического воспитания и спорта существовала брешь, которую надо было заполнить в интересах науки и практики. Выполнив вместе с научным руководителем эту нелегкую миссию и закрыв брешь, Вы совершаете значимое дело, что предопределяет актуальность и практическую значимость исследования. Как это может выглядеть, представлено в Приложении 7. Нелишне будет просмотреть Приложение 9, где Вы найдете логические конструкции, которые тоже могут использоваться при написании введения.
Объект Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Это та часть практики или научного знания (если исследование теоретическое), с которой диссертант имеет дело. Формулировка объекта - важный этап научного исследования. Между тем диссертанты не всегда придают должное значение этой категории научного знания, считая ее пустой формальностью. Однако они очень сильно ошибаются, поскольку неправильный выбор объекта исследования может повлечь за собой грубые методологические ошибки. Если четко не установить объект диссертационной работы, то очень легко соскользнуть в объект какой-либо иной науки. Поэтому объект должен всегда находиться в области данной науки или процесса и не выходить за их пределы.
Предмет исследования После объекта формулируется предмет исследования. Под предметом исследования понимается то, что находится в границах объекта. Чаще всего это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой диссертант познает целостный объект, выделяя при этом главные и наиболее существенные (с точки зрения выбранного направления исследования) признаки объекта. Один и тот же объект может служить предметом разных исследований или даже научных направлений. При формулировании предмета исследования следует знать, что он должен совпадать с темой исследования или по звучанию быть очень близок к ней. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|