Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наименование разделов дисциплины




Основы теории журналистики

Содержание дисциплины

Наименование разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Введение Система понятий теории журналистики.
2. Массовая информация   «Действующие силы» массово-информационной деятельности. Смысл понятия «массовая информация». Специфика массовой информации. Этапы массово-информационной деятельности: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование массовой информации. Семантический, синтактический и прагматический аспекты массово-информационных текстов. Структурные компоненты текста (дескриптивные, прескриптивные, валюативные и нормативные). Информационная насыщенность и информативность текстов, информированность массовой аудитории. Массовая аудитория и ее характеристики: расчетная, потенциальная, случайная и реальная, первичная и вторичная.
  Функции СМИ   Понятие функций СМИ в обществе, взаимодействие журналистики с общественным мнением и массовым сознанием как механизм реализации функций. Функции СМИ по отношению к общественному мнению
  Социальная позиция журналиста Социальный диалог в СМИ как средство достижения социального консенсуса, согласия, социального партнерства. СМИ как “четвертая власть”.
  Свобода печати и журналистской деятельности Проблемы информационной безопасности. Государственная политика в области СМИ, Доктрина информационной безопасности. Проблема цензуры. Контроль за соблюдением законодательства. Отношения между СМИ и аудиторией и социальными институтами. Регулирование распространения информации. Регулирование отношений между СМИ и источниками информации. Государственные органы регулирования деятельности СМИ. Участие государства в массово-информационной деятельности. Экономическая поддержка СМИ. Массово-коммуникационные средства журналистики. Четыре подсистемы журналистики: печать, телевидение, радио, электронные СМИ, их плюсы и минусы. Понятие системы СМИ. Особенности функционирования печати, радио и телевидения в условиях информационного рынка. Регионализация прессы. Тенденции развития печати, радио и телевидения в последнее десятилетие. Типология органов информации и основные типологические группы современной российской журналистики: качественные и массовые издания, органы информации различной функционально-целевой, предметно-тематической направленности. Структурные компоненты системы средств массовой информации. Инфраструктура СМИ: информационная, техническая и организационно-управленческая. Информагентства, пресс-центры и пресс-службы, отделы по связям с общественностью, рекламные агентства. Система принципов журналистской деятельности как выявление социальной позиции. Принципы массовости, народности, демократизма, интернационализма, патриотизма, гуманизма. Принципы как база социально- политического анализа явлений жизни. Принципы правдивости и объективности, теория заблуждений. Принципиальность как ясность и последовательность принятой позиции. Недостаток принципиальности, беспринципность.
6. Журналистика как социальный институт Журналистика как фактор социального управления. Результативность (эффективность) журналистики. Особенности журналистики как социального института. Социальное назначение журналистики. Различные секторы СМИ. СМИ и информационный порядок в демократическом, гуманистически ориентированном обществе. СМИ как инструмент демократии. Плюрализм и толерантность в сфере массовой информации.
7. Журналистика в информационном пространстве Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации. История лозунга свободы печати, борьба гуманитарно-демократического направления журналистики с авторитарным. Становление и характер концепций свободы печати: революционно-демократического, классово-политического, предпринимательского и правового. Юридический аспект свободы журналистики. Современное российское законодательство о СМИ. Права и обязанности субъектов массово-информационной деятельности. Запреты и ограничения. Независимость (зависимость) средств массовой информации отгосударственных органов, экономических структур, рекламы, спонсорства.
8. Журналистика как область творческой деятельности Понятия «метод деятельности» и «способ деятельности». Основания для их различения. Творческий акт журналиста – единство двух стадий: стадии познавательной деятельности и стадии создания текста. Импульс к творческому акту журналиста – новые сведения о действительности. Поиск исходных сведений. Действительность как система источников информации для журналиста. Типы источников информации: документ, предметно-вещественная среда, человек. Основные разновидности познавательной деятельности в журналистике: ознакомление, исследование, расследование. Умение устанавливать факты и выявлять их связи. Основные операции процесса познания. Концепция изученной ситуации как результат познавательной стадии творческого акта. Создание текста – завершающая стадия творческого акта. Основные операции этой стадии. Влияние канала трансляции массовых информационных потоков на ход творческого акта журналиста. Факторы, определяющие формирование системы методов журналистского творчества. Механизм формирования методов. Соотношение методов и приёмов в практике современной отечественной журналистики. Методы познавательной деятельности: проработка документов, наблюдение, беседа. Практика использования в журналистике методов сбора данных, применяемых в конкретных социологических исследованиях. Пути постижения журналистом сути происходящего: от здравого смысла – к применению научных знаний. Методы предъявления информации, используемые для воплощения фактологического ряда ЭВС: констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация. Методы предъявления информации, используемые для воплощения культурологического ряда ЭВС: цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление, словесная инкрустация. Значение принципа дополнительности в использовании методов журналистского творчества.
9. Действенность и эффективность журналистики Результативность – оценочное суждение о характере и мере выполнения СМИ своих функций в соответствии с социальными потребностями. Закономерности оптимизации деятельности в расчёте на конечный результат (социальная позиция/метод – мастерство – качество проведения – результативность). Действенность выступлений журналистики как мера результативности контрольной, непосредственно-организаторской деятельности. Определение («формула») действенности и её использование в практике. Анализ ситуации и разработка рекомендаций. Организаторские факторы повышения действенности. Проблема правового регулирования реакции социальных институтов на выступления СМИ. Значение публикаций типа «по следам наших выступлений» для авторитета СМИ. Методы изучения действенности и использование их результатов. Эффективность – мера результативности влияния на массовую аудиторию при реализации её потребностей в информации. Определение («формула») эффективности и её значение для практической ориентации журналиста на конечные результаты. Закономерности оптимизации журналистской деятельности в расчете на массовую аудиторию. Знание аудитории как условие эффективности. Представления о потребностях, интересах, мотивах, предпочтениях, запросах аудитории и их роль в определении информационной политики. Творческие факторы эффективности. Проблемы близости, ситуативности, драматизма. Общепсихологические и социопсихологические механизмы восприятия и интерпретации информации и реагирования на неё в различных слоях аудитории. Творческое использование сведений для повышения эффективности. Изучение эффективности в целях оптимизации деятельности журналистики. Аналитические службы и формы их деятельности. Критерии эффективности и методы её изучения. Анализ реальной и потенциальной эффективности текстов. Взаимозависимость эффективности и действенности.
  Журналистская деонтология Главный принцип работы журналиста – «не навреди». Мораль и этика как теоретические конструкты и регуляторы профессионального поведения. Журналистика и общественная мораль. Общество и СМИ: моральные конфликты. Профессиональная мораль и профессиональная этика: возникновение, становление и развитие. Сущность, функции и структура журналистской этики. Журналистская этика как нравственный компонент профессиональной культуры журналиста. Этические стандарты и кодексы: основные требования к журналисту. Системы социального контроля профессиональной этики журналистов. Социальная ответственность журналиста как моральная категория. Условия осуществления профессионально-этических норм в журналистике. Перспективы саморегулирования СМИ в России
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...