Учить переходить от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним.
Формировать элементарные манипулятивные действия с предметами.
Сенсомоторное развитие:
Учить следить за перемещением игрушки, тянуть к ней руки, хватать, удерживать.
Приучать заниматься с одним предметом: брать игрушку из разных положений, перекладывать из одной руки в другую, отодвигать, рассматривать, прислушиваться к звучанию.
Учить тянуться к игрушкам, лежа на животе.
Учить искать спрятанную игрушку (заглядывать, сдергивать платочек).
Учить захватывать крупные игрушки всеми пальцами и ладонью (грабли).
Развивать кисть с помощью сжатия, схватывания мочалки, мягкого резинового мячика, колец разных размеров.
Приучать не сопротивляться прикосновениям к телу: контакты с телом, прикосновения, массирование, щекотание рукой, прикосновения предметами (стимуляция мехом, щеткой, губкой, ватой, пером, лоскутком и др.).
Учить воспринимать прикосновения и реагировать на них.
Снижать гиперчувствительность туловища, рук, ног, кистей (начинать с энергичных прикосновений, использовать приятные раздражители).
Стимуляция эмоционального развития
Учить улыбаться, двигаться, радоваться в ответ на ласковый тон взрослого, при появлении близкого человека, слыша голос близкого, рассматривая игрушку, слыша звучание музыкального инструмента, знакомую мелодию, песенку, веселым играм со взрослыми («Ку-ку!», «Вот и я!», «Набрасывание пеленочки»).
Учить прислушиваться к голосу взрослого, вторить его звуками и слогами из своего лепета, протяжно произносить гласные звуки, самостоятельно лепетать слоги, в лепете воспроизводить фонемы родного языка.
Учить смотреть в сторону знакомого предмета на вопрос взрослого «Где …?».
Учить подносить бутылочку ко рту, удерживать е во время сосания.
Учить раскрывать рот перед ложкой, снимать пищу губами, есть с ложки полу густую пищу.
Физическое развитие
Учить переворачиваться со спины на живот, на бок, с живота на спину.
Учить ползать вперед и отползать назад, крутиться.
Учить опираться ногами на опору при поддержке под мышки.
Учить дотрагиваться руками до своего тела.
Учить тянуть руку к понравившейся игрушке.
От 6 до 9 месяцев
Стимуляция познавательного развития
Продолжать развивать активные движения рук.
Совершенствовать восприятие предметов.
Побуждать детей переходить от одного-двух действий с предметом к манипуляциям, состоящих из цепи простых взаимосвязанных ориентировочных действий, носящих ознакомительный характер.
Формировать подражание действиям взрослого.
Продолжать развивать движения пальцев, подбирая для манипулирования небольшие предметы.
Продолжать совершенствовать слуховые и зрительные ориентировочные реакции.
Развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве.
Сенсомоторное развитие:
Рассматривать свое отражение в зеркале, указывать на себя пальцем.
Учить брать игрушку из рук взрослого, держать в кулачке, рассматривать.
Учить сжимать и разжимать кулачки, греметь, размахивать, стучать игрушкой подражая взрослому и самостоятельно.
Учить действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.
Учить выполнять действия с 2-3 предметами, воздействуя на один и изменяя положение в пространстве другого.
Учить выкладывать предметы из емкости путем ее переворачивания, поочередно выкладывать предметы.
Учить осознанно класть предметы в определенное место (в коробку, ведерко).
Учить выполнять в более сложном варианте все виды соотнесений предметов, разъединение целого предмета на части, продолжая при этом совершенствование движений руки по направлению к предмету.
Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук при действиях с предметами, способствовать формированию активной позиции большого пальца.
Обогащать деятельность смысловым содержанием (открыть коробочку, чтобы посмотреть, что в ней лежит и т.д.).
Формировать осознанные способы двигательного воздействия на предмет.
Сенсомоторное развитие:
Учить снимать и нанизывать на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием; надевать предметы друг на друга: браслет – на руку, ключ – в замок, штепсель – в розетку совместными действиями.
Учить строить башню из двух кубиков.
Учить закрывать и открывать крышечки.
Учить производить различные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормить, вытирать, причесывать.
Учить подражать игровым действиям.
Учить прокатывать мяч или шарик, прокатывать вперед игрушку на колесах.
Учить самостоятельно открывать, закрывать дверь, нажимать на кнопки, выключатели.
Учить вставлять меньший стаканчик в больший.
Учить укладывать мелкие (фасоль) и средние (каштаны) предметы в банки, коробки, лотки для яиц, захватывая щепотью.
Учить брать предметы средней величины разного веса и формы: большие и маленькие шарики, кубики, каштаны, ложки, прищепки, мешочки с песком, крупой и др.
Развитие наглядно-действенного мышления:
Формировать умения хватать один и тот же предмет по разному, вытаскивать штырек из гнезда, при захвате маленького предмета использовать большой палец с одной стороны и остальные с другой, засовывать палец в гнездо от штырька по подражанию, доставать предметы из коробки, снимать кольцо со стержня, захватывать мелкий предмет с двух сторон «пинцетом».
Формировать умения находить частично и полностью спрятанную игрушку, предмет, спрятанный под одним из двух лоскутков ткани, убирать препятствия, мешающие достать игрушку.
Формировать умения класть или ставить предмет в нужное место, вкладывать круглые предметы в отверстие доски (отверстие всего одно).
Формирование умений манипулировать предметами, тянуть машинку за веревочку, толкать, ударять кубиками друг о друга.
Формировать умения решать простые практические задачи (переворачивать бутылочку, чтобы достать из нее изюминку).
Формировать умение имитировать рисование восковым мелком, держа его в правильном положении и оставляя на бумаге следы.
Формировать умение рассматривать книгу вместе со взрослым, хлопать рукой по картинке в книге, переворачивать страницу.
2. Стимуляция эмоционального развития
- Учить улыбаться, радоваться, действуя с игрушками.
Учить проявлять недовольство при слове «нельзя», в ответ на резкий тон взрослого.
Учить радоваться приходу близкого человека и узнавать его на фотографии.
Учить подражать мимике, игровым действиям, жестам сверстников. Формировать интерес к картинкам в книжках.
Учить улыбаться, «подпевать», подпрыгивать или спокойно прислушиваться к звукам музыки, к песенке.
3. Речевое развитие
Восприятие речи:
Формировать умение слушать и концентрировать внимание:
Внимательно слушать, сидя на стуле; слушать одного человека в шумной обстановке.
Смотреть на картинки или предметы в течение 2 минут вместе со взрослым.
Менять выражение лица в ответ на тон говорящего и на изменение выражения лица взрослого.
Формировать умение реагировать на жесты и выполнять простые указания:
Выполнять простую просьбу, сопровождаемую жестами.
Оборачиваться, услышав своё имя.
Прерывать занятие, услышав строгое замечание.
Махать рукой или хлопать в ладоши по словесной просьбе.
Находить знакомые предметы, членов семьи, о которых его спрашивают (1 из 4).
Указывать на предмет и давать его по просьбе говорящего.
Формировать умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что нужно:
Выбирать из 2-3 предметов, картинок по просьбе.
Указывать на одну часть тела; на отдаленный предмет, видный из двери, окна.
Понимание речи:
Учить показывать на 1 из 4 знакомых игрушек, на 1 из 2 картинок после просьбы взрослого: «Покажи …». Выполнять знакомые действия с игрушкой.
Учить находить кубик, отличая от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.
Учить подчиняться словам «нельзя», «можно».
Учить имена близких взрослых и смотреть в сторону названного человека. Учить названия своей одежды, предметов быта (показывать их).
Учить махать рукой при словах взрослого «до свиданья» когда кто-то уходит; когда уходит сам.
Учить по просьбе взрослого разводить руками на слово «нет»; играть в «ладушки»; показывать, как что-то летает; показывать, что делает кто-то (сидит, лежит); прятаться, играя в «ку-ку»; «вытирать» нос платком; «вытирать» лицо, прикладывая полотенце.
Активная речь:
Учить произносить 10-12 слов облегченно.
Учить облегченными словами отвечать на вопрос взрослого «Кто это?».
Учить соотносить с предметами и действиями облегченные слова.
Учить подражать знакомым звукам и движениям: «плакать», «смеяться», «кашлять», «петь», «говорить» по телефону; интонировать песенки; подражать понятным словам других детей.
4. Социальное развитие
Учить пить из чашки с помощью, придерживая ее руками.
Учить самостоятельно есть пищу, которую берут руками (откусывать и жевать хлеб, печенье).
Учить держать ложку и пытаться взять в рот ее содержимое.
Учить помогать движениями рук, ног при одевании, раздевании.
Учить приносить свои вещи при одевании, знать их названия.
Учить тянуть руки к воде при умывании, «вытираться» полотенцем.
Учить проявлять недовольство при нарушении опрятности, просится на горшок характерными звуками.
Учить манипулировать самостоятельно игрушками в течении 10 минут; демонстрировать простые функциональные действия; играть в мяч, толкая его.
Привлекать к участию в играх «Ку-ку, вот и я», «Ладушки», «Сорока-ворона».
Физическое развитие
Учить подползать под препятствие.
Учить вползать и сползать по наклонной поверхности.
Учить залезать, карабкаться на диван, кресло, спускаться на пол.
Учить стоять без опоры.
Учить приседать, выпрямляться, наклоняться.
Учить ходить, держась одной рукой за руку взрослого.
Учить ходить, держась одной рукой за руку взрослого.
Учить подниматься на лесенку детской горки приставными шагами (с помощью взрослого).
Учить делать самостоятельно несколько шагов без поддержки.
Совершенствовать выполнение взаимосвязанных прямых и обратных действий с предметами:
раскладывание и собирание, вынимание и вкладывание, перекладывание шариков в коробку, скатывание их по желобку;
раскладывание и собирание цветных колпачков;
нанизывание на стержень пяти одинаковых колец;
вкладывание в полые предметы, накрывание одинаковых полых предметов (меньший – большим);
собирание игрушки из двух частей.
Привлекать внимание детей к предметам, сделанным из разных материалов, издающим различное звучание, в том числе тихое и громкое.
Сенсомоторное развитие:
Учить ориентироваться в двух формах («мячи» – «кубики») при произведении операций подбора и отбора.
Учить отличать знакомый большой предмет от маленького при произведении операций подбора и отбора.
Учить подбирать (не называя) к предмету одного цвета игрушки того же цвета.
Учить снимать и нанизывать большие кольца на стержень пирамидки.
Учить ставить кубик один на другой (строить башню, дом).
Учить держать (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркать по бумаге.
Развитие наглядно-действенного мышления:
Развивать умение хватать:
при захвате маленького предмета использовать большой палец с одной стороны и остальные с другой (в «клещи»); захватывать предмет «грабельками», «щепотью», «пинцетом».
вытаскивать штырек из гнезда; засовывать пальчик в гнездо от штырька, подражая взрослым;
доставать предмет из коробки;
один и тот же предмет использовать по-разному.
Развивать представление о неизменности существования предмета:
находить частично спрятанную игрушку; полностью спрятанную игрушку; предмет, спрятанный под одним из двух лоскутков ткани;
убирать препятствия, мешающие достать игрушку;
Формировать умение класть или ставить предмет в нужное место.
Формировать умение манипулировать предметами:
тянуть машинку за веревочку; толкать машинку;
тянуть веревочку вверх;
держа в руках по кубику, ударять ими друг о друга.
Учить решать несложные практические задачи:
вставлять меньший стаканчик в больший;
снимать с коробочки крышку, чтобы отыскать там мелкую игрушку; переворачивать вверх дном коробку, бутылочку, чтобы достать из нее предмет.
Формировать умение держать восковой мелок в правильном положении; оставлять на бумаге следы, имитировать рисование.
Формировать умение рассматривать книгу вместе со взрослым; хлопать рукой по картинке в книжке; помогать переворачивать страницу.
Формировать умение самостоятельно воспроизводить действия с предметами, разученные ранее; одно знакомое действие с игрушкой, одинаковые действия с разными игрушками, играть с предметами обихода; переносить знакомые действия с одним предметом на другой.
Учить подражать близким взрослым: «стирать» как мама; «читать» как папа.
Стимуляция эмоционального развития
Учить эмоционально реагировать на знакомого и незнакомого взрослого; подражать мимике, движениям взрослого; учить в затруднительных ситуациях обращаться ко взрослому.
Учить дополнять собственную речь мимикой, движениями, интонированием.
Учить эмоционально различно реагировать на плясовые и спокойные мелодии.
Учить проявлять интерес к играм других детей; учить радоваться от получения результата игровых действий, выполненных взрослыми или самостоятельно.
Учить познавать окружающее через свои эмоциональные ощущения («больно», «горячо», «холодно», «красиво»).
Речевое развитие
Понимание речи:
Учить понимать многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знать имена близких взрослых, названия одежды, обозначение действий, некоторых бытовых ситуаций.
Учить показывать части лица у человека и образной игрушки.
Учить выполнять два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями.
Учить с интересом рассматривать картинки в книжке, узнавать персонажей.
Учить слушать потешки, стихи, песенки.
Активная речь:
Учить имитировать звуки, слова по просьбе взрослого («лаять», «пищать», «гудеть»).
Учить употреблять слова в индивидуальном произношении: в момент радости, при удивлении, при констатации знакомых явлений, в процессе двигательной активности, по подражанию, по просьбе взрослого, в процессе игровых действий.
Социальное развитие
Учить пить из чашки.
Учить держать ложку в кулачке, доносить до рта густую пищу.
Учить подниматься на лесенку детской горки приставным шагом.
Учить ходить по доске, лежащей на полу.
Учить поднимать руки вперед, вверх, в стороны, отводить за спину, вращать (стоя, сидя, лежа).
Учить шевелить пальцами, вращать кистями рук.
От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
Стимуляция познавательного развития
Продолжать учить действовать с одноместными дидактическими игрушками, двухместными геометрическими фигурками-вкладышами; выполнять прямые и обратные действия.
Учить собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку на конической основе, состоящую из двух-трех колец разных размеров, собирать пирамидку на прямой основе (стержне) из двух колец, резко отличающихся размером.
Привлекать внимание детей к звукам, которые издают предметы из различных материалов, а также музыкальные разнотембровые игрушки.
Сенсорное развитие:
Учить ориентироваться в двух величинах (большой и маленький): находить после показа по просьбе взрослого.
Учить собирать пирамидку из двух контрастных по величине колец после показа.
Учить подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию (совместные действия, показ).
Учить подбирать предмет такой же формы, как образец; ориентироваться в двух формах (шар – куб, кубик – кирпичик).
Учить ориентироваться в 2 – 3 цветах; находить игрушку такого же цвета, как показывает взрослый.
Учить отображать в функциональной игре 1 – 2 часто наблюдаемых действия (кормить и причесывать куклу); действовать с предметами в зависимости от их функционального назначения; использовать в игре предметы-заместители («читать» книгу, катить перед собой коляску, тянуть игрушку за веревочку за собой).
Учить решать некоторые практические задачи, пользуясь несложными инструментами; проявлять сообразительность при решении проблемной ситуации: что-то подставить, использовать дополнительный предмет.
Учить строить домик из кубика и призмы.
Учить строить загородку из кирпичиков, ставя кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро.
Учить строить дорожку, плотно прикладывая кирпичик к кирпичику.
Учить строить стол, накладывая кирпичик плашмя на кубик, стул из крупного кирпичика и куба.
Развитие наглядно-действенного мышления:
Развивать умение хватать: брать в руку нитку, захватывая ее с двух сторон «пинцетом».
Закреплять умение находить предмет, спрятанный под одним из двух лоскутов ткани.
Закреплять умение вставлять большой штырек в гнездо доски со штырями и гнездами, вкладывать кругляши в круглые отверстия доски, строить башню (из 2 – 6 кубиков).
Закреплять умение решать несложные практические задачи и головоломки.
Учить подбирать предметы к образцу (без вариантов – однородные предметы: только прищепки - к прищепкам, шишки - к шишкам, каштаны - к каштанам).
Учить подбирать предметы к образцу (из двух вариантов – однородные предметы двух видов: шишки - к шишкам, а каштаны - к каштанам).
Закреплять умение оставлять на бумаге следы воскового мелка, рисовать вертикальные линии; оставлять следы пальцев на посыпанной мукой картонке.
Закреплять навыки обращения с книгой, формировать умение переворачивать по одной бумажные страницы книги.
Стимуляция эмоционального развития
Стимулировать появление социально значимых жестов и мимики («жалеть»).
Учить привлекать внимание взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями; реагировать на эмоциональный тон голоса взрослого (подражать радостным возгласам, эмоциональному отношению взрослого к ситуации), интересоваться действиями других детей.
Учить повторять знакомые движения под музыку.
Речевое развитие
Восприятие и понимание речи:
Формировать умение реагировать на жесты и выполнять простые указания (указывать на предмет, давать предмет по просьбе говорящего).
Формировать умение выбирать из 2 – 4 предметов, картинок то, что нужно по просьбе; указывать 1 –7 частей тела; выбирать 3 предмета одежды.
Формировать умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.
Учить показывать части тела, игрушки по просьбе.
Учить понимать смысл предложений, выполнять знакомые бытовые действия по просьбе.