Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма (шарик, кубик, крыша, брусок)




Различение основных форм на операциях отбора и подбора.

Показ по инструкции.
Соотнесение по инструкции.
Соотнесение плоскостной и объемной форм.
Выделение в предметах окружающего мира знакомых форм.
Формирование ориентировки при опознании предметов на фор­му как на основной опознавательный признак.

Формирование приемов двигательного моделирования форм (катится — не катится; обкладывание кубика палочками, спичками; обведение среза яблока пальцем).

Выкладывание фигуры из палочек по пластилиновой доске. Обведение по шаблону с последующей штриховкой.

Моделирование внутреннего контура горохом, фасолью, краской. Игры и упражнения для формирования форморазличения:

«Катится — не катится».

«Найди домик».

«Прикладывание к контуру».

«Накладывание на силуэт».

«Накладывание плоскостной формы на объемный предмет».

«Почтовый ящик».

«Доска Сегена».

Способы выполнения — те же.


Величина

Отбор, подбор по величине.

Соотнесение действий рук (обхватывание) с величиной предметов.

Соотнесение тональности голоса с величиной предметов.

Развитие зрительной оценки величины предметов.

Выборка большой фигуры.

Сортировка по величине.

Сопоставление объемных и плоскостных предметов по величине.

Построение сериационных рядов.

Игры и упражнения для формирования сенсорных эталонов величины:

«Спрячь и сравни».

«В какой гараж поставим машинку?»

«Чьи следы — мышки или слона?»

«Какие игрушки повесил на елку папа, а какие — сынок?»

«Выбери большой круп обведи пальцем».

«Собери большие шарики в одну коробку, а маленькие — в другую».

«Разложи шарики от самого маленького к самому большому».

Способы выполнения - те же.
Формирование тонкой моторики

Сжимание и разжимание мочалок, мягких резиновых мячиков,


колец разных диаметров.

Нажимание кнопок.

Открывание различных емкостей.

Отвинчивание и завинчивание крышек.

Удерживание ложки.

Набирание и пересыпание ложкой крупы.

Укладывание каштанов, фасоли, шишек в ячейки для яиц.

Нанизывание колец на стержень.

Строительство башни из деревянных кубиков.

Захват предметов средней величины «клещами» разного веса


и формы: большие и маленькие шарики и кубики, каштаны, шишки,
мешочки с песком, крупой, опилками.

Захват мелких предметов «щепоткой»: фасоль, желуди.

Нанизывание крупных бусин на шнурок.

Захват мелких предметов «пинцетом»: поднимание копеек с глад­


кой поверхности, укладывание мелких предметов в банку, нанизывание
средних и мелких бусин на толстую леску, пристегивание прищепок.


Конспект индивидуального коррекционного занятия

По развитию готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.

Тема: «Игрушки».

Цели: Формировать захватывающие движения ладонью, пальцами; умение удерживать и манипулировать игрушками. Развивать способы активного осязания; умение различать и сопоставлять свойства предметов по форме, материалу. Формировать умение распознавать подошвами ног разные поверхности, узнавать предметы по издаваемым звукам. Развивать произвольное и слуховое внимание.

Материал: мячи (резиновый, пластмассовый, мягкий), кубики (пластмассовый и мягкий), корзина, дорожки с разной текстурой поверхности.

Методы и приемы:

*организационный сюрпризный момент;

*упражнение «Ходим по дорожкам»;

*обследование игрушек из корзины;

*дид.игра «Найди пару»;

*исследовательская деятельность «Тише-громче»;

*заключительная часть.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Посмотри, кто пришел к нам в гости. Это колобок, потрогай его. Он круглый, без углов, мягкий, умеет хорошо катиться. Он приготовил нам сюрприз и зовет нас погулять по дорожкам.

2. Хождение по дорожкам.

«Наши ножки по дорожкам – топ, топ, топ!

По колючей…по ребристой…по мягкой…по каменистой… топ, топ, топ!

3. «Что лежит в корзинке?»

- Посмотри, стоит корзинка на пути! Корзинка большая, плетеная, с ручкой (принцип обследования «рука на руке») Вместе с ребенком обследуем игрушки, сначала мячи, а затем кубики

- Это мяч. Он какой? Круглый, большой, мягкий. А этот мяч какой? Круглый, твердый. Он пластмассовый. Есть еще один мяч в корзине, потрогай его. Он маленький, круглый, резиновый.

- Мячи – это игрушки. С ними можно играть: бросать, ловить, катить (попробовать выполнить эти действия вместе с ребенком).

Аналогично идет работа по обследованию кубиков (отмечаю, что у кубика есть углы, он не катится).

- Кубики – это игрушки, из них можно строить. Давай поставим мягкий кубик на пластмассовый.

4. Дидактическая игра «Найди пару»

Обследование, дифференцировка по фактуре.

- Возьми мягкий мяч и найди мягкий кубик…

5. Упражнение «Тише-громче»

Определение на слух, громко или тихо стучит игрушка из разного материала по столу.

6. Итог занятия

- Найди мягкий мячик, твердый кубик (пластмассовый) Что стучит громче?

Начинали мы с тактильных книг. Для их изготовления я взяла детские картонные книги и наклеила на страницы разную по фактуре ткань, кусочки кожи, бархат, наждачную бумагу, мех, поролон, синтапон. Как заниматься: садим ребёнка между ног и открыв страницу открываем ладошку и проводим по поверхности страницы, при этом рассказывая какая она. Страницы перелистываем рукой ребёнка удерживая руку за локоть.


Книга №1


Плащёвка,синтапон


Вельвет,кусок мохерового шарфа

 

Вязанное полотно,кружево

 

Бархат,ткань

 

Липучка,мягкий мех

 

Жёсткий мех

 

Книга №2 Сравнения тактильных поверхностей.Упругая резина - пористый поролон

 

 

Кожа - твёрдая,синтапон - мягкий

 

Шершавая бумага,гладкая бумага

 

Короткий мех,длинный мех

 

Деревянная ребристая поверхность,гофрированный картон

 

Шершавая блестящая ткань, гладкая фольга

 

Книга №3 Тактильная книга со сказкой. Войлок

 

Рефлёная бумага,мех, на шарфике - ткань

 

Кожа

 

Выпуклая бумага

 

Наждачная бумага,гладкая бумага

 

Велюр
Войлок

 

Ленточки

 

 

Монетки,клеила на резиновый клей

 

Облатки от таблеток,специально обвела чёрным маркером

 

Ракушки

 

Тактильные поверхности на отдельных картонках.Фетр,стеклянные камушки,деревянная поверхность,фасоль,мягкий войлок,фольга,резина,велюр,вязанное полотно,поролон,вельвет,жёсткий войлок,рефлёная бумага,синтапон,жёсткая часть липучки,кожа,короткий мех,гофрированная бумага,наждачная бумага,длинный мех,воск,ватин,спички.Такие поверхности у нас в 2-х экземплярах,использую для поиска одинаковых.За один раз не более двух разных поверхностей.

 

Чертёж кубика 4 см

 

,
Тактильные кубики: деревянный,резиновый,поролоновый, из пенопласта,картонный

 

меховой,велюровый,джинсовый,войлочный,фетровый

 

Это кубики для изучения цвета.Подходящего размера и тем более цветные мне не удалось раздобыть,пришлось купить с алфавитом пластмассовые и обклеить цветным картоном.По началу помогала сыну разложить кубики по цветам,теперь сам раскладывает.Размер кубиков 4 см

 

Это наши первые кубики размером 1,5 см из дерева и покрытые лаком.

 

Мягкие кубики размером 8 см,внутри поролон,сбоку верёвочка

 

Покупные колючие мячики

 

Тактильные мячики:поролон,пластмасса,резина и из фольги.

 

Самодельные мячики.Выкроила круг из ткани,прометала мелкими стежками,отступив от края круга на 1 см,вложила внутрь синтапон,стянула,концы ткани заправила во внутрь,закрепила нить.Вязанное буклированное полотно,байка,махра,мех.

 

Трикотаж,блестящая ткань,подкладочная ткань,плащёвка

 

Крупы,наклеенные на картон: горох, пшеница,рис, гречка, два вида вермишели.Клеилось плохо,пришлось прямо заливать клеем ПВА

 

По поверхности этой щётки провожу открытой ладошкой и получаем микромассаж пальчиков

 

Стеклянные камушки - выгребаем из лотка

 

Конфеты в ярких фантиках.Они шуршат и привлекают к себе внимание.Играли долго,пока сына не знал,что такое конфеты.

 

Выгребали пуговицы из глубокой металлической коробки и маленькие бабины ниток.Любимое занятие разматывать нитки и накручивать на ладонь.
Тактильная поверхность из нашитых пуговиц.И для рук хорошо и ножками по ним топчемся

 

Ещё я в коробку складывала много всего разного:бусины,пуговицы,шпульки от швейной машинки,игрушки из киндер сюрприза,маленькие кубики,картонные кольца,основы от использованных точилок / лезвия сняла/ - это всё по началу

 

Потом предметы покрупнее:резиновые мячики, грецкие орехи,кольца от погремушек,крышки от минеральной воды,деревянный конструктор

 

По началу у ребёнка ничего не получалось доставать из коробки т.к. ладони были сильно сжаты в кулачки, поэтому я сама раскрывала ему ладошку и помогала доставать предметы из коробки.Сначала занималась с правой рукой ((левая в этот момент держится за коробку с моей помощью)),затем тоже самое с левой рукой.Со временем сына начал сам выгребать содержимое коробки кулачками,а спустя некоторое время ладошками.Правая рука справлялась лучше левой и хоть специалисты рекомендовали развивать только правую руку, я делала упор на обе руки.Спустя 1,5 года с начала первых занятий обе ладошки хорошо раскрываются и получается удерживать предметы,даже крупные одновременно двумя руками.Один день мы всё вынимали из коробки, другой день всё складывали.При складывании заостряла внимание на крае коробки,чтобы не промахивался.Как делала - открытой ладошкой проводила по краю коробки и говорила, что это край. Ещё в эту коробку я ложила шуршащие кульки

 

Когда сына начал предметы захватывать ладонями,перешли на полку в столе с разными предметами.Ещё эту полку сам открывает и закрывает, а открывается она туговато.

 

В эту бутылку с узким горлышком мы и сейчас продолжаем бросать крупные деревянные бусины и разрезанные на части деревянные шашлычные палочки

 

Также учимся брать эти предметы с плоской поверхности

 

Захват учимся делать тремя пальцами,проделываем с обеими руками

 

Это металлическая коробка с низкими бортиками,на дне расчерченный картон.Для чего нужен этот картон - для привлечения внимания и улучшения остроты зрения

 

Вынимая бусы из коробки, получается грохот,что тоже интересно ребёнку.Накрывали коробку крышкой

 

Пригодились все бабушкины бусы

 

Эта дуга помогла научить сына самостоятельно играть.Помимо игрушек я ещё развешивала бусы и по краям тоже, для того чтобы ребёнку пришлось повернуть на бок.

 

Играем с неваляшкой.Сначала сама раскачиваю, потом рукой сына, а потом прошу его сделать самостоятельно.

 

Кидаем монетки в копилку.

 

Матрёшка - по моему самое лучшее для овладения ребёнком понятия большой, средний, маленький и о том, что меньшее можно вложить в большее.Края матрёшек я подпилила так, чтобы легко открывались

 

Пригодились для занятий пустые облатки от таблеток и коробки от лекарств.Очень нравилось сыну складывать облатки в коробку.

 

Эту развивающую доску смастерил нам папа.Замочек с колечком на конце - застегнули,расстегнули.Липучка с захватом на конце.Пряжки от пояса,выключатель 2-х видов,розетка с вилкой,задвижка для дверей,брелки для ключей и металлические кружки.

 

Для разработки захвата пальцами рук, ищем пару по цвету.Сначала 4 основных цвета.За один раз два цвета

 

Как ребёнок освоил основные цвета, начала добавлять другие цвета по одному - пока не запомнит

 

Кружочки сделаны из ткани,нашиты на плотную ткань и пришита колючая часть липучки.На плотный картон формат А-4 настрочила мягкую часть липучки,а потом картон с липучкой приклеила на очень толстый картон

Поезд для закрепления понятий о цвете и учимся откручивать и закручивать пробки.Для изготовления взяла коробку от компьютерной клавиатуры,8 пластиковых бутылок.Отрезала горлышки бутылок по ширине коробки, отступив 1 см со стороны отрезанного края разогретой над огнём иглой сделала по 4 отверстия. Наклеила на коробку поезд,вырезанный из картона и рельсы. В местах где будут колёса вырезала отверстия по объёму горлышка.Вставила горлышки от бутылок и пришила очень толстой нитью с низу коробки.

 

Пригодились нам пустые бутылки от шампуня,витаминов,воды,лекарств.Открываем и закрываем крышки.

 

Катаем по полу или столу машинку.За верёвочку тянуть не получалось - привязала на край кольцо от пирамидки.Катали куклу.Складывали и катали игрушки,а потом выгружали.

 

Катаем каталочку на жёсткой палочке с кольцом на конце вперёд,назад,в стороны

 

Из деревянных кубиков строим и валяем башню

 

Башня из картонных кубиков.Размеры от 2,5 см + 1,5 см на каждый кубик.

 

Открываем коробки

 

Вкладываем одна в одну.Понятие о том что меньшее можно положить в большее.

 

Одеваем на палочку колечки

 

Пирамидок у нас много. Есть среди них разборная, качающаяся, обычная, стаканчики, самодельная мягкая. Одну неделю обычную пирамидку складываем, другую неделю разбираем.

 

Пирамидку стаканчики складываем,при этом стаканчики стоят на столе по размеру,а затем раскладываем. Ставим стаканчики один на другой и валяем.

 


Развешиваем колечки на подставку для чашек

 

Делаем выбор из 2-х предметов различных по величине /большой – маленький/. Они должны быть одинакового цвета.Как начнёт делать выбор, подбираем игрушки/машинки, кубики, чашки, ложки, стаканчики/Вначале говорим только о большом предмете, как освоит о маленьком.,,Вот большой мяч,,Показываем,даём потрогать. Потом просим - покажи где большой мяч.

 

Потом мы учились подбирать такой же предмет из 2-х лежащих на столе, а один такой же у сына в ручке.

 

Когда ребёнок всё это научится делать с помощью мамы/папы/,тогда начинаем делать сортировку предметов. На поднос выкладываем шишки 4шт. и одинакового цвета мячики 4шт.Перемешать.Говорить:,,Дай только мячики,, или,,Дай только шишки,, Если подает не то, говорить,,Не хочу,, и мотать головой. Если не получается,тогда помочь:,,Вот мячик,, взяв его рукой мячик. Каждый раз я меняла предметы, чтобы не приедалось.Это самое сложное из выбора игрушек.Со временем выбирать и давать кукле или другой игрушке.Это называется работа через третий персонаж.

 

Открываем и закрываем крышки.Также это проделываем с настоящими кастрюлями.

 

Крупный конструктор ЛЕГО помогает разрабатывать мелкую моторику рук и координацию движений

 


Катаем по столу каталочку.Складываем и выкладываем содержимое.Показываем,что мячики круглые катятся,а из кубиков можно построить башню.Каталочку сделали сами.Основа от набора деревянного конструктора, а колёса от игрушечного грузовика.
Всё это учимся катать по столу
 

 

.
 

 

 
 

Обеспечить общение с детьми для нас живущих в селе проблематично.Поэтому лучшими друзьями сына стали две куклы и плюшевый медведь.Они его успокаивают,когда плохое настроение,с ними сына занимается и играет,заботится о них.На куклах рассматривали лица и части тела,а потом искали тоже самое у сына. Вынимали из коробки предметы.Мишке - животных,кукле - предметы.Всё озвучиваю и веду диалог от имени куклы и мишки.   Настоящий электронный синтезатор.Улучшает мелкую моторику пальцев рук.   Папина электрогитара.Сына с удовольствием на ней брынчит. Самодельные маракасы.В одну пластиковую бутылку насыпала бисер в другую бусы. Молоточек-пищалка и дудочка.

 

Барабаним по барабану палочками и ладошками,играем на ксилофоне,звеним бубном и самодельной перкуссией.

 

Стучалочка.Учимся делать размах руки и прилагать усилие,чтобы забить цилиндры.

 

Вынимаем и ставим назад в стакан фломастеры.Так же делаем с ручками,карандашами.

 

Вынимаем из коробки фломастеры.

 

Играем брелками и не нужными ключами.

 

Когда то я ходила на курсы по вязанию и меня собралось с тех пор много образцов вязанных шапок.Теперь они пригодились.Одеваем и снимаем кукле шапки.

 

Разматывает и рвёт туалетную бумагу

 

Вынимаем ведёрки

 

Деревянный поезд.Коробка служит тоннелем.Благодаря коробке сына научился выпрямлять руки.

 

Музыкальная игрушка,изучаем звуки животных и слушаем музыку

 

Электронная азбука,счёт,музыка.Эта игрушка помогла выучить буквы.

 

На шкаф повесили самодельную картину.Смотря на неё со временем улучшается острота зрения.Кроме картины долгое время по всему дому были развешены яркие игрушки на том уровне на котором я носила ребёнка.Висело несколько игрушек и под потолком - так научились заглядывать вверх.

 

Сенсорное восприятие. Светильник ночник.Включаю в темноте.

 

Светит разными цветами.Привлекает внимание,ещё и руками можно потрогать.

 

Сенсорное восприятие. Ночник проектор,,звёздное небо,, Выключаю свет /осторожно, чтобы не напугать/ укладываю сына на диван,тихо включаю музыку,,звуки природы,, и молча сажусь рядом.

 

Ещё у нас есть светильник аквариум - рыбки плавают по кругу.

 

Сенсорное восприятие. На обруч диаметром 50 см, нашила ленточки длиной по 1 метру/ушло 30 метров/разных ярких цветов, подвешиваю к потолку,так чтобы нижние концы ленточек касались низа поверхности и в центр укладываю ребёнка. По началу может плакать, но со временем привыкнет. Это называется дождь. Обруч тихонько прокручиваю, тем самым увлекая игрой.

 

Сенсорное восприятие. Смотрим в темноте на зажжённую свечу,а потом вместе дуем.

 

Рвём журналы

 

Операцию по исправлению косоглазия сыну делать нельзя,потому что могут сделать расходящееся косоглазие, как только удастся уменьшить нашу неврологию - косоглазие может стать минимальным.Окулист порекомендовал бороться за сохранение зрения на обоих глазах путём не продолжительной акклюзии /не более 1 часа на один глаз один раз в день/ попеременно на каждом глазике и при этом подавать предметы справа, если закрыт левый глаз и слева если закрыт правый глаз. И ещё щадящую стимуляцию зрительного нерва.Для этого я взяла простой маленький светильник с маломощной лампочкой маленького размера, из картонной коробки сделала подставку/чтобы выглядывала только лампочка и 4 стаканчика основных цветов из пирамидки вкладыша /красный, синий, зелёный, жёлтый/. Заклеиваю один глаз,ставлю стаканчик,ребёнка усаживаю перед светильником и включаю его на 10 секунд, выключаю тоже на 10 секунд. Так проделываю с каждым цветом. По 1 минуте на каждый цвет. Повторяю 2 раза, но если ребёнок не хочет не заставляю. Процедуру проводим в течении 10 дней на одном глазике,потом месяц перерыва и повторяем на другом глазике. Улучшение видно не вооружённым взглядом. Беря предметы редко промахивается, хорошо отводит глазки в разные стороны /правый вообще не двигался/,начал замечать мелкие предметы.

 

Акклюзия. Для акклюдера вырезала 3 детали круглой формы из хлопчатобумажной ткани. Сложила детали вместе и сшила. Приклеиваю бумажным пластырем - легко снимается не причиняя боль


Кукла одеваемая на руку.Разыгрываю 2-х минутные спектакли.

 

Разрабатываем пальчики и заодно считаем.

 

Учимся раскручивать юлу.





Складываем спички в открытый коробок

 

Складываем спички в полуоткрытый коробок

 

Складываем в коробку домино

 

Открываем и закрываем коробку

 

Сложное задание для развития мелкой моторики рук: взять двумя пальцами руки с плоскости монеты и переложить в коробку

 

Ставим шишки на кольца

Пригодился новогодний набор игрушек из пластмассы: сортируем по ячейкам

 

Строим простые домики, валяем и снова строим

 

Тактильные мешочки с разными наполнителями, для развития мелкой моторики и воображения

 

Монетки, металлические колечки, камушки, бусины, пуговицы, хорошо шуршащий кулёк.

 

Баночки-шумелки с разными наполнителями, одна пустая. Учимся отгадывать по звуку что находится в баночке.Ищем пустую баночку. Даю открыть, высыпать содержимое, потрогать руками, ссыпать всё назад и закрыть.

 

Гречка, вермишель, рис, горох, лесной орех в скорлупе, фасоль

 

Чуть надутые шарики, также с разным содержимым. Есть среди шариков и пустой.

 

Пригодилась для занятий емкость для льда. Раскладываем одинаковые предметы в ячейки.

 

Учимся надувать мыльные пузыри, таким образом воздействуем на артикуляционный аппарат

 

Это картина по Доману.Придумала сама, увидев оригинал коврика по Доману.Улучшает остроту зрения. Висеть у нас она будет на двери шкафа размер 63см на 150 см. К тому же тени и силуэты вещей, предметов и др. развивают логическое мышление.Скачать https://yadi.sk/d/LYgtGM_kjjqwT

 

Самодельный трек для автомобилей из дерева. Сына учится высоко поднимать руку и самостоятельно спускать машинки

 

Машинки взяла из конструктора лего

 

Часть трека используем как мост

 

Учимся буцать одну машинку об другую



Недавно купили маленький набор для игры в доктора.Игра получилась долгая и даже мне интересная.Начали с того, что любимая кукла отказалась кушать. Я приложила руку сына на голову кукле и говорю, наверное ляля заболела, давай будем её лечить. Померяли температуру, проверили горло, ушки, помяли животик, фонендоскопом послушали дыхание и как кашляет. Ох у ляли всё болит.Закапали ей глаза, носик, дали микстуру от кашля,напоили водой, сделали укол и уложили спать. Через несколько часов говорю сыну давай разбудим лялю и проверим выздоровела она или нет. Разбудили, переодели, померяли температуру. Ляля здорова! Сына получил от игры удовольствие и теперь каждый день требует продолжения.



До 4-х лет колокольчик вызывал приступ истерики, а теперь любимая игрушка. Особенно нравится, когда колокольчик прицеплен на ноге. Тогда радостно переворачивается, пищит.

 

Для игры в воде папа сделал деревянный кораблик.

Чтобы как то разнообразить жизнь ребёнка я привлекаю его ко всему что делаю сама.Сам он не может передвигаться,поэтому большую часть времени проводит на моих руках.Перед сном мы помогаем папе расстилать постель.Взбиваем подушки,расстилая простынь и одеяло машем руками. Раздвигаем,задвигаем шторы. Когда мы занимаемся домашними делами: сына открывает и закрывает кастрюли,крышки на банках,помогает руками месить тесто,выгребает из миски муку,открывает двери в холодильнике и шкафчиках. Стучит ложкой по мискам.Даю попробовать соль и сахар. Вместе включаем стиральную машину,а потом развешиваем бельё.Даю пропылесосить, подержаться за включённый миксер,закрыть микроволновку.Вытираем пыль с мебели и крошки со стола.Когда чищу овощи - даю выгребать очистки из миски.Набираю в 3 чашки холодную,теплую и горячую воду.К каждой чашке даю дотронуться.Показываю полную и пустую чашку.Когда только начала ко всему привлекать - рассказывала о предмете и последова-тельность действий с ним.Помогает при создании развивающего материала:подаёт ножницы, ручку, бумагу, кладёт мусор в ведро. Чтобы убрать страх и протест перед всем новым садила на разные поверхности,часто меняла покрывала, шторы и свою одежду.Результат - больше не сжимается от страха и не вздрагивает. Как и каждому ребёнку моему сыну тоже быстро всё надоедает,поэтому приходится чередовать занятия и игры и иметь при этом их очень много и постоянно придумывать новые.Ежедневно психует,что не может сам что-то сделать.Тогда я ему объясняю что сможет когда немного подрастёт и что все были маленькими и тоже не умели. Раньше сына молчал,,как рыба,, Чтобы найти контакт с ребёнком и понять что он хочет начала ввод

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...