Воспитание культуры трудовой и профессиональной деятельности
13 Трудовое воспитание. Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование действительности, овладение природными и социальными явлениями, производство материальных ценностей в условиях удовлетворения потребностей людей. Посредством трудовой деятельности человек выражает свое отношение к миру, познает действительность, себя, других людей. В основе трудового процесса лежит умственная и физическая активность человека, которая определяется целью, предметом, средствами и результатами деятельности. Трудовое воспитание в современных условиях направлено на поэтапное развитие у обучающихся трудовых умений и навыков, на осознание ими трудовой активности как условия социальной и личностной успешности. Трудовое воспитание предусматривает личностное развитие, становление качеств трудолюбия, конкурентоспособности, бережливости, готовности к длительному напряженному труду и разумному сочетанию труда и отдыха; формирование трудовых умений и навыков, готовности к целенаправленной деятельности по созданию общественно полезного продукта; эстетизацию труда, воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды. Условия: оптимальное сочетание различных видов трудовой активности обучающегося (в семье, социуме, учреждении образования, на производстве); сочетание индивидуальных и коллективных форм трудовой деятельности; развитие творческого подхода к профессиональной деятельности; взаимодействие учреждений образования с учреждениями производственной, социокультурной сферы по развитию трудовой активности обучающихся; планирование результатов трудовой деятельности, направленных на формирование профессионального и личностного развития;
формирование у обучающихся основ экономического мышления. Возрастные особенности. Воспитанники учреждений, обеспечивающих дошкольное образзование. Трудовая деятельность связана с освоением основных бытовых умений и навыков. проявлением активности в быту, самообслуживании, уходе за растениями и животными, заботе о близких. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Формирование стремления трудиться в коллективе; бережного отношения к материальным ценностям (вещам). Формирование ответственно отношения к учебе как основному виду деятельности. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Формирование творческого отношения к труду. Самоутверждение в процессе трудовой деятельности, создание общественно-полезных продуктов. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования. Формирование профессиональных трудовых умений. Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования. Профессиональное обучение. Теоретическая и практическая подготовка к будущей профессиональной деятельности.
14. Воспитание культуры умственного труда личности. Культура умственного труда – духовная культура человечества, включающая в себя процесс и результаты познания, осмысления и преобразование мира и себя. Выступая как общественное явление, культура умственного труда воспринимается, осваивается и воспроизводится каждой личностью индивидуально. Базовыми компонентами культуры умственного труда являются потребность и способность человека к непрерывному самовоспитанию и самообразованию, развитию речи, памяти, воображения, интуиции и других качеств мышления как деятельности.
Содержание воспитательной работынаправлено на реализацию познавательных потребностей и интересов личности обучающегося с учетом способностей и ведущих видов деятельности; самосовершенствования; самоорганизацию и саморегуляцию учебной деятельности; развитие продуктивных (креативных) способностей мышления. Условия: непрерывный характер учебной деятельности; создание обучающимися интеллектуального продукта, эквивалентного изменениям в личностном развитии; педагогическая поддержка обучающихся в их стремлении к самопознанию, самовоспитанию, самореализации. Возрастные особенности. Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Развитие речи и сенсомоторного интеллекта. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Формирование и развитие познавательных интересов. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Ведущей является учебно-познавательная деятельность. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-техническогои среднего специального образования. Возрастание роли самообразования и самовоспитания; Развитие интеллектуальной культуры личности в процессе учебно-познавательной деятельности. Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования. Участие в научно-исследовательской работе. Устойчивая потребность постоянного обновления фонда имеющихся знаний, гибкость ума, умение усваивать новую информацию, используя ее для принятия решений; готовность и способность к самообразованию и самовоспитанию в течение всей жизни.
15. Профессиональное становление личности. Профессиональное становление личности представляет собой поэтапное углубление профессиональных компетентностей обучающихся в процессе учебно-профессиональной деятельности. Содержание воспитательной работы направлено на самореализацию личности в учебно-профессиональной деятельности, развитие стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям, интересам обучающихся и включает формирование у них представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессии, качествах современного профессионала и его ключевых квалификациях; профессиональную компетентность и разностороннее развитие (значение иностранного языка, современных информационных технологий, основ экономики и менеджмента, ориентация на здоровый образ жизни и физическое развитие). Формирование лидерских качеств, развитие организвторских способностей.
Условия: направленность образования на решение задач профессионального самоопределения и воспитания; профессиональная ориентация обучающихся (построение позитивных жизненных и профессиональных планов и др.); создание ситуации выбора на каждом этапе предпрофессионального и профессионального образования обучающихся; дифференциация целей, задач и содержания профессионального воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся; обеспечение взаимодействия в процессе профессионального становления обучающихся учреждений образования с семьей, производственными, сельскохозяйственными подшефными и другими предприятиями и организациями.; популяризация профессиональных достижений обучающихся. Возрастные особенности. Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Получение первоначальных представлений о профессиях. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Проявление интереса к определенным профессиям. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Формирование профессиональных интересов и готовности к выбору профессии. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования. Начальная профессиональная подготовка. Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования. Совершенствование профессиональных трудовых умений и навыков. ГЛАВА 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|