Этапы воспитательного процесса
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Лекция №4 (2 часа). Процесс воспитания в коррекционной школе, его научно-организационные и методические основы. Понятие воспитание в русской педагогике стало выделяться со второй половины 18 века. В значении процесса развития и формирования личности оно употреблялось в таких документах как «Генеральный план московского воспитательного дома» (1763), «Устав народных училищ в Российской империи» (1786). В 1806 г. слово «воспитание» как особое педагогическое понятие было включено в словарь Российской академии. Однако вплоть до середины 19 века оно ассоциировалось с понятием «образование» и фактически являлось его синонимом. С развитием же педагогической теории и практики оно приобрело самостоятельное значение. В настоящее время воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В широком смысле слова воспитание рассматривается как общественное явление, которое представляет собой сложный противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемого всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культурой, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Воспитание в узком смысле рассматривается как педагогический процесс, включающий в себя два компонента: обучение и воспитание. Несмотря на то, что у каждого из этих компонентов имеются свои цели, задачи, методы, формы и др., они представляют собой единую систему, в которой при обучении происходит воспитание, а во время воспитания обучение определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения].
Таким образом, воспитание – это целенаправленное и планомерное воздействие на сознание и поведение человека, с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, целенаправленных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития. Цель воспитания – подготовка к жизни человека физически и нравственно способного самостоятельно жить в современном мире. Задачи: 1. Коррекция всех компонентов психофизического и интеллектуального личностного развития ребенка. 2. Разностороннее развитие учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни, которая включает труд 3. Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в различных видах деятельности. 4. Формирование умения жить и работать в коллективе, что предполагает осуществление воспитательного воздействия в процессе конкретных видов деятельности. 5. Воспитание активности и самостоятельности, умения правильно оценивать окружающих и самих себя, формирование положительного отношения во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Основываясь на определениях, предложенных В.А. Сластениным, Л.С. Глебовой, И.П. Подласым можно сделать вывод о том, что воспитание многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, взаимодействие. Оно организуемо, управляемо, контролируемо и имеет определенную цель – формирование полезной обществу личности.
Традиционными направлениями воспитания являются: 1. нравственное, 2. умственное, 3. физическое, 4. эстетическое, 5. трудовое. Нравственное воспитание – целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения.
Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Умственное воспитание рассматривается как процесс формирования, направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности. Под физическим воспитанием понимается система физического совершенствования человека, направленная на правильное физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой физической работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании. Эстетическое воспитание - направлено на выработку, и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты. Трудовое воспитание представлено как целенаправленная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия их труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания. Итак, весь процесс воспитания делится на пять составных частей, но это разделение условно. Выделяют несколько последовательных этапов, через которые проходит процесс, направленный на качественное решение воспитательных задач. Данная структура дает понимание глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса.
Этапы воспитательного процесса Первый этап включает осознание воспитуемыми требуемых норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. На втором этапе знания переходят в убеждения, то есть глубокое осознание именно того, а не иного типа поведения. Убеждения в этой связи представлены как твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания развивается вяло, медленно и не всегда достигает положительного результата. Третий этап предполагает воспитание чувств, основанное на ситуациях, которые их обостряют и помогают достигнуть правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил. Четвертым, главным этапом воспитательного процесса является деятельность. В практике воспитания она всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания. Кроме того, воспитательный процесс имеет ряд особенностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|