Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности воспитательного процесса




1. целенаправленность предполагает специальноорганизованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателя и воспитанников с целью формирования личности, нужной и полезной обществу.

2. многофакторность предполагает наличие многочисленных объективных и субъективных факторов, сочетающихся в процессе воспитания, обуславливающие его динамичность, подвижность и изменчивость.

3. длительность предполагает отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

4. непрерывность предполагает постоянное систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников.

5. комплексность предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, так как формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе.

6. вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов, выражается в том, что в одних и тех же условиях они могут существенно отличаться. Это обусловлено индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию, а так же уровнем профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерством, умением руководить процессом.

7. двусторонний характер воспитания, предполагает наличие прямой – от воспитателя к воспитаннику и обратной (от воспитанника к воспитателю) связи. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, то есть на той информации, которая поступает от воспитанников.

Таким образом, процесс воспитания представляет собой и сложную динамическую систему, в которой каждый компонент в свою очередь, может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты, и специально организованную деятельность, основанную на обучении и способствующую формированию разносторонне развитой личности.

Личность, по определению Л.С. Выготского – это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанный с жизнью окружающих его людей.

Таким образом, основываясь на определениях можно сказать, что личность – это человек, обладающий определенными качествами, которые появляются у него в процессе деятельности и общения с другими людьми.

И.Ф. Харламов под качеством личности понимает закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях. В свою очередь отношениеон трактует как выражение определенных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу ее потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе, сказываются на ее поведении и развитии.

Отношения как личностный феномен являются очень сложным образованием и включают в себя сферу потребностей, знаний, чувств, убеждений, поступков и волевых проявлений.

Степень сформированнсти и прочности отношений может быть разной. Если отношение закрепляется и определяет характер поведения человека, оно превращается в личностное качество.

Процесс воспитания личностных качеств включает в себя:

üформирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;

üвключение их в активную познавательную деятельность по овладению знаниями о сущности формулируемого качества, способах его проявления и выработке соответствующих чувств, взглядов и убеждений;

üпрактическое формирование умений, навыков и привычек поведения, связанных с вырабатываемыми качествами;

üразвитие способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих преодолевать встречающиеся трудности и препятствия, связанных с соблюдением тех или иных форм поведения.

Любое личностное качество является слишком сложным образованием и в силу возрастных особенностей детей оно не формируется сразу и полностью, поэтому процесс выработки личностного качества начинается с формирования простейших элементов поведения, которые в дальнейшем усложняются, переплетаются и, сочетаясь между собой, определяют развитие и укрепление этого качества.

Средства воспитания

1. Непосредственного влияния

ü индивидуальное общение

ü индивидуальная помощь

ü общение с группой

ü организация совместной деятельности

ü организация массовых мероприятий

2. Опосредованное влияние

ü коллективное

ü через книги

ü через кинофильмы

ü музыкальные произведения

ü работа с родителями

ü работа с руководителями секций, кружков

ü окружающая среда

 

Условия совершенствования воспитания на современном этапе развития общества

 

1. Повышение социальной значимости воспитания

2. Расширения вариативных форм процессов воспитания предполагает создание региональных воспитательных систем, обеспечивающих для человека условия свободного выбора планов и программ создания своей жизни.

3. Изменение поведенческих моделей воспитателей и воспитуемых.

4. Создание институтов воспитания в альтернативных средах с последующим их включением в официальные образовательные структуры. Передача основных функций воспитания в семью.

5. Расширение сети общественных фондов и организация воспитательных направлений.

Принципы воспитания

Это общие требования, определяющие воспитательный процесс по средствам правил, рекомендаций по разработке организации и проведения воспитательной работы.

Выделяют две группы принципов воспитания

1. Общие принципы воспитания

ü Связь воспитания с жизнью – предполагает организацию воспитания в соответствии с требованиями общества и с перспективами развития.

ü Общественная направленность воспитания – установление соответствие с государственной стратегией воспитания

ü Опора на положительные черты личности ребенка

ü Гуманизация воспитания – отношение к человеку как к личности, а не как к вещи.

ü Личностный подход – предполагает опору на личностные качества

ü Комплексность, целостность, единство всех компонентов воспитательного процесса.

ü Стимулирование активности, инициативы школьников.

ü Воспитание в коллективе.

ü Единство действий, требований в школе, семье и обществе.

2. Специфические принципы – разработаны для системы специальных учреждений

ü Коррекционная направленность воспитательного процесса.

ü Доступность воспитания

ü Воспитание в труде

ü Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании

ü Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью и щадящий режим.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...