Лекция №1. Дети с нарушением интеллекта как субъект и объект изучения, воспитания и обучения.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
I.Олигофренопедагогика как наука Олигофренопедагогика – это часть дефектологии, изучающая ребенка с различными нарушениями интеллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а так же последующей реабилитации и социальной адаптации. Объект – лица, имеющие те или иные отклонения в интеллектуальном развитии. Предмет – теория и практика обучения и воспитания детей с умственной отсталостью и ЗПР. Цель – социализация и трудовая адаптация лиц с интеллектуальной недостаточностью. Задачи: 1. Психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью 2. Изучение и обобщение педагогического опыта в коррекционной педагогике 3. Разработка педагогических технологий (принципов, средств, методов, форм, систем работы) по воспитанию, обучению, коррекции недостатков у детей с отклонениями в развитии Связь олигофренопедагогики с другими науками. Вопросы теории и практики изучения, обучения и воспитания умственно отсталых детей разрабатываются с учетом достижений смежных наук: общей педагогики, клиники и медицинской генетики, нейрофизиологии, общей и специальной психологии, логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, что позволяет находить более гибкие и эффективные методы коррекции умственно отсталого ребенка. Олигофренопедагогика является частью общей педагогики. В основе она имеет те же источники. Это, во-первых, народная педагогика и, во-вторых, педагогические теории, учения крупнейших педагогов. Общепедагогические принципы рассматриваются как исходные в разработке теории обучения и воспитания аномального ребенка. Основные педагогические понятия воспитание, обучение, образование, развитие человека, формирование и т. д. употребляются здесь в том же значении, что и в общей педагогике.
Однако методы обучения и воспитания умственно отсталого ребенка специфичны, они зависят от особенностей его познавательной деятельности и личности в целом, от возможностей ребенка и имеющихся у него затруднений. Необходимость разработки специфических путей реализации общепедагогических принципов обучения и воспитания во вспомогательной школе делает олигофренопедагогику самостоятельной наукой. Без знания симптомов заболеваний, причин их возникновения, закономерностей развития психики при патологических условиях невозможно эффективное обучение и воспитание. Клинико-генетическое изучение умственной отсталости направлено на раскрытие этиопатогенеза интеллектуальной недостаточности. Нейрофизиологические исследования способствуют выявлению степени и характера поражения центральной нервной системы (ЦНС), исследованию структуры дефекта. Данные клинико-генетического и нейрофизиологического исследований имеют важное значения для классификации умственной отсталости, выделения генетических синдромальных форм с целью медицинской коррекции и прогноза социальной адаптации умственно отсталых детей. Данные общей и специальной психологии позволяют учитывать общие и специфические закономерности формирования их познавательной деятельности и личности. Дидактические принципы, методика воспитательной и коррекционной работы, структура урока, методы педагогического изучения детей, учебный план, программы, учебники, режим работы вспомогательной школы разрабатываются на основе данных олигофренопсихологии. Вследствие своего основного дефекта — поражения центральной нервной системы умственно отсталые дети отстают от сверстников в речевом развитии. Нарушение речи препятствует успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияет на формирование их психики. Совершенно очевидно, что данные логопедических исследований (как и исследований по тифлопедагогике и сурдопедагогике) также используются в олигофренопедагогике.
Безусловно, все научные дисциплины, изучающие развитие ребенка в норме, также используются при разработке теории и практики олигофренопедагогики. В организации лечебно-оздоровительной работы вспомогательная школа опирается на положения, разработанные педиатрией. Это позволяет оказать помощь ребенку в оздоровлении его нервной системы, улучшении его физического развития, научно обосновать организацию режима работы школы в целом. Ученые, способствующие развитию олигофренопедагогики. У истоков олигофренопедагогики стояли такие врачи и физиологи, как В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, И. В. Маляревский, Г. И. Россолимо. Дальнейшее формирование отечественной олигофренопедагогики связано с именами Д. И. Азбукина, Т. А. Власовой, А. Н. I Граборова, Л. В. Занкова, Ф. М. Новика и других. Большой вклад в разработку теоретических основ обучения и воспитания умственно отсталых детей внесли ведущие ученые-олигофренопедагоги Н. П. Долгобородова, Г. М. Дульнев, И. Г. Еременко, X. С. Замский. В их трудах коррекция рассматривается как неотъемлемая сторона образовательно-воспитательной работы вспомогательной школы. Теория и практика воспитания и обучения умственно отсталых детей значительно обогатилась благодаря большому количеству публикаций, в которых освещен опыт работы учителей вспомогательных школ (авторы публикаций — учителя В. А. Грузинская, Е. Д. Микулина, А. Н. Смирнова, К. Ф. Ширина и другие). Проблемы и пути решения. Проблема раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка (нет нормативной базы, нет системы диагностики, то есть, диагностик много, но они скрининговые, что не позволяет увидеть мелкие проблемы). Решение проблемы. Реформирование системы специального образования: 1. разработка нормативной базы 2.максимально раннее выявление и диагностика особых образовательных потребностей ребенка и его семьи
3.максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи 4.снижение временных границ начала специального образования (до первых месяцев жизни ребенка) 5. построение всех необходимых коррекционно-педагогических программ обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения 6. обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала 7. помощь на базе медицинских учреждений – «Кабинет здорового ребенка» в отделениях детских больниц по направлению невролога, офтальмолога и других специалистов, но помощь не систематична. Дома ребенка, но дети воспитываются вне семьи. Самая оптимальная форма помощи – группа кратковременного пребывания. Проблема обучения и воспитания детей с выраженными дефектами и сочетанной патологией Решение проблемы 1. составление индивидуальных программ 2. интегрированное обучение тех, кто находится в рамках надомного обучения в дошкольном и школьном возрасте. Эти дети приходят на отдельные уроки, на праздники в школу для детей с интеллектуальной недостаточностью. 3. разработка методов, приемов для таких детей. Проблема трудовой адаптации детей. Недостаточно рабочих мест, не все работодатели готовы взять на работу с особыми образовательными потребностями. Это формирует иждивенческую позицию и приводит к нищенскому существованию. Пути решения создание дополнительных рабочих мест. Проблема социализации детей с интеллектуальной недостаточностью. Не все люди готовы принять людей с особыми образовательными потребностями такими, какие они есть. Пути решения Самостоятельное рассмотрение вопроса студентами. Категориальный аппарат. Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности Обучение – это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом единстве.
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных преобразований в организме и сознании человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от высшего к низшему. Коррекция- это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Компенсация- состояние полного или частичного возмещения функций поврежденных систем организма за счет компенсаторных процессов. Интегрированное обучение аномальных детей – обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми. Дефект развития – физический и психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Сложный дефект – сочетание двух и более дефектов развития. Социальная адаптация – приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствии с системой общественных норм и ценностей. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Социальная реабилитация – включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на управление или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки. Абилитация – включение ребенка группы риска раннего возраста (от 0 до 3 лет) в комплексную систему медико-социальных и психолого-педагогических мероприятий с целью первоначального формирования, максимально возможного развития у него социально значимых функций и возрастных новообразований психики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|