Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция №1. Дети с нарушением интеллекта как субъект и объект изучения, воспитания и обучения.




 

I.Олигофренопедагогика как наука

Олигофренопедагогика – это часть дефектологии, изучающая ребенка с различными нарушениями интеллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а так же последующей реабилитации и социальной адаптации.

Объект – лица, имеющие те или иные отклонения в интеллектуальном развитии.

Предмет – теория и практика обучения и воспитания детей с умственной отсталостью и ЗПР.

Цель – социализация и трудовая адаптация лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

1. Психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью

2. Изучение и обобщение педагогического опыта в коррекционной педагогике

3. Разработка педагогических технологий (принципов, средств, методов, форм, систем работы) по воспитанию, обучению, коррекции недостатков у детей с отклонениями в развитии

Связь олигофренопедагогики с другими науками.

Вопросы теории и практики изучения, обучения и воспитания умственно отсталых детей разрабатываются с учетом достижений смежных наук: общей педагогики, клиники и медицинской генетики, нейрофизиологии, общей и специальной психо­логии, логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, что позволяет находить более гибкие и эффективные методы коррекции умственно отсталого ребенка.

Олигофренопедагогика является частью общей педа­гогики. В основе она имеет те же источ­ники. Это, во-первых, народная педагогика и, во-вторых, педагогические теории, учения крупнейших педагогов. Общепедагогические принципы рассматриваются как исходные в разработке теории обучения и воспитания аномального ребенка. Основные педагогические поня­тия воспитание, обучение, образование, развитие чело­века, формирование и т. д. употребляются здесь в том же значении, что и в общей педагогике.

Однако методы обучения и воспитания умственно отсталого ребенка специфичны, они зависят от особенностей его познавательной деятельности и личности в целом, от возможностей ребенка и имеющихся у него затруднений.

Необходимость разработки специфических путей ре­ализации общепедагогических принципов обучения и воспитания во вспомогательной школе делает олигофренопедагогику самостоятельной наукой.

Без знания симптомов заболеваний, причин их воз­никновения, закономерностей развития психики при патологических условиях невозможно эффективное обу­чение и воспитание. Клинико-генетическое изучение умственной отсталости направлено на раскрытие этиопатогенеза интеллектуальной недостаточности. Нейрофизиологические исследования способствуют выявлению степени и характера поражения центральной нервной системы (ЦНС), исследованию структуры дефекта. Дан­ные клинико-генетического и нейрофизиологического исследований имеют важное значения для классифика­ции умственной отсталости, выделения генетических синдромальных форм с целью медицинской коррекции и прогноза социальной адаптации умственно отсталых детей.

Данные общей и специальной психологии позво­ляют учитывать общие и специфические закономерности формирования их познавательной деятельности и лич­ности. Дидактические принципы, методика воспитатель­ной и коррекционной работы, структура урока, методы педагогического изучения детей, учебный план, програм­мы, учебники, режим работы вспомогательной школы разрабатываются на основе данных олигофренопсихологии.

Вследствие своего основного дефекта — поражения центральной нервной системы умственно отсталые дети отстают от сверстников в речевом развитии. Нарушение речи препятствует успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияет на форми­рование их психики. Совершенно очевидно, что данные логопедических исследований (как и исследований по тифлопедагогике и сурдопедагогике) также используются в олигофренопедагогике.

Безусловно, все научные дисциплины, изучающие развитие ребенка в норме, также используются при разработке теории и практики олигофренопедагогики. В организации лечебно-оздоровительной работы вспо­могательная школа опирается на положения, разрабо­танные педиатрией. Это позволяет оказать помощь ребенку в оздоровлении его нервной системы, улучшении его физического развития, научно обосновать организа­цию режима работы школы в целом.

Ученые, способствующие развитию олигофренопедагогики.

У истоков олигофренопедагогики стояли такие врачи и физиологи, как В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, И. В. Маляревский, Г. И. Россолимо. Дальнейшее формирование отечественной олигофренопедагогики связано с именами Д. И. Азбукина, Т. А. Власовой, А. Н. I Граборова, Л. В. Занкова, Ф. М. Новика и других.

Большой вклад в разработку теоретических основ обучения и воспитания умственно отсталых детей внесли ведущие ученые-олигофренопедагоги Н. П. Долгобородова, Г. М. Дульнев, И. Г. Еременко, X. С. Замский. В их трудах коррекция рассматривается как неотъемле­мая сторона образовательно-воспитательной работы вспо­могательной школы.

Теория и практика воспитания и обучения умственно отсталых детей значительно обогатилась благодаря боль­шому количеству публикаций, в которых освещен опыт работы учителей вспомогательных школ (авторы публи­каций — учителя В. А. Грузинская, Е. Д. Микулина, А. Н. Смирнова, К. Ф. Ширина и другие).

Проблемы и пути решения.

Проблема раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка (нет нормативной базы, нет системы диагностики, то есть, диагностик много, но они скрининговые, что не позволяет увидеть мелкие проблемы).

Решение проблемы.

Реформирование системы специального образования:

1. разработка нормативной базы

2.максимально раннее выявление и диагностика особых образовательных потребностей ребенка и его семьи

3.максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи

4.снижение временных границ начала специального образования (до первых месяцев жизни ребенка)

5. построение всех необходимых коррекционно-педагогических программ обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения

6. обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала

7. помощь на базе медицинских учреждений – «Кабинет здорового ребенка» в отделениях детских больниц по направлению невролога, офтальмолога и других специалистов, но помощь не систематична. Дома ребенка, но дети воспитываются вне семьи. Самая оптимальная форма помощи – группа кратковременного пребывания.

Проблема обучения и воспитания детей с выраженными дефектами и сочетанной патологией

Решение проблемы

1. составление индивидуальных программ

2. интегрированное обучение тех, кто находится в рамках надомного обучения в дошкольном и школьном возрасте. Эти дети приходят на отдельные уроки, на праздники в школу для детей с интеллектуальной недостаточностью.

3. разработка методов, приемов для таких детей.

Проблема трудовой адаптации детей. Недостаточно рабочих мест, не все работодатели готовы взять на работу с особыми образовательными потребностями. Это формирует иждивенческую позицию и приводит к нищенскому существованию.

Пути решения создание дополнительных рабочих мест.

Проблема социализации детей с интеллектуальной недостаточностью. Не все люди готовы принять людей с особыми образовательными потребностями такими, какие они есть.

Пути решения

Самостоятельное рассмотрение вопроса студентами.

Категориальный аппарат.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности

Обучение – это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом единстве.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных преобразований в организме и сознании человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от высшего к низшему.

Коррекция- это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития.

Компенсация- состояние полного или частичного возмещения функций поврежденных систем организма за счет компенсаторных процессов.

Интегрированное обучение аномальных детей – обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми.

Дефект развития – физический и психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Сложный дефект – сочетание двух и более дефектов развития.

Социальная адаптация – приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствии с системой общественных норм и ценностей.

У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования.

Социальная реабилитация – включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на управление или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки.

Абилитация – включение ребенка группы риска раннего возраста (от 0 до 3 лет) в комплексную систему медико-социальных и психолого-педагогических мероприятий с целью первоначального формирования, максимально возможного развития у него социально значимых функций и возрастных новообразований психики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...