Методические указания по изучению темы
Конституция Российской Федерации содержит несколько основополагающих для экологического права положений. Они содержатся в ст.ст. 9, 36, 42 и 58. Обратитесь такжек ст. 67 – о территории РФ, и к статьям 72, 76, регулирующим вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»[3], благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Как самостоятельная отрасль права, экологического право сформировалось в России в середине XX века. В программу обучения юридических высших учебных заведений учебная дисциплина «Экологическое право» включена с начала 90-х гг. Основные вопросы данной вводной темы изложены во всех учебниках по экологическому праву, включенных в список литературы, рекомендуемый студентам для изучения. Предметом экологического права являются общественные отношения, существующие и возникающие по поводу природопользования и охраны окружающей среды. Объектами экологического права являются, в самом общем виде, природные объекты и комплексы, природно-антропогенные объекты, окружающая среда, биологическое разнообразие. Конкретизация – в ФЗ «Об охране окружающей среды»: в соответствии со ст. 4 Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Следует также обратиться к главе IX Закона, согласно которой к природным объектам, находящимся под особой охраной, относятся: природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (ст. 58); редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения, животные, другие организмы (ст. 60); зеленый фонд городских и сельских поселений (ст. 61); редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы (ст. 62). Перечень объектов охраны природы не является исключительным.
Методами экологического права являются императивный (установление обязанностей; установление запретов) и диспозитивный (рекомендательный, санкционирующий и делегирующий). Экологическое право тесно связано с гражданским, земельным, горным, водным, лесным правом. Существуют плата за негативные воздействия на окружающую среду, экологический сбор, поэтому имеется тесная связь экологического и налогового законодательства. Ответственность за нарушения экологического законодательства регулируется уголовным и административным правом. Необходимость разработки и реализации природоохранных программ требует обращения к бюджетному праву. Особенного тесные взаимосвязи - с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Ни одну практическую задачу нельзя решить, используя только нормы экологического права, всегда приходится обращаться к смежным отраслям. Экологическоеправо не ходит в одиночку. Глобальная проблема природопользования в самом кратком виде формулируется так: на Земле людей все больше, ресурсы ограничены, окружающая среда ухудшается [4]. Есть принципы права, которые часто формулируются в начальных статьях законов: см. ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», Но ни один принцип, даже если он прекрасно сформулирован, грамотно прочитан и правильно понят, не будет выполняться без соответствующих механизмов, способов, инструментов.
Понять экологическое право помогает выделение элементарных механизмов управления природопользованием и охраной природы; не случайно слова «управление» и «право» - однокоренные. Право заставляет систему управления работать в некоторых рамках; управление генерирует новые правовые нормы. Управление природопользованием начинается с учета и экономической оценки природных ресурсов. Рабочие инструменты – кадастры и реестры природных ресурсов. Вторая группа задач – предоставление природных ресурсов в пользование за деньги или бесплатно. Это осуществляется посредством лицензирования, торгов и пр. Третий блок задач обусловлен необходимостью организации воспроизводства воспроизводимых ресурсов или базы знаний о невоспроизводимых. Надзор и контроль за использованием, охраной и воспроизводством ресурсов завершает управленческий цикл природопользования. Аналогично, управление охраной окружающей среды начинается c оценки ее состояния относительно заданных норм ее качества. Второй блок задач - предупреждение негативных воздействий способами нормирования этих воздействий, стимулирования применения чистых технологий, экспертизы проектной документации «до того, как», экологического надзора и контроля «во время того, как», системы платежей за загрязнение, экологического воспитания-образования, и даже путем выведения из сферы хозяйственной деятельности целых пространственных массивов, называемых особо охраняемыми территориями. Третий тип природоохранных задач – ликвидация последствий негативных воздействий, или, по-простому, исправление того, что мы уже натворили с природой[5]. В той или иной последовательности данные задачи и механизмы, правовые институты заданы основными природоресурсными и природоохранительными законами. Сгруппировав соответствующие друг другу задачи и механизмы, получаем определенную типизацию (табл.1.1, 1.2)[6].
Таблица 1.1 Типы задач управления природопользованием и механизмы их решения
Таблица 1.2 Типы задач и функций управления охраной окружающей среды
Отметим, что существуют также специальные правовые механизмы, применимые к какой-либо территории (см. ФЗ «Об охране озера Байкал»[7]; ФЗ "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), либо действующие локально и временно, например, установление зон экологического бедствия[8]. Вопросы для самоконтроля 1. Зачем нужно экологическое право? В чем, по Вашему мнению, заключается миссия, сверхзадача экологического права? 2. Равноправны ли участники земельных правоотношений? 3. С какими отраслями права связано экологическое право? 4. Какие элементы системы экологического права являются основными? 5. Можно ли применять термин «эколого-правовые методы»? 6. Являются ли источниками экологического права акты местного самоуправления? 7. Что является главным при проектировании структуры органа управления административно-территориального образования в ее природоресурсной и природоохранной части? 8. Как выглядит основная последовательность управленческих задач в сфере природопользования и охраны окружающей среды? 9. Какие организационно-правовые механизмы в наибольшей степени пригодны для реализации принципа - презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности? 10. В ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится о негативном воздействии хозяйственной и (или) иной деятельности. Что, на Ваш взгляд, относится к «иной деятельности»? Задания и задачи 1. Выделите основные элементы системы экологического права и постройте граф структуры (связи между элементами) экологического права. 2. Постройте схему взаимосвязей экологического права с другими отраслями права. 3. Могут ли граждане и органы местного самоуправления выступать как равноправные участники экологических правоотношений? Если да, то в каких случаях? 5. Сделайте обзор методов, применяемых в экологическом праве как научной дисциплине. 6. Дайте примеры ситуаций, когда в экологических правоотношениях применяется только императивный метод их регулирования. 7. Дайте примеры ситуаций, когда в экологических правоотношениях применяется только диспозитивный метод их регулирования. 8. К каждому основному принципу экологического законодательства подберите соответствующие организационно-правовые механизмы их реализации.
9. Сделайте подборку федеральных законов, которыми установлены принципы экологического законодательства, не содержащиеся в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды». 10. Сделайте сравнительный анализ ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ «Об охране озера Байкал» в плане содержащихся в них принципов и механизмов их реализации. Нормативные правовые акты Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета – 1993. – 25 декабря. «Об охране окружающей среды»: федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Российская газета – 2002. – 12 января.
Дополнительная литература Бринчук М.М. Экологическое право: учебник – 4-е изд.- М: Эксмо, 2010. – 672 с. Васянович А.В. Правовое регулирование элементарных функций управления природопользованием и охраной окружающей среды: Учебное пособие. – Иркутск: Российская академия правосудия, 2012. – 157 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|