Методические указания по изучению темы
Вода - важнейший со всех точек зрения ресурс. Первые советские ГОСТы на воду утверждались в 1937 г. НКВД СССР. И по настоящее время системы водоснабжения крупных городов засекречены[28]. Водные проблемы относятся к проблемам национальной безопасности. Водные ресурсы – запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, а совокупность водных объектов на территории РФ составляет ее водный фонд. Отношения в сфере использования и охраны водных объектов регулируются органами государственной власти в целях: - обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; - поддержания оптимальных условий водопользования; - обеспечения качества вод, отвечающего санитарным и экологическим требованиям; - защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; - предотвращения, преодоления, ликвидации вредного воздействия вод; - сохранения биологического разнообразия водных экосистем. Информация о количестве и качестве водных ресурсов собирается на основе постоянных наблюдений за водными объектами в соответствии с ФЗ «О гидрометеорологической службе»[29], государственного мониторинга в соответствии с Водным кодексом РФ[30], статистических данных о деятельности водопользователей. В соответствии со ст. 31 Водного кодекса РФ, в целях информационного обеспечения целевого и комплексного использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий создается государственный водный реестр. Положение о ведении государственного водного реестра утверждено постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 253[31]. Он ведется Федеральным агентством водных ресурсов, его бассейновыми и территориальными органами.
Для ряда видов деятельности также не требуется специального разрешения на водопользование (например, для судоходства, рыбоводства, водопоя скота и др.; см. п. 3 ст. 11 ВК РФ). Для осуществления таких видов деятельности, как: забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использования водных объектов без забора водных ресурсов для производства электрической энергии, - требуется заключение договора водопользования. Для таких целей и видов деятельности, как: 1) обеспечение обороны страны и безопасности государства; 2) сброс сточных вод и (или) дренажных вод; 3) размещение причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; 4) размещение стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов; 5) размещение и строительство гидротехнических сооружений, мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций; 6) разведка и добычи полезных ископаемых; 7) проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; 8) подъем затонувших судов; 9) сплав древесины в плотах и с применением кошелей; 10) забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); 11) организованный отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, - - требуется принятие решений о предоставлении водных объектов в пользование. В соответствии со ст. 23 ВК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении его в пользование в течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части.
Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации[32]. Договор водопользования признается заключенным, а решение о предоставлении водного объекта или его части вступает в силу с момента регистрации в государственном водном реестре. В соответствии со ст. 36 Водного кодекса РФ (2006), государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном соответственно Правительством РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на подлежащих федеральному государственному контролю и надзору объектах по перечню, утверждаемому Минприроды РФ в соответствии с критериями, установленными Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на подлежащих региональному государственному контролю и надзору объектах по перечню, утверждаемому указанными органами. Вопросы для самоконтроля
1. Какие водные объекты могут находиться в частной собственности? 2. Какие водные объекты могут находиться в муниципальной собственности? 3. Регулирует ли Водный кодекс РФ отношения по поводу использования и охраны подземных вод? 4. Кто устанавливает нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и микроорганизмов в воде водных объектов? 5. Какие органы власти осуществляют государственный водный надзор?
6. В каком порядке создаются искусственные земельные участки на землях водного фонда? 7. Какие виды деятельности запрещены в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов? 8. Существенные условия договора водопользования? 9. Использование воды для выработки электроэнергии платное или бесплатное? 10. В чем заключается охрана водных объектов от загрязнения и засорения? 11. Какой орган власти ведет Государственный водный реестр? 12. Полномочия бассейнового совета? Задания и задачи
1. Составьте алгоритм (правовой, финансовый, временной) принятия решения о предоставлении части водного объекта для строительства причала для маломерных судов в пос. Листвянка Иркутского района Иркутской области. 2. В 1976-78 гг. на побережье озера Байкал в селе Выдрино Кабанского района Бурятской ССР начало осуществлять деятельность государственное предприятие «Байкальская лесоперевалочная база» (структурное подразделение лесоперерабатывающего комплекса «Забайкаллес»). Для причаливания и разгрузки барж с лесом было построено сооружение в виде канала с углублением, «ковша», путем изменения естественного ландшафта берега озера Байкал, изъятия грунта с земельного участка площадью 200 269 кв. м в водоохранной зоне озера, запуска в него воды озера Байкал. 7 августа 1992 г. Государственный комитет Бурятской АССР по управлению государственным имуществом (ныне – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия) принял решение №60 «О приватизации государственного имущества Байкальской лесоперевалочной базы ЛПК «Забайкаллес». 6 октября 1992 г. распоряжением № 42 Госкомимущества Бурятской АССР утвержден план приватизации Байкальской лесоперевалочной базы, База преобразована в акционерное общество открытого типа «Снежное». Пункт № 32 плана приватизации – «ковш для выгрузки леса». Далее АООТ «Снежное» было преобразовано в ОАО «Снежное», оно имело на «ковш» как искусственное сооружение свидетельство о государственной регистрации права собственности № 03 АА 071601 от 22.10.2001 г. Впоследствии Общество продает «ковш» нескольким гражданам. Постановлением администрации Кабанского района РБ № 277 от 14 марта 2005 г. земельный участок под «ковшом» площадью 232 104 кв. м с кадастровым номером 03:09:110102611[33] предоставлен гражданам – собственникам «ковша» для производственных целей под ковш для разгрузки леса. Далее, в результате нескольких сделок купли-продажи и дарения (причем в одном случае одаряемым явился индивидуальный предприниматель!), в 2015 г. у «ковша» и земельного участка под ним осталось два собственника (физические лица), у одного 98\100, у другого 2\100 доли в праве собственности на объект недвижимости (ковш) и земельный участок под ним.
Таким образом, по документам имеется искусственное сооружение, объект недвижимого имущества «ковш» и земельный участок под ним, на которые у граждан имеются свидетельства о праве собственности. С другой стороны, была приватизирована часть озера Байкал. По заключениям специально уполномоченных органов в сфере водопользования, рыболовства, надзора в сфере природопользования, «ковш» имеет гидравлическую связь с озером, одинаковую с ним флору и фауну, и вообще является частью озера Байкал, которая не должна подлежать приватизации, является федеральной собственностью. 23 октября 2015 г. Восточно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура (г. Улан-Удэ) подает в Кабанский районный суд Республики Бурятия в интересах РФ в лице Территориального управления водных ресурсов по Республики Бурятия Енисейского бассейнового водного управления исковое заявление (в порядке ст. 45 ГПК РФ) «о признании действий по нарушению требований законодательства об охране озера Байкал, водного, земельного законодательства незаконными, признании совершенных сделок по купле-продаже, дарению части акватории озера Байкал незаконными, аннулированию сведений о регистрации прав и признании права собственности за Российской Федерацией». Истец – межрайонный природоохранный прокурор; ответчики – администрация муниципального образования «Кабанский район» РБ, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, 8 граждан, которые участвовали в сделках; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, - Управление Федеральной службы по природопользованию по РБ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Ангаро-Байкальское территориальное управление Росрыболовства. Оцените перспективы судебного разбирательства. 3. Территория гостиницы на берегу водохранилища обнесена забором, доступ к береговой полосе общего пользования по суше обеспечен только постояльцам гостиницы и обслуживающему персоналу. Общественная организация обратилась в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, с требованием обеспечить свободный доступ к береговой полосе для всех. Судья отказал в иске, поскольку в суде выяснилось, что каждому обеспечен свободный доступ к береговой полосе со стороны водохранилища, например, при использовании маломерных судов. Законно ли данное решение?
4. Изложите порядок хранения и использования взрывчатых веществ при весенних противопаводковых мероприятиях на реках Восточной Сибири. Особенность этих рек в том, что в основном они текут с юга на север; весной на юге реки вскрываются раньше, чем на севере; вода поступает на лед, образуются торосы, опасные для мостовых переходов, приходится применять взрывные работы. 5. Составьте перечень видов негативного и опасного воздействия вод. Чем печально известно Кармадонское ущелье на Кавказе? 6. Определите, чем отличаются границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории и водоохраной зоны озера Байкал. 7. Можно ли приватизировать земельный участок, находящийся в пределах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения? 8. Какие типы водоочистных сооружений Вам известны? Какие органы власти обязаны или имеют право финансировать строительство очистных сооружений в г. Слюдянка Иркутской области? 9. Какие типы берегозащитных сооружений Вам известны? Какие органы власти обязаны или имеют право финансировать строительство берегозащитных сооружений на южном берегу озера Байкал? 10. Рассчитайте годовой размер платы за воду для компании, добывающей 1 млн куб. м байкальской глубинной воды для розлива?
Нормативные правовые акты Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. - 2006. - №23.- Ст.2381. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Российская газета – 2002. – 12 января. Об охране озера Байкал: федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94 - ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - №18. - Ст.2220. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст.3833. О безопасности гидротехнических сооружений: федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. – 1997. - № 30. – Ст. 3589. О водоснабжении и водоотведении: федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ // СЗ РФ. – 2011 г. - № 50. – Ст. 7358. Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. N 1235-р). «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории»: постановление Правительства РФ от 30 августа 2001 г. № 643 // Российская газета. - 2001. - 6 сентября. «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»: постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. № 1310 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум. «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов»: постановление Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. № 801 // СЗ РФ. - 2007 г. - № 1 (часть II). - Ст. 259. «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности»: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 876 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум. «Об утверждении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 1641-р // СЗ РФ. – 2006 г. - №49 (часть II). – Ст. 5256. «Об утверждении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 1641-р // СЗ РФ. – 2006 г. - №49 (часть II). – Ст. 5256. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015г. № 368-р (утверждены границы водоохраной и рыбоохранной зон озера Байкал) // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года N 78 «О введении в действие ГН 2.1.5.1315-03» с 15 июня 2003 года введены в действие гигиенические нормативы "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. ГН 2.1.5.1315-03" // Рос с ийская газета. - 2003 г. – 20 июня (№ 119/1, специальный выпуск). «Об утверждении Инструкции об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты)»: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 июля 2006 г. № 675 Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов: постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 282// СЗ РФ – 2004 г. - №25. – Ст. 2564. Дополнительная литература
Боголюбов С.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник / С. А. Боголюбов, Е. А. Позднякова. - М.: Юрайт, 2015. - 394 с. Васянович А.В. Правовое регулирование элементарных функций управления природопользованием и охраной окружающей среды: Учебное пособие. – Иркутск: Российская академия правосудия, 2012. – 157 с. Васянович А.В., Ахтиманкина А.В. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды (функции систем управления): Учебное пособие. Иркутск: Иркут.ун-т, 2013. – 134 с. Сиваков Д.О. Правовое регулирование водопользования: науч.-практ. пособие / Д. О. Сиваков; Ин-т законодат. и сравн. правовед. при Правит. Рос. Фед. - М.: Юриспруденция, 2010. - 125 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|