Концепции девиантного поведения
Американский социолог Р. Мертон попытался применить подход Дюркгейма к анализу современной социальной действительности. Для современного американского, да и в целом западного общества высшей ценностью и целью индивидуальной жизни стал успех, выраженный Мы видим из этого высказывания, каковы должны быть социальные условия, чтобы в обществе сложилась устойчивая мотивация девиантного поведения. Общество предлагает индивидам общезначимые символы жизненного успеха и при этом ограничивает реальный доступ к успеху для множества своих членов. Так формируется дилемма «цель — средства». Мертон выделил пять типовых реакций на эту дилемму, четыре из которых представляют собой девиантные попытки адаптироваться к условиям аномии. В кризисные моменты в любом обществе возникают аномии, и количество девиаций заметно увеличивается. Р. Мертон разработал свою систему классификации отклоняющегося поведения. Он выделил пять моделей социальной адаптации личности к выработанным
Если личность разделяет цели данной культуры и общества и стремится осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами, она осуществляет конформную (приспособленческую модель) адаптации. Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели общества, но стремится осуществить их необычными, непризнанными, возможно, неодобряемыми средствами. Такая модель поведения распространена в новых пред-элитных слоях современного российского общества, которые характеризуются «достигательной» мобильностью, связанной с обогащением (по известному выражению: «Цель оправдывает средства»). Ритуализм, как другая отклоняющаяся форма личностной адаптации, напротив, проявляется в том, что человек не признает целей и ценностей своего сообщества, но, тем не менее, соблюдает «правила игры» и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений. В нашем обществе обычно это «семейная карма» детей из слоя российской интеллигенции. Например, Эскапизм (ретризм) (отстранение, уход от социальной реальности И, наконец, бунт, мятеж является формой отклоняющегося поведения, которая направлена на активное противостояние и опровержение норм общественной организации. Такая форма поведения характерна для революционеров, радикалов, экстремистов.
Теория аномии Мертона позволяет объяснить многие виды девиантного поведения, но не все. Например, критики утверждают, что Мертон исходит из представления о наличии в обществе единой системы ценностей, но это далеко не так. Представители теории ярлыков (стигматизации) — Э. Лемерт, Г. Беккер, К. Эриксон — считают, что девиантное поведение определяется
Итак, теория ярлыков настаивает на том, что девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Но из существующих теорий ни одна не способна дать исчерпывающегося объяснения девиации как социального явления. Так, слабым местом теории ярлыков остается неспособность объяснить причины первичной девиации, возникающей до «наклеивания ярлыка». Непонятно также, как можно не считать девиацией преступления, оставшиеся неизвестными обществу и ненаказанные — а из теории ярлыков неизбежно следует, что поступки, не признанные социально девиантными, таковыми не являются. Единую теорию девиантного поведения выработать очень трудно еще и потому, что само понятие «девиации» является очень широким и охватывает множество самых разнообразных разноуровневых социальных явлений, которые в принципе не могут иметь общих причин. Ведь девиация — это любое поведение, которое не одобряется обществом, от сексуальных извращений до коррупции государственных чиновников. Поэтому в сущности проблема девиаций стоит на самом общем уровне социальной теории и сводится к следующему вопросу: почему ни в каком обществе, как бы оно ни было организованно, не бывает такого состояния, чтобы все без исключения люди вели себя в соответствии с принятыми нормами? Вероятнее всего, на этот вопрос невозможно ответить средствами только социологической науки, не обращаясь к изучению психофизиологической природы человека (психология), индивидуальной истории каждого субъекта девиации (психоанализ), возможностей создания такой системы ценностей, которая бы не оставляла за рамками дозволенного ни одной из насущных потребностей любого человека (философия права). Вопросы и задания 1. Как соотносятся между собой понятия «индивид», «человек», «личность»? 2. Что такое личность и каковы условия ее развития? Как вы считаете, какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую — социальные условия и воспитание? Обоснуйте свое мнение.
3. В Индии существует легенда. В XV в. при дворе падишаха Акбара возник спор между учеными. Одни говорили, что сын китайца безо всякого обучения заговорит по-китайски, сын араба по-арабски и т. д. Другие утверждали, что дети будут говорить на том языке, которому их обучат, и что национальная их принадлежность в этом смысле не имеет никакого значения. Падишах разрешил этот спор следующим образом. Он велел поместить новорожденных разных национальностей в изолированную комнату. За детьми ухаживали люди с отрезанными языками. Через 7 лет комнату открыли, и вместо человеческой речи ученые услышали нечленораздельные звуки. Дети не говорили ни на одном языке и были глубоко слабоумны. Почему так произошло? Аргументируйте свой ответ. 4. Назовите основные социально-психологические типы личности, существующие в России. Что такое социальная роль, и какие существуют ролевые концепции личности? 5. Охарактеризуйте роль семьи в процессе социализации. Как, по вашему мнению, сказывается в процессе формирования личности неполнота семьи? Чем это объяснить? 6. Проведите собственное исследование на тему «Влияние опыта социализации на воспитание детей». Расспросите родителей об их детстве, выясните, как их воспитывали, какие методы наказания и поощрения к ним применялись, чему 7. Как известно, пионер Павлик Морозов донес в органы НКВД на своего отца за то, что тот помогал ссыльным кулацким семьям. Как вы считаете, является ли девиантным поведение отца? Сына? Почему? 8. Как, по вашему мнению, трансформировался процесс первичной социализации в последнее время? Какие факторы сыграли положительную роль, а какие — отрицательную? 9. Что вам известно о социализации в ходе жизненного цикла (социализации взрослого человека)? Дайте определение социализации, десоциализации, ресоциализации. Перечислите признаки ресоциализации в экстремальных условиях. 10. Что такое социальный контроль? Какие виды социальных санкций вам известны? 11. Как, по-вашему, возможно ли общество, в котором бы вообще отсутствовал социальный контроль? Обоснуйте свое мнение. 12. Какое поведение называют девиантным? Покажите на примерах относительность девиаций. Какое поведение студента, по вашему мнению, считалось бы девиантным? Преподавателя?
13. Какие позитивные функции в обществе выполняет девиация? Охарактеризуйте известные вам теории девиантности. 14. Вспомните сказку Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок». Попытайтесь проанализировать ее, применяя понятие девиантного поведения. 15. Проанализируйте содержание телерекламы, размещаемой на основных каналах. Считаете ли вы рекламу средством социального контроля? Почему? Благодаря чему реклама выполняет эту функцию? Обоснуйте ответ. 16. Является ли неполная российская семья девиацией? Почему? Является ли проституция девиантным поведением? Почему? Аргументируйте. Темы рефератов 1. Социализация и формирование своего «Я». 2. Личность как субъект деятельности и общественных отношений. 3. Социальный контроль и его формы. 4. Девиантное и делинквентное поведение. 5. Личность и общество. Список литературы 1. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 576 с. 2. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. — М., 1999. — 432 с. 3. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко [и др.]. — М., 2000. — 512 с. 4. Кирилина, Т. Ю. Личность в зеркале социологии / Т. Ю. Кирилина. — М., 2000. — 196 с. 5. Кравченко, А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средн. спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М.: Академический проект, 2002. — 348 с. 6. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. — М., 2000. — 384 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|