Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие социальной общности и социальной группы




Сейчас, как и на заре человечества, люди в результате взаимодействия объединяются в группы (социальные общности, ассоциации). Характерная особенность таких взаимодействий в том, что их предмет, т. е. ради чего это взаимодействие возникает — потребность в солидарности, координации совместных действий. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие схожие, одинаковые функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки и т. д. Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью — это взаимодействие с окружающей его социальной группой (общностью).

В основе социальной общности чаще всего лежит стремление к тем преимуществам, которые дает солидарность, объединение усилий.

Существует два основных типа социальных общностей:

1. Социальный круг, т. е. те люди, между которыми осуществляются определенные контакты, общение (круг соседей в подъезде, круг знакомых, коллег). В зависимости от регулярности связей, от важности сферы, в которой протекают контакты, они могут иметь больший или меньший солидарный импульс, элемент конформизма.

2. Общность, в основе которой лежат связи типа взаимодействия (как обмен сопряженными, скоординированными системами действий) по поводу согласовании совместных усилий, можно назвать социальной группой.

В обществе существует множество социальных групп (общностей),
в них устанавливаются относительно стабильные взаимоотношения. Такие взаимоотношения, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго, называются социальной взаимосвязью.

Социальная взаимосвязь бывает двух видов; экспрессивная и инструментальная. Экспрессивные связи — это связи, образующиеся на основе эмоционального соучастия в делах других людей. Связи такого рода существуют между родственниками, друзьями, товарищами, всеми, кто находится друг с другом в отношениях эмоциональной значимости. Инструментальные связи — это связи, лишенные эмоционального аспекта
и образующиеся в ходе сотрудничества индивидов, направленного на достижение какой-то цели.

В соответствии с этими критериями делятся на два типа и сами социальные группы: первичные и вторичные. Под первичной мы понимаем группу, члены которой объединены связью первичного типа, то есть эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни (например, семья). Вторичные группы — это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, находясь между собой в безличных отношениях (например, школьный класс).

Между первичной и вторичной группой возможны взаимопереходы. Часто бывает так, что люди, первоначально собравшиеся для достижения конкретной цели, тесно сближаются в процессе совместной деятельности и становятся необходимыми друг для друга. Так, например, в студенческой группе, возникают дружеские союзы и любовные пары.

Образование первичных групп более вероятно при выполнении ряда условий:

— чем численно меньше вторичная группа, тем больше вероятность того, что между ее членами завяжутся тесные доверительные отношения;

— частые, регулярные и продолжительные контакты между индивидами также способствуют углублению их взаимоотношений.

Первичные группы составляют основу всяких социальных отношений. Во-первых, они играют решающую роль в процессе социализации индивида. Важнейшей из первичных групп является семья, где дети с ранних лет приобретают опыт социальных отношений, усваивают социальные нормы и ценности, культурные модели общества, постигают азы социальной солидарности.

Во-вторых, в рамках первичных групп удовлетворяется потребность
в любви, взаимопонимании, безопасности. Поэтому, вторичные группы,
в рамках которых образовались прочные первичные связи, более эффективно функционируют. Например, чем крепче первичные групповые связи воинских частей, тем большего успеха они добиваются в бою.

В-третьих, первичные группы являются мощными инструментами группового контроля. Порицания и санкции со стороны членов первичной группы зачастую для индивида значимее и весомее, нежели критика со стороны «общества в целом».

Мощное влияние на людей оказывают и группы, к которым они непосредственно не принадлежат. В соответствии с этим социологи сочли полезным провести грань между внутренними и внешними группами. Внутренняя группа — это группа, с которой человек идентифицирует себя и к которой он принадлежит. Внешняя группа — это группа, с которой человек не идентифицирует себя, и к которой он не принадлежит. Проще можно определить различия между двумя типами групп с помощью личных местоимений «мы» и «они». Следовательно, внутренние группы можно определить как «наши группы», а внешние — как «их группы». Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ — социально демаркационных линий, указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия. Некоторые границы основываются на территориальных принципах, например, квартал, район, община и страна. Другие связаны
с социальными различиями, например, этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы, социально-экономические классы. Границы не дают чужакам проникнуть
в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия
с группами-соперниками.

Эксперимент, проведенный Музафером Шерифом и его помощниками (1961), показывает, как повышается наше сознание внутригрупповой причастности и усиливается антагонизм в отношении внешних групп
в ситуациях, в которых присутствует элемент соперничества. Объектом исследования Шерифа были мальчики 11—12 лет, здоровые, хорошо адаптированные в социальном плане подростки из благополучных семей среднего класса. Эксперимент проводился в условиях летнего лагеря, где мальчиков разделили на две группы.

В первую неделю жизни в лагере мальчики поближе познакомились друг с другом, выработали негласные групповые законы и разделили внутригрупповые обязанности и роли. В течение второй недели экспериментаторы сталкивали две группы ребят в разных мероприятиях и играх на соревновательной основе: турнир по бейсболу, по ручному мячу, военная игра, поиски клада. Хотя состязания начинались с дружеского спортивного настроя, добрые чувства к друг другу быстро улетучились.
В течение третьей недели, так называемой «фазы интеграции», Музафер Шериф постоянно сводил обе группы подростков в различных ситуациях, включая совместные трапезы, просмотр кинофильмов и запуск шутих. Однако вместо того, чтобы уменьшить напряженность между группами, эти ситуации только предоставили мальчикам из двух групп лишний
повод соперничества, ссор и издевательств друг над другом. Тогда экспериментаторы организовали ряд чрезвычайных и естественных ситуаций,
в которых две группы были вынуждены работать сообща для достижения одной цели, например, аварийный ремонт лагерного водопровода. Если соревнования только усилили представления мальчиков о групповых границах, то работа для достижения общей цели уменьшила враждебность
к представителям внешней группы и сгладила межгрупповые барьеры, сделав возможным сотрудничество.

Человек оценивает себя и задает направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом контексте. Но, поскольку все люди принадлежат к большому множеству различных групп, каждая из которых в некотором смысле представляет собой уникальную или контркультуру, стандарты, которыми люди пользуются для оценки и организации своего поведения, также различаются. Референтные группы — это социальные единицы, на которые люди ориентируются при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий, человек сравнивает или идентифицирует себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются им как достойные подражания. Такие группы называются референтными группами.

Человек может и не принадлежит к референтной группе. Однако можно рассматривать референтную группу как источник психологической идентификации. Наличие референтных групп помогает объяснить кажущиеся противоречия в поведении: например, революционер-выходец из аристократических кругов; католик-вероотступник; профсоюзный деятель-революционер; потрепанный джентльмен; предатель, сотрудничающий
с врагами; ассимилировавшийся аристократ; горничная, стремящаяся достичь высших социальных кругов. Просто эти индивиды взяли за образец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой являются сами.

Референтные группы выполняют как нормативные, так и соревновательные функции. Поскольку человеку хотелось бы видеть себя полноправным членом какой-нибудь группы — или он стремится к членству
в какой-то группе, — он принимает групповые стандарты и принципы. Люди «культивируют» у себя соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы, сексуальные нормы и отношение к употреблению наркотиков. Их поведение задается принадлежностью к конкретной группе. Люди также используют стандарты своей референтной группы для оценки самих себя как эталонную отметку, по которой оценивают свою внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень. Когда группа, членом которой является человек, не соответствует его референтной группе, у него может возникнуть ощущение относительной депривации — неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что он имеет (обстоятельства, сопутствующие его принадлежности к определенной группе), и тем, что, по его мнению, он должен был бы иметь (положение, характерное для референтной группы). Например, клерк в большой степени ощущает свою депривированность, когда сравнивает себя с теми из своих коллег, которые получили повышение по службе, и в меньшей, когда сравнение проводится с теми из них, кто остался в прежней должности. Ощущение относительной депривации часто приводит к социальному отчуждению и подготавливает почву для коллективных выступлений и революционных общественных настроений. Следовательно, в понятии референтной группы содержится ключ к пониманию социальных изменений. Люди используют также негативные референтные группы — социальные единицы, с которыми они стремятся подчеркнуть различия между собой и другими.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...