Понятие социальной общности и социальной группы
Сейчас, как и на заре человечества, люди в результате взаимодействия объединяются в группы (социальные общности, ассоциации). Характерная особенность таких взаимодействий в том, что их предмет, т. е. ради чего это взаимодействие возникает — потребность в солидарности, координации совместных действий. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие схожие, одинаковые функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки и т. д. Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью — это взаимодействие с окружающей его социальной группой (общностью). В основе социальной общности чаще всего лежит стремление к тем преимуществам, которые дает солидарность, объединение усилий. Существует два основных типа социальных общностей: 1. Социальный круг, т. е. те люди, между которыми осуществляются определенные контакты, общение (круг соседей в подъезде, круг знакомых, коллег). В зависимости от регулярности связей, от важности сферы, в которой протекают контакты, они могут иметь больший или меньший солидарный импульс, элемент конформизма. 2. Общность, в основе которой лежат связи типа взаимодействия (как обмен сопряженными, скоординированными системами действий) по поводу согласовании совместных усилий, можно назвать социальной группой. В обществе существует множество социальных групп (общностей), Социальная взаимосвязь бывает двух видов; экспрессивная и инструментальная. Экспрессивные связи — это связи, образующиеся на основе эмоционального соучастия в делах других людей. Связи такого рода существуют между родственниками, друзьями, товарищами, всеми, кто находится друг с другом в отношениях эмоциональной значимости. Инструментальные связи — это связи, лишенные эмоционального аспекта
В соответствии с этими критериями делятся на два типа и сами социальные группы: первичные и вторичные. Под первичной мы понимаем группу, члены которой объединены связью первичного типа, то есть эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни (например, семья). Вторичные группы — это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, находясь между собой в безличных отношениях (например, школьный класс). Между первичной и вторичной группой возможны взаимопереходы. Часто бывает так, что люди, первоначально собравшиеся для достижения конкретной цели, тесно сближаются в процессе совместной деятельности и становятся необходимыми друг для друга. Так, например, в студенческой группе, возникают дружеские союзы и любовные пары. Образование первичных групп более вероятно при выполнении ряда условий: — чем численно меньше вторичная группа, тем больше вероятность того, что между ее членами завяжутся тесные доверительные отношения; — частые, регулярные и продолжительные контакты между индивидами также способствуют углублению их взаимоотношений. Первичные группы составляют основу всяких социальных отношений. Во-первых, они играют решающую роль в процессе социализации индивида. Важнейшей из первичных групп является семья, где дети с ранних лет приобретают опыт социальных отношений, усваивают социальные нормы и ценности, культурные модели общества, постигают азы социальной солидарности.
Во-вторых, в рамках первичных групп удовлетворяется потребность В-третьих, первичные группы являются мощными инструментами группового контроля. Порицания и санкции со стороны членов первичной группы зачастую для индивида значимее и весомее, нежели критика со стороны «общества в целом». Мощное влияние на людей оказывают и группы, к которым они непосредственно не принадлежат. В соответствии с этим социологи сочли полезным провести грань между внутренними и внешними группами. Внутренняя группа — это группа, с которой человек идентифицирует себя и к которой он принадлежит. Внешняя группа — это группа, с которой человек не идентифицирует себя, и к которой он не принадлежит. Проще можно определить различия между двумя типами групп с помощью личных местоимений «мы» и «они». Следовательно, внутренние группы можно определить как «наши группы», а внешние — как «их группы». Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ — социально демаркационных линий, указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия. Некоторые границы основываются на территориальных принципах, например, квартал, район, община и страна. Другие связаны Эксперимент, проведенный Музафером Шерифом и его помощниками (1961), показывает, как повышается наше сознание внутригрупповой причастности и усиливается антагонизм в отношении внешних групп
В первую неделю жизни в лагере мальчики поближе познакомились друг с другом, выработали негласные групповые законы и разделили внутригрупповые обязанности и роли. В течение второй недели экспериментаторы сталкивали две группы ребят в разных мероприятиях и играх на соревновательной основе: турнир по бейсболу, по ручному мячу, военная игра, поиски клада. Хотя состязания начинались с дружеского спортивного настроя, добрые чувства к друг другу быстро улетучились. Человек оценивает себя и задает направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом контексте. Но, поскольку все люди принадлежат к большому множеству различных групп, каждая из которых в некотором смысле представляет собой уникальную или контркультуру, стандарты, которыми люди пользуются для оценки и организации своего поведения, также различаются. Референтные группы — это социальные единицы, на которые люди ориентируются при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий, человек сравнивает или идентифицирует себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются им как достойные подражания. Такие группы называются референтными группами.
Человек может и не принадлежит к референтной группе. Однако можно рассматривать референтную группу как источник психологической идентификации. Наличие референтных групп помогает объяснить кажущиеся противоречия в поведении: например, революционер-выходец из аристократических кругов; католик-вероотступник; профсоюзный деятель-революционер; потрепанный джентльмен; предатель, сотрудничающий Референтные группы выполняют как нормативные, так и соревновательные функции. Поскольку человеку хотелось бы видеть себя полноправным членом какой-нибудь группы — или он стремится к членству
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|