Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамическая характеристика социальных групп




Социальные группы обладают динамическими характеристиками, позволяющими рассматривать их в процессе живого социального взаимодействия. К таким характеристикам относятся размер группы, ее внутренняя структура (лидеры, рядовые члены, аутсайдер), стиль руководства внутри групп, специфические феномены социальной жизни, связанные
с групповым поведением.

Уже сам по себе размер группы во многом определяет характер внутригруппового взаимодействия. Наиболее тесные и значимые отношения возникают в группе, состоящей из двух человек (диада) — между мужем и женой, влюбленными, близкими друзьями. В диаде чувства и эмоции, как правило, играют более важную роль, чем в более многочисленных группах. Однако вопреки ожиданиям, отношения в диаде отличаются большей хрупкостью, чем в более многочисленных группах, и более подвержены разочарованиям.

Добавление к группе третьего члена — образование триады — в корне меняет социальную ситуацию. Группа приобретает новые возможности — образования внутренних «фракций», союзов двоих против третьего, бойкотов, выделения лидера и аутсайдера и т. д. Оптимальная численность малой группы, согласно исследованиям психологов и социологов, должна составлять пять человек. В этом случае никакая групповая ситуация
не может оказаться тупиковой, поскольку всегда легко выделить мнение большинства. Кроме того, оказаться в меньшинстве в такой группе не означает оказаться в изоляции. Такая группа достаточно велика для того, чтобы люди могли вполне «социально» в ней себя чувствовать — меняться ролями, свободно выражать свое мнение и убеждать в своей правоте окружающих, но и достаточно мала, чтобы люди считались с друг с другом
и нуждались во взаимном уважении.

Представьте себе футбольную команду без бомбардира, предприятие без директора и молодежную группировку без вожака. Без общего руководства люди начинают испытывать трудности с координированием своей деятельности. Следовательно, в групповом окружении некоторые члены имеют, как правило, большее влияние, чем прочие. Их называют лидерами. Маленькие группы способны обходиться без лидера, однако в группах больших размеров отсутствие руководства приводит к хаосу.

Для небольших групп, как правило, свойственны лидеры двух типов. Один тип руководителя — «специалист-производственник» — занимается оценкой текущих задач и организацией действий по их выполнению. Второй — «специалист-психолог» — хорошо справляется с межличностными проблемами, снимает напряженность между людьми и способствует повышению духа солидарности в группе. Первый тип руководства является инструментальным, направленным на достижение групповых целей; а второй — экспрессивным, ориентированным на создание в группе атмосферы гармонии и солидарности. В некоторых случаях один человек берет на себя обе роли, но обычно каждая из них выполняется отдельным руководителем. Ни одна из ролей не может обязательно представляться более важной, чем другая, относительную значимость каждой роли диктует конкретная ситуация.

Лидеры используют различные стили для оказания влияния на людей. Классическое исследование стиля руководства провел К. Левин, в ходе которого взрослые руководители, работавшие с группами 11-летних мальчиков, следовали одному из трех типов руководства. При авторитарном стиле руководитель определял основное направление действий группы, давал поэтапные инструкции, так что мальчики имели четкое представление о будущих заданиях, назначал партнеров для работы, объективно положительно и критически оценивал и оставался в стороне от участия в деятельности группы. По контрасту с этим, при демократическом стиле руководитель разрешал мальчикам принимать участие в процессе принятия решений, очерчивал только общие цели работы, предлагал варианты их достижения, позволял работать совместно с теми, с кем им хотелось, объективно оценивал достижения мальчиков и сам участвовал в деятельности группы. И наконец, стиль невмешательства подразумевал пассивное положение руководителя: он предоставлял материалы, давал советы и оказывал помощь только по просьбе членов группы, отказываясь оценивать результаты.

Исследователи обнаружили, что авторитарный стиль руководства приводил членов группы к полному упадку сил и вызывал у них враждебные чувства к своему руководителю. Производительность оставалась на высоте только в присутствии руководителя, но как только он уходил, она значительно понижалась. При демократическом стиле руководства члены группы ощущали большое удовлетворение, были более ориентированы на задачи группы и более дружелюбны, проявляли самостоятельность (особенно в отсутствии руководителя) и низкие уровни межличностной агрессивности. Стиль невмешательства привел к низкой производительности и высоким уровням межличностной агрессии. Однако следует подчеркнуть, что эксперимент проводился с американскими подростками, воспитанными на демократических принципах. При иных
условиях и в другой культуре авторитарный стиль руководства может оказаться более предпочтительным. Процент авторитарных лидеров
в развивающихся странах позволяет предположить, что в условиях высокой напряженности население страны может счесть предпочтительным директивное правление. Однако не менее логичным представляется объяснение, согласно которому авторитарным правителям оказывается проще захватить и удерживать власть в подобных обстоятельствах.

Необходимо также отметить, что между размером группы и мотивацией индивида существует обратная зависимость. Тесно связанный с этим феномен был определен как социальная дилемма — ситуация, в которой члены группы сталкиваются с противоречием между максимальным удовлетворением своих личных интересов и максимальным повышением коллективного благополучия. Социальные дилеммы встречаются во многих жизненных ситуациях. Например, какой выбор есть у солдата, оказавшегося в окопе перед завершающим этапом сражения. Для каждого солдата представляется разумным остаться в окопе, чтобы не быть убитым, но если такое решение примут все солдаты, сражение наверняка будет проиграно и гибель станет общим уделом. Во многих социальных дилеммах существует вероятность того, что какой-то другой член группы сможет и захочет действовать на общее благо, тогда ваш личный вклад
не понадобится.

Какие же социальные механизмы способны побудить индивидов действовать в духе коллективизма, а не руководствоваться эгоистичными соображениями? Скорее всего, это социальные механизмы контроля, ограничивающие те действия индивида, которые наносят ущерб общему благополучию. Часто эту функцию берет на себя государство, регулирующее доступ к различным ресурсам. Групповые нормы часто достигают той же цели посредством неформальных санкций. Однако существуют и другие средства, побуждающие людей действовать согласованно и выбирать прообщественные модели поведения. Среди этих механизмов есть такие, которые подчеркивают групповые границы и способствуют развитию необычайно сильной групповой идентификации. Более того, если индивиды чувствуют, что их сотрудничество с другими людьми вознаграждается (к примеру, равное участие в прибылях или иных благах), они бывают менее склонны к эгоистическому, индивидуалистическому поведению.

Социальный психолог Эрвин Янис выдвигает предположение о том, что президент и его советники оказались жертвами группового мышления — процесса принятия решений в группах с чрезвычайно тесными связями, членов которых настолько волнует вопрос сохранения консенсуса, что это отрицательно сказывается на их критических способностях. В случае группового мышления члены группы находятся под иллюзией добровольности принимаемых ими решений, что приводит к гипертрофированной уверенности и большей готовности идти на риск. Жертвы группового мышления безоговорочно верят в правоту своего дела (например, необходимость свержения коммунистического режима Кастро, который американская верхушка считала вершиной всех зол). Члены группы требуют единодушия и оказывают давление на тех индивидов, которые выражают сомнения в предложенном плане действий; они не дают хода собственным сомнениям и выполняют роль цензоров по отношению к самим себе. И действительно, позже выяснилось, что государственный секретарь Дин Раск и министр обороны Роберт Макнамара придерживались совершенно противоположного мнения по поводу планов вторжения на Кубу, хотя
и принимали участие во всех заседаниях верхушки.

Групповое мышление подтверждает наличие общественного давления, характерного для групповых окружений и оказывающего воздействие на взгляды членов группы. Хотя подобное давление влияет на поведение людей, часто они этого не осознают. Музафер Шериф впервые продемонстрировал это положение на примере оптического обмана. Людям, видящим маленькое, фиксированное световое пятно в темной комнате, кажется, что оно колеблется во всех направлениях. Однако мнения отдельных людей о перемещении светового пятна различаются. Сначала Шериф показывал пятно света каждому испытуемому по отдельности и регистрировал их ответы. Затем он собрал в группы людей с разными мнениями
и снова попросил их посмотреть на световое пятно и повторить свои наблюдения вслух. В этих обстоятельствах мнения людей начали склоняться в сторону групповых стандартов. Позднее, когда Шериф снова беседовал с этими же людьми один на один, они уже не вернулись к своим первоначальным ответам, а продолжали придерживаться групповых стандартов. Примечательно, что большинство испытуемых заявили, что пришли
к этому мнению самостоятельно, и групповая оценка никак на них не повлияла.

Шериф поставил перед своими испытуемыми трудную задачу. Соломон Эш попросил испытуемых в своем эксперименте сравнить прямые линии одинаковой длины, образованные с помощью карт из двух колод, расположенных в центре комнаты. Он попросил членов нескольких групп по девять человек в каждой произнести свои ответы вслух. Однако, поскольку у Эша была предварительная договоренность с большинством участников эксперимента, они единодушно дали неправильные ответы
в некоторых тестах. Несмотря на то, что правильный ответ лежал буквально на поверхности, почти треть испытуемых сделала ошибки в суждениях, идентичные или схожие с ошибочным мнением большинства. По крайней мере по одному из опытов совпало мнение примерно трех четвертей всех испытуемых. Таким образом Эш продемонстрировал, что некоторые индивиды соглашаются с мнением группы, даже если им при этом приходится не верить своим глазам.

Отсюда следует, что когда индивиды попадают в полную зависимость от группы, они способны жертвовать собственной независимостью и ослаблять контроль над своим телом и поступками. Все это показывает, насколько важную роль играют группы в жизни людей, особенно те,
в которых проходит развитие личности человека и в деятельности которых он принимает ежедневное участие.

Вопросы и задания

1. Дайте определение социальной стратификации. Какие типы стратификационных систем вы знаете? Назовите критерии стратификации.

2. Почему Россию относят к смешанному типу стратификации? Обоснуйте свой ответ.

3. Как вы считаете, образует ли студенчество в современном обществе особый социальный слой? Приведите аргументы в поддержку своего мнения. Образуют ли отдельный социальный слой солдаты срочной службы? Безработные?

4. Что такое социальная мобильность? Назовите виды социальной мобильности и ее каналы? Кому в индустриальных странах продвинуться сложнее, мужчинам или женщинам. Аргументируйте ответ.

5. Проанализируйте сказку Ш. Перро «Золушка» с точки зрения социальной мобильности.

6. Что такое маргинальность и депривация. Назовите виды маргинальности
и причины ее возникновения.

7. Объясните, что вы понимаете под «открытым» и «закрытым» обществом.
В чем разница? К какому типу следует, на ваш взгляд, отнести современное российское общество?

8. Как вы оцениваете утверждение феминистов о гендерном неравенстве, существующем во всех современных обществах? Как, по-вашему, в чем должно выражаться социальное равенство полов? Как следует оценивать требование «вернуть женщину в семью»? Действительно, нужна ли женщине, по-вашему, социальная и материальная самостоятельность?

9. Т. Мальтус считал: бедность — следствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая бедным, государство поощряет размножение населения и тем самым увеличивает бедность. Надо отменить государственные субсидии и заботу о бедных всецело доверить частной благотворительности. Согласны ли вы с таким мнением? Дж. С. Милль считал ограничение рождаемости лучшим средством борьбы с нищетой. А что вы полагаете?

10. Одни специалисты считают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие думают иначе: бедность — это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, разрушительных войн, стихийных бедствий, крупных общественных трансформаций, а также по причине физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. А каково ваше мнение?

11. Дайте определение группы. Какие виды групп вы знаете? Что такое референтная группа? Каковы ее функции?

12. Вспомните сказку о Дюймовочке. Вначале майский жук был в восторге от Дюймовочки, она казалась ему очень красивой. Но, когда он показал ее другим майским жукам, они сказали: «Какое убожество! У нее нет усиков! У нее даже есть талия!». И жук немедленно разлюбил Дюймовочку и отправил ее, куда глаза глядят. Какая черта групповой психологии проявилась в этом случае?

13. Проанализируйте сказку «Гадкий утенок» с точки зрения групповой психологии. Как проявилась в этой сказке групповая идентификация «свои» —«чужие»?

14. Многие люди участвуют во встречах выпускников даже спустя много лет после того, как заканчивают школу. Иногда они исключительно быстро находят контакт со своими бывшими товарищами по классу. А иногда обнаруживают, что многие из них так сильно изменились, что их трудно узнать, а потом оказывается, что и говорить с ними уже не о чем. Чем, на ваш взгляд, объяснить это явление?

15. Как вы думаете, как сказывается на сплоченности группы конфликт с другой группой? Как сказывается внешняя угроза? Почему?

16. В экспериментальной комнате находятся семь испытуемых, причем шестеро — подставные лица, они ведут себя в соответствии с установкой экспериментатора. На экране показывают пять разных фотографий пожилых людей.

Первым спрашивают настоящего испытуемого. Он, не колеблясь, говорит, что это разные люди. Но подставные испытуемые по очереди говорят об их сходстве. При этом они «убедительно» аргументируют ответы: фотографии изображают одно лицо, но под разными углами, поэтому они не похожи. Сходство якобы проявляется в глазах, очертании скул и носа, количестве и расположении морщин.
В конце эксперимента вновь спрашивают настоящего испытуемого.

Так, в 80 % случаев испытуемые отказываются от первоначального мнения
и уступают давлению группы.

В другом эксперименте демонстрировали две пирамидки — белая и черная. Результаты те же самые. Вначале настоящий испытуемый говорит то, что видит: пирамиды разные. Но в конце эксперимента поддается давлению группы и признает, что обе они белые. В обоих экспериментах описано важное явление групповой динамики — групповое давление. Сформулируйте, в чем оно состоит?

17. Отечественные психологи провели эксперимент, выяснявший степень коллективной солидарности. Учеников 7 класса пригласили в тир и предложили
выстрелить в одну из двух мишеней. Предупредили: если ученик стреляет в первую мишень, то деньги, выскакивающие из барабана, пойдут на общее дело,
а если во вторую, то деньги станут его личными.

Экспериментаторы давали испытуемым заведомо ложную информацию. На каждой мишени светящимися точками указывалось количество попаданий, которые якобы сделали предыдущие ученики. На «эгоистической» мишени намеренно зажигали больше точек. Испытуемым подсказывали: ваши товарищи стараются только для собственной пользы. Новичок оказывался перед выбором: быть коллективистом, но не согласиться с мнением большинства, либо быть эгоистом
и согласиться с мнением большинства. Выяснилось, что в дружном классе не поддаются на провокации 80 % учеников, а в недружном картина прямо противоположная. Почему в этом эксперименте групповое давление не подействовало?

Темы рефератов

1. Социальная стратификация и социальная мобильность.

2. Мобильность и ценностные ориентации.

3. Современные концепции социальной стратификации.

4. Концепции социальной мобильности.

5. Социальная депривация и маргинальность.

6. Социальные группы и их динамическая характеристика.

7. Стратификация в СССР и России.

8. Социальное взаимодействие и коллективное поведение.

Список литературы

1. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 576 с.

2. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко [и др.]. — М., 2000.— 512 с.

3. Гидденс, Э. Стратификация и классовая структура / Э. Гидденс // Социологические исследования. — 1999. — № 2.

4. Добреньков, В. И. Социология: в 3 т. Т. 2. Социальная структура и социальная стратификация / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М., 2000. — 456 с.

5. Кравченко, А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средн. спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М.: Академический проект, 2002. — 348 с.

6. Радаев, В. В. Социальная стратификация / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. — М., 1996.

7. Социальная стратификация российского общества / под ред. З. Т. Голенковой. — М., 2003. — 252 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...